Урок применения знаний и умений по теме: «Квадрат и куб числа»
в 5 классе
Урок математики разработан для малокомплектной сельской школы учителем математики МКОУ «Дубровская ООШ» Габрусь Н. Ю.
Урок помогает увидеть, каким образом приобретенные знания по математике, могут быть сразу использованы учащимися, подкрепляет мотивацию обучения.
Форма проведения урока: закрепление ЗУН учащихся по теме изучаемого материала с повторением изученного ранее.
Методы обучения:
словесные - фронтальная беседа, работа учащихся в парах;
наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
практические – решение задач.
Цели урока:
Закрепить и развивать навыки арифметических действий с натуральными числами; вычислять значение степеней;
Способствовать повышению уровня умственного развития и мышления учащихся; развитию нравственности, качеств личности; воспитанию способности к преодолению трудностей.
Развивать интерес к уроку математики, знакомить с именами людей, творивших науку
Оборудование урока: карточки с заданиями, экран
Оформление доски: дата; тема урока; фрагмент иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди»
Слова: Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением?
II. Мотивационная беседа, завершающая постановкой цели урока.
Сегодня необычный урок, давайте попробуем помочь двум персонажам из сказки «Дикие лебеди» вернуться домой. Согласны? (Да!). В процессе помощи повторим изученный материал,
Перед вами путевой лист, который поможет вам увидеть результаты вашей помощи сказочным героям.
Путевой лист
| Ф.и.учащегося | Выполнение задания | Оценка выполнения |
1 | Устный счет | | |
2 | Математические карты | | |
3 | Самостоятельная работа. Самопроверка | | |
4 | Исторический факт | | |
5 | Собери картину | | |
6 | Итог урока | | |
Итак, проверим вашу готовность! Ваши ответы записывай те в путевой лист.
Устный счёт- молчанка «по цепочке»:
число 100 уменьшить в20 раз;
результат увеличить в 5 раз;
результат уменьшить на 14;
результат увеличить в 9 раз;
результат увеличить на 1;
полученное значение разделить на 20
Вы получили число…..(5)Молодцы! Поставьте оценку в путевом листе. ☺
Математические карты (взаимный опрос; работа в парах )
Вопросы на картах:
В каком порядке выполняют действия в числовых выражениях, содержащих квадраты и кубы чисел?
Что такое квадрат числа?
Какое свойство действий над числами позволяет упрощать выражение вида 8а +4а?
Что такое куб числа?
Поставьте оценку в путевом листе. ☺
Напомню историю сказки: сестричке родители поручили приглядывать за братом. А она заигралась с подружками, и не заметила, как гуси-лебеди унесли её братца. Нашла она его, как мы знаем, в избушке у бабы-яги; схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят. Куда деваться?
Встретилась на пути ПЕЧЬ . «Сударыня-печка, спрячь меня!»
ПЕЧЬ: «Съешь моего математического пирожка!» Мы сейчас попробуем помочь девочке. ПЕЧЬ забыла все правила и наверное будет сейчас ошибаться. В случае ошибки поднимите розовую карточку, в случае согласия – зелёную. По окончании отметьте в путевом листе.
ПЕЧЬ показывает пирожки с начинками: «Я утверждаю, что
Поставьте оценку в путевом листе. ☺
Дальше бегут наши герои, а гуси повернули назад и опять догоняют, Увидела девочка Яблоню. «Яблоня-матушка , спрячь меня!»
ЯБЛОНЯ: «Съешь моих математических яблочек, спрячу!»
Ребята, сорвите каждый по яблочку с заданием и помогите девочке.
Самостоятельное решение примеров. Самопроверка по образцу (на откидной доске)
№ 657 (по три примера)
Поставьте оценку в путевом листе. ☺
Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней. Того и гляди -из рук братца вырвут. Бежит молочная речка, кисельные берега. «Речка-матушка, спрячь меня!»
РЕЧКА: «Послушай, о чём журчат мои воды!»
Давайте и мы прислушаемся о чём она поведала девочке. Может кто -то из вас читал об этом?
Исторический факт!
Выдающийся советский математик, академик, фамилию которого ты должен отгадать, решил много сложнейших задач ,совершил не одно открытие в различных разделах современной математики, Но радость своих первых математических «открытий» он познал рано.
Он рассказывал , что ещё до поступления в гимназию в возрасте 5-6 лет он любил придумывать задачи , подмечал интересные свойства чисел. Эти «открытия» публиковались в домашнем журнале. Вот одно из «открытий» шестилетнего мальчика:
1²=1
2² =1+3
3² =1+3+5
4² =1+3+5+7
Вспомни фамилию этого математика. (Андрей Николаевич Колмогоров).
Поставьте оценку в путевом листе. ☺
Благодаря вашей помощи , Речка посадила девочку под бережок. Гуси полетали-полетали и ни с чем улетели.
Физкульт минутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше –выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали
Ну вот и девочка прибежала с братцем домой, а тут и отец и мать пришли, да забаву принесли. Давайте и мы поиграем!
Собери картину. Картина разрезана на 6 частей. На каждой из этих частей – задание:
Угадай корень уравнения Х*Х=36.
Используя таблицу, найдите значение n , если 121=n²
Упростите 2а +14+3а+6
Угадай корень уравнения Υ*Υ=81
Используя таблицу, найдите значение n , если 125= n³
Реши уравнение 4х +3х = 28.
Ученик выбирает задание по силам, решение записывает в путевой лист. И с помощью магнита крепит часть картины на доску в ячейку с ответом который он получил
Поставьте оценку в путевом листе ☺
Итог урока. Рефлексия
С чем вы сегодня познакомились?
Какими свойствами воспользовались при решении задач?
Что понравилось, что запомнилось?
Что было трудно?
Где в жизни вы сможете это применить?
Домашнее задание. (Инструктаж по его выполнению)
В качестве индивидуального задания на дом каждому ученику предлагается: составить интересный вопрос и упражнение по пройденному материалу.
6