Тема. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Цели урока:
Образовательные: ввести понятие скорости как новой единицы измерения; установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;
Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, закрепить знание единиц времени и длины,
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
- Регулятивные УУД: определение последовательности знакомства с новым материалом
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- Познавательные УУД: способствовать развитию внимания, мышления, самостоятельности, активности;
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Знать понятие скорости как новой единицы измерения; закрепить табличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.): "Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждёт открытие новых знаний при решении задач.
2. Актуализация знаний.
Найдите значение выражений и расшифруйте слово.
Что называется величиной? (то, что можно измерить)
Какие величины вы знаете? (масса, расстояние, температура, площадь, время…)
Сегодня мы с вами поговорим еще об одной величине. Чтобы узнать о какой величине пойдет речь, необходимо решить задачу.
3. Формулирование темы урока.
Волк и Заяц соревновались в беге. Кто по вашему мнению, пробежал быстрее?
(ответы детей)
Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:
- Какова длина дистанции?
- За какое время пробежал эту дистанцию Волк и за какое время – Заяц?
Вывод, Заяц пробежал быстрее.
Проблемный вопрос:
- Почему так произошло? (Заяц быстрее двигался, а Волк медленнее)
- Что у них разное? (Скорость)
- Да, они двигались с разной скоростью.
- Где вы встречались с понятием "скорость”? (В машине спидометр измеряет
скорость) О какой величине пойдет речь?
Что мы хотим узнать о ней?
(Установить, как измеряется скорость и как она связана со временем и расстоянием.)
Тема урока: “Скорость. Единицы измерения скорости”.
- Как измерить скорость движущихся тел, у которых нет спидометра?
Постановка темы урока
- Чтобы точнее сформулировать тему и цели урока, найдём опорные слова. Они необходимы для определения скорости. Для этого расположите данные единицы измерения в порядке возрастания. 1 вариант – расстояние, 2 вариант – время.
- Проверим
мм, см, дм, м, км
с, мин, ч, сут, мес
- Расстояние – это промежуток между двумя пунктами, точками, между чем-нибудь. В чём измеряется расстояние? (В единицах длины).
-Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь. В чём измеряется время? (В единицах времени).
Проблемный вопрос:
- А что называется скоростью?
4. «Открытие» нового знания.
- Что называют скоростью? Где найти ответ на наш вопрос? (В учебнике)
- Откройте учебник с. 54, найдите выделенное слово "скорость”. Прочитаем определение скорости. (Скорость показывает, какое расстояние преодолевается за единицу времени – секунду, минуту, час)
- Так что же называют скоростью?
- Какими величинами будем пользоваться для определения скорости? (Расстоянием и временем)
- И в качестве единиц измерения скорости мы будем пользоваться и единицами длины и единицами времени.
- Обычно используют такие единицы скорости, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час, а записывают так:
м/с, м/мин, км/ч.
Обратите внимание, что предлог "в” в математике заменили чёрточкой " / ”.
- Прочитайте единицы скорости км/с м/мин км/ч м/с
- Из каких единиц измерения образуются названия единиц скорости? (Из единиц длины и единиц времени).
Физминутка.
Руки ставим все вразлёт,
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи
И на друга посмотри
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете.
На носочки поднимись -
Полетит ракета ввысь…
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
- Интересно, а какая скорость у самолёта, ракеты?
- Объясните смысл предложения «Самолёт летит со скоростью 800 км/ч» ( за 1 ч самолёт преодолевает расстояние 800 км)
5. Контролирующее задание
- Молодцы, а теперь переверните лист и выполните задание:
6 . Закрепление
№ 4, стр.56 устно (учебник)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Предлагается новое задание, мини-тест
- обведи правильный ответ:
Проверка задания
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
9. Домашнее задание.
Используя материал урока, составить свои варианты измерения объектов с единицами измерения скорости (например, скорость антилопы 80км/ч и т.д.)