Конспект урока
Урок по плану проводится вместо занимательных задач. Задачи из книги «1001 задача для умственного счёта в школе С.А.Рачинского»
Ход урока
Орг. момент (1 мин)
Актуализация знаний (3 мин)
Практическая деятельность учащихся
распределение задач на группы; (4 мин)
решение задачи по выбору; (6 мин)
работа с предложенной схемой; (4 мин)
Физминутка (2 мин)
Практическая деятельность учащихся
Подведение итогов урока (3 мин)
Информация о домашнем задании (1 мин)
Рефлексия(6 мин)
1. – Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим, что есть у вас на партах для работы сегодня на уроке. Это Рабочий лист. В течение урока вы будете с ним работать и в конце сдадите мне. Запишите на нём число и подпишите его.
2. – Начать урок мне хотелось бы с фразы известного математика Пойа. Но когда я набирала текст, у меня сломалась клавиша пробел. Поэтому возьмите ручки и выступите в роли корректора. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»
- Итак, какая тема сегодняшнего урока? (решение задач) Запишите тему на Р.Л. И в схеме слово «Задачи»
- Мы с вами окажемся в школе С.А. Рачинского, который жил с 1833 по 1902 год, и будем решать задачи того времени.
- Какие знания вам сегодня пригодятся? (таблица старинных мер, способы решения задач). Т.е. что надо вспомнить? (виды задач)
- Чтобы понять, с какими задачами мы встретимся, расшифруйте анаграммы и заполните второй ярус в схеме
ВИНИЖЕД, ТИЧАС, РАЦИНАЗ, МУСМА и ЗАРЬНОСТ (в это время раздать задачи)
Движение части разница сумма и разность
- Что у вас получилось? Так с какими же задачами мы сегодня будем работать?
3. 1) -Давайте распределим задачи по этим группам (Работают в парах)
Ч – на части Д – на движение Р – на разницу
Н – нахождение двух чисел по их сумме и разности
Давайте проверим. Какую задачу можно отнести к двум разным группам?
(112 Два брата купили вместе 50 четвертей овса. Но один купил четырьмя четвертями больше другого; вместе они заплатили 300 руб. Сколько заплатил каждый?) И к задачам на разницу и к нахождению двух чисел по их сумме и разности
- Переверните Р.Л. В таблице самооценки поставьте «+», если вы справились с заданием и «- +», если не всё получилось.
2) - Решите одну из задач «на разницу». 9 задача более высокого уровня
294. За 3 четверти ржи и 4 четверти овса нужно заплатить 30 руб., а за 3 четверти ржи и 2 четверти овса – 24 руб. Сколько стоит четверть того и другого? (6 руб., 3 руб.)
289. У торговца есть продажная рожь. Если он продаст её по 7 руб. за четверть, он получит 16 руб. барыша; если продаст её по 4 руб., то потерпит 8 руб. убытка. Сколько у него ржи, и почём он её покупал? ( 8 ч., по 5 руб )
- Озвучим решение. Решение задач на экране.
3) - Вам предложена схема для решения одной из задач. К какой группе может относиться эта задача? Выберите её из списка, дополните числовыми данными и решите. (Один озвучивает решение)
442. Отец вдвое старше сына и втрое старше дочери. Сыну с дочерью 50 лет. Сколько лет отцу? ( )
Арифметический диктант
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки)
4) - Решим вместе задачу на движение (с переводом единиц)
452. Между двумя городами 60 вёрст. Двое выехали одновременно из этих городов друг другу навстречу. Один проезжает в минуту 75 сажень, другой – 50 сажень. Через сколько часов они встретятся? ( )
(Решение: 1) 75 + 50 = 125 (с.) - скорость сближения 2) 60 * 500 = 30000 (с.) – расстояние между городами. 3) 30000 : 125 = 240 (мин) 4) 240 мин = 4 ч
Ответ: 4 часа
- Что вам понадобится для решения этой задачи?
5) - Одного из учеников попросили решить следующую задачу. Он решил, но не смог дать пояснения. Обсудите в парах предложенное решение этого ученика. Если найдёте ошибки, то исправьте их и дайте пояснение к каждому действию. ( Я раздаю листочки с задачей 112) Два брата купили вместе 50 четвертей овса. Но один купил четырьмя четвертями больше другого; вместе они заплатили 300 руб. Сколько заплатил каждый? (162 руб., 138 руб.)
Что бы вы посоветовали этому ученику?
6) Самостоятельно решите одну из оставшихся задач на части. Задача №1 более высокого уровня.
1. Я за 200 руб. купил собаку, корову и лошадь. Корова втрое дороже собаки, лошадь вчетверо дороже собаки вместе с коровою. (10 р.;30 р.;160 р)
4. Я купил 2 куска одинакового ситца. Один кусок втрое длиннее и на 3 руб. дороже другого. Сколько стоит каждый кусок? (1р.50коп,3р.50коп.)
Рефлексия
Заполните таблицу самооценки
- Продолжите одно из предложений.
Сегодня на уроке я поработал…____________________________________
Я не достаточно усвоил…________________________________________
У меня получилось …____________________________________________