Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Числа 1,2,3,4"»
Тема: числа I, 2, 3, 4.
Цель:
— познакомить с образованием числа 4 путем прибавления 1 к числу 3 и с образованием числа 3 путем вычитания 1 из 4;
— формировагь умение сравнивать числа 1,2,3,4;
— познакомить с составом числа 4;
— научить писать цифру 4.
Оборудование:
— у учителя: наборное полотно, предметные картинки, геометрические фигуры, разные по форме, размеру и цвету;
— у учащихся: карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; геометрические фигуры из математического набора.
Ход урока.
I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1) Актуализация знаний о последовательности чисел 1, 2, 3.
Ответы на вопросы:
— Какое число при счете предшествует числу 2?
— Какое число при счете следует за числом 1?
— Сколько надо прибавить к 2, чтобы получить 3?
— Между какими числами при счете находится число 2?
— От какого числа надо отнять 1, чтобы получить 1?
— Какое число больше — 3 или 1? Учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.
2) Формирование умения соотносить числа 1, 2, 3 с соответствующей группой предметов. Игра «Сколько фигур?».
1-я команда 2-я команда 3-я команда
к- сер- ч -
с - г- кор-
ж- 3 ор-
На наборном полотне учитель выставляет геометрические фигуры (варианты: на доске вывешивается плакат или на магнитной доске, фланелеграфе вывешиваются фигуры).
Представители от каждой команды подходят к доске, считают количество предметов, изображенных в их столбике, и записывают цифру около соответствующего изображения. Выигрывает команда, выполнившая задание быстро и правильно. После подведения итогов игры учитель задает вопросы:
— Что общего у фигур каждого столбика?
— Как называются фигуры каждого столбика?
— Чем отличаются фигуры в каждом столбике?
3) Повторение состава чисел 2, 3: Ответы на вопросы:
— 3 — это 1 и сколько?
— 2 — это 1 и сколько?
— 3 — это 2 и сколько?
Учащиеся показывают варианты состава чисел с помощью геометрических фигур разного цвета.
II. Изучение нового материала.
1) Образование чисел 4 и 3.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числом, а поможет нам сказочный герой, который сам про себя говорил так:
Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему? (Борис Заходер.)
-Кто же будет вместе с нами сегодня знакомиться с новым числом? -Правильно, Винни Пух.
Однажды в дождливый осенний день Винни Пух сидел дома и грустил. На наборное полотно выставляется картинка с изображением Винни Пуха.
— Сколько сказочных героев вы видите? (Одного.)
— Какой цифрой обозначается это число? Ученики поднимают карточку с цифрой 1.
— Положите перед собой столько кружочков, сколько медвежат вы видите. Вдруг в дверь кто-то постучался. Винни Пух спросил: «Кто там?» Кто пришел к Винни Пуху, если он ответил про себя так: «Это я, твой друг. У меня вместо хвостика — крючок, вместо носа — пятачок»? (Пятачок.)
Учитель выставляет на наборное полотно картинку с изображением Пятачка.
— Сколько героев из сказки теперь в доме Винни Пуха? (Два.)
— Какой цифрой обозначают это число? Ученики поднимают карточку с цифрой 2.
— Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало два? Ученики кладут еще один кружок.
— Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили число 2? На доске появляется запись: 1 + 1=2.
— Вдруг в дверь опять кто-то постучался. Догадайся, кто пришел к Винни Пуху, если на вопрос «Кто там?» Винни Пух и Пятачок услышали загадку:
Учитель выставляет на наборном полотне картинку с изображением Кролика.
— Сколько зверей теперь в доме Винни Пуха? (Три.)
— Какой цифрой обозначают это число? Ученики поднимают карточку с цифрой 3.
— Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало три? Ученики кладут еще один кружок.
— Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили число 3? На доске появляется запись: 2+1=3.
— Тут в дверь постучался еще один гость, который рассказал о себе следующую загадку:
В лесу темно. Все спят давно. Одна птица не спит. На суку сидит. Мышей сторожит.
— Кто пришел к Винни Пуху? (Сова.) Учитель выставляет на наборное полотно картинку с изображением Совы.
— Сколько зверей теперь в доме Винни Пуха? (Четыре.)
— Число четыре обозначается цифрой 4. Учитель демонстрирует детям соответствующую цифру.
— Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало четыре? Ученики кладут еще один кружок.
— Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили число 4? На доске появляется запись:
3 + 1=4.
— Винни Пух решил угостить своих друзей чаем. Сначала он поставил 2 чашки. Положите перед собой столько треугольников, сколько чашек поставил Винни Пух. Потом он поставил еще одну чашку. Сколько стало чашек? Как получили 3 чашки? Как сделать, чтобы треугольником тоже стало 3? Затем Винни Пух поставил еще одну чашку. Сколько стало чашек? Как получили 4 чашки? Как сделать, чтобы треугольников тоже стало 4? (Все действия соотносятся с равенствами, записанными на доске: 2+1=3, 3+1=4.)
2) Соотнесение чисел 1. 2,3,4 с соответствующими множествами предметов.
Винни Пух и его друзья решили поиграть в школу. Сова была учителем, а остальные герои сказки — учениками. Сова поставила перед учениками 4 шишки и попросила учеников с помощью карточек ответить на вопрос: «Сколько шишек?» Вини Пух показал карточку с цифрой 3, а Пятачок и Кролик - с цифрой 4. Как вы думаете, сколько шишек показала сова? Кто из учеников Совы прав? Учитель .меняет количество предметов и карточки, задание повторяется несколько раз.
3) Состав числа 4.
После игры Винни Пух стал угощать друзей фруктами. Сначала он достал яблоки: 2 желтых и 2 красных. Сколько всего яблок положил Винни Пух? (4.) Сколько желтых? (2.) Сколько красных? (2.) Как можно получить 4? (2+2.) Затем он достал груши: 1 зеленую и 3 желтые. Сколько всего груш достал Винни 11ух? (4.) Сколько зеленых? (1.) Сколько желтых? (3.) Как можно получить 4? (1+3.) Потом он достал бананы: 3 больших и I маленький. Сколько всего бананов достал Винни Пух? Сколько больших? (3.) Сколько маленьких? (1.) Как можно получить 4? (3 И.)
Итак, 4 - это 1 и сколько? 2 и сколько? 3 и сколько?
Друзья решили пойти погулять, а мы немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Раз. два. три, четыре.
Встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся
И отправился гулять,
В лес малину собирать.
III.Работа по учебнику.
Дети находят печатную цифру 4, читая ряд чисел, записанный в правом верхнем углу страницы 28 (учебник авт. М.И. Моро. СИ. Волковой, СВ. Степановой выйдет в изд. «Просвещение» в 2001 г.).
— Рассмотрите верхнюю картинку. Сколько отремонтированных машин на картинке? Сколько не отремонтированных машин? Сколько всего машин? Как записали, что машин три да еше одна? Что делает мальчик? Сколько колес должно быть на машине, которую ремонтирует мальчик? Когда он снял одно колесо, то осталось 4 колеса без одного. Как это записали? Как получили числа 4 и 3?
По нижнему рисунку на странице 28 проводится работа по соотнесению чисел 1, 2, 3, 4 с соответствующими множествами предметов.
Заучивание состава числа 4 происходи! с помощью монет, вырезанных из приложения к учебнику.
— Как можно набрать 4 рубля, имея три монеты по 2 рубля и две монеты по 1 рублю?
По нижнему рисунку на странице 28 повторяется получение числа 4. рассматривается письменная цифра 4, уточняется место цифры 4 на циферблате часов.
4) Сравнение чисел 1, 2, 3, 4 происходит по числовой лесенке на странице 29. Новым будет сравнение чисел 1, 2, 3 с числом 4.
5) Обучение письму цифры 4.
Работа в тетрадях.
— Цифра 4 состоит из трех элементов — палочек. Начинаем писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки. Ведем руку к центру клетки и, не отрывая ручку от бумаги, пишем направо горизонтальную палочку, немного не доводя ее до правой стороны клетки. Третью палочку начинаем писать чуть выше середины правой стороны клетки, ведум ручку вниз до нижней стороны клетки.