Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Решение задач"»
Тема. «Решение задач».
Тип урока: построение системы знаний, закрепление.
Цель: отработать умение решать задачи на кратное и разностное сравнение; закреплять табличные приёмы умножения и деления с числами 2 - 5.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебно-познавательной деятельности, привитие интереса к изучению математики, развитие познавательной активности, самостоятельности.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели учебной деятельности в сотрудничестве с учителем, определять наиболее эффективные способы достижения результата, контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной речи, ориентироваться в учебнике, работать со схемами задач, развивать логическое мышление, операции анализа, синтеза, сравнения, систематизации, математическую речь.
Коммуникативные УУД: воспитывать доброжелательное отношение друг другу, развивать умение вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение; пользоваться таблицей умножения и деления; составлять план решения задачи; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: учебники, тетради, листочки для самостоятельной работы, презентация.
Оборудование: картинки с изображением овощей, загадки об овощах; меню на каждую парту; карточки с примерами и уравнениями; карточки со словарными словами (гурман, диета, закуска, гарнир, десерт, меню); лазерная указка.
Ход урока
1.Организационный момент. – Сегодня построим урок в форме соревнования – за каждое правильно выполненное задание вы получите фишку. Кто к концу урока наберёт большее число фишек, будет победителем и получит почетное звание “Знаток математики”.
Сложение, вычитание, умножение, Деление, Величины, задачи
-Какая же будет тема урока, мы узнаем, выполнив следующее задание:
Решите задачи, выбирая верный ответ, и вы узнаете, тему сегодняшнего урока. К доске пойдёт … (Ученик записывает ответы с обратной стороны доски). Математический ребус.
- Сколько ножек у двух сороконожек?
С) 40
З) 80
Н) 2
- Сколько лап у трёх цыплят?
А) 6
О) 3
Е) 8
- Сколько ушей у пятерых мышей? (10)
Т) 5
П) 15
Д) 10
- Сколько хвостов у четырёх котов?
А) 4
О) 8
Е) 12
- Сколько лап у четырёх медвежат?
Ч) 16
Л) 8
К) 4
-Сколько крыльев у шести ворон?
А) 12
И) 6
Ы) 18
-Какое слово получилось?
-Так какая тема нашего урока? (Решение задач)
Карточки с числами и буквами
Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать:
Сколько ниток пойдёт на берет,
Расход ткани на модный жакет,
Сколько стоит билет на балет.
Массу предметов и общий расход,
Сколько ребят ушли в поход,
И сколько остались полоть огород.
У каждой задачи свой сюжет,
И надо найти на вопрос ответ.
3. Целеполагание.
- Вспомните, какиезадачимы решали на прошлых уроках?
- Составьте задачу по краткой записи, задавая разные вопросы:
Яблок – 8 птиц
Груш - 4 птицы
- Первый вопрос такой, чтобы задача решалась сложением.
(На лужайке было 8 цыплят и 4 утёнка. Сколько всего птиц на лужайке?)
- Как покажем вопрос в краткой записи?
Запишем решение ………, ответ…… комментирует
- Второй вопрос такой, чтобы задача решалась вычитанием.
- На сколько больше цыплят, чем утят?
- Как покажем в краткой записи?
Запишем решение …………, ответ ……. комментирует
- На сколько меньше утят, чем цыплят?
- Как покажем это в краткой записи?
Комментирует …………………….
- Почему при ответе на два последних вопроса вы выбрали действие вычитание?
- Как называются такие задачи? (на разностное сравнение)
Третий вопрос такой, чтобы задача решалась делением.
: Деление – это математическое действие, посредством которого определяется, сколько раз одно количество содержится в другом.
- Какой вопрос поставим? (Во сколько раз утят меньше, чем цыплят?)
- Такие задачи называются ... (“задачи на кратное сравнение”)
Тот станет знатоком, кто умеет принимать самостоятельные решения.
Решить задачи, записав ответы “да или нет”.
1) 60 саженцев посадили в 6 рядов. Тогда в каждом ряду по 10 саженцев. 2) В 1 автопарке 90 машин, а во 2 – в 3 раза меньше. Во 2 автопарке 50 машин. 3) 77 открыток наклеили в альбом по 7 открыток на каждую страницу. Получилось 13 страниц. 4) 14 конфет разложили поровну в 3 пакета. В каждом пакете получилось по 5 конфет. 5) Площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 2 см равна 48 кв.см
а) На одной улице 18 одноэтажных домов и 3 двухэтажных. Во сколько раз одноэтажных домов больше, чем двухэтажных? б) В одном доме 10 квартир. Это в 5 раз меньше, чем в другом. Сколько квартир в двух домах? в) На каждом этаже 7-этажного дома по 6 квартир, а на каждом этаже 9-этажного дома по 4 квартиры. В каком доме больше квартир и на сколько? г) В одном доме 56 квартир, а в другом – в 7 раз меньше. На сколько квартир в первом доме больше, чем во втором?
Внимание на экран (или на доску)
- Перед вами 2 задачи и 2 решения. Определите, какой задаче соответствует какое решение и обоснуйте свой выбор.
В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?
В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой?
15 : 5 = 3 (раза)
15 – 5 = 10 (конфет)
Почему вычитанием?
Почему делением? (когда вопрос во сколько раз б. или м., надо узнать сколько раз меньшее число содержится в большем)
10+х=67
х 5=35
А-31=29
30:у=6
– Чему равен корень каждого уравнения? (Учащиеся решают уравнения на «Досках», объясняя выбор действия).
Соотнесение знаковой и словесной формулировки.
Например: 5+814-57+4
К пяти прибавить восемь
Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5
Сумма чисел семи и четырёх
Четырнадцать уменьшить на пять
Четыре плюс семь
5. Игра «Сюрпризный конверт»
11-9
12-8
16-7
8+7
5+6
9+4
Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:
Из одиннадцати вычесть девять.
Сумма чисел восьми и семи.
Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
Число пять увеличить на шесть.
Число шестнадцать уменьшить на семь.
Четыре увеличить на девять.
23
4
18
100
96
55
Миллиметр
Сантиметр
Дециметр
Метр
Километр
Сложение
Вычитание
2) «Терминологическая викторина»
Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
Оценка плохого ученика? (два)
Часть прямой, но не луч. (отрезок)
Ребус: в букве О число 7. (восемь)
Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
В треугольнике их 3. (углы)
Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
Форма Солнца, часов …. (круг)
Результат сложения. (сумма)
3) Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.
Сантиметр
Метр
Километр
Рубль
Час
Килограмм
Расстояние между городами
Стоимость покупки
Длина указательного пальца
Время, которое уходит на сон
Вес своего тела
Длина класса
2) Также, мы с учениками обыгрывали ситуации похода в магазин: один ученик выступал в роли продавца, другие покупателями. Эту работу мы организовывали в группах.
Итог
На карточках зашифровано слово, которое поможет оценить вашу работу на уроке. Первая часть слова зашифрована у первого варианта а вторая часть слова - у второго варианта Здесь важна ваша работа в паре Вы должны работать дружно и не подводить друг друга Без одной из частей слово не получится
27 : 9 х 5 15
Т
1 х 9 х 5 45
И
56 : 7 х 4 32
Л
3 х 8 : 4 6
О
2 вариант
6 х 4 : 3 8
Н
21 : 3 х 4 28
!
9 х 2 : 6 3
Ч
8 : 8 х 9 9
О
Какое слово получилось?
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять?
- Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вызвало затруднения?
Оцените свою работу на уроке. Светофор.
На уроке мне:
* было всё понятно;
* было трудно;
* было интересно;
* прибавилось знаний.
- С кем бы вы хотели поделиться своим знанием и умением решать задачи на кратное сравнение?
7. Подведение итогов урока.
- Какие цели мы с вами ставили в начале урока? СЛАЙД 14.
- Достигли мы их?
- Кто научился решать задачи на кратное сравнение?
- Молодцы! Я дарю вам вот такие символические волшебные