- Какая дробь называется правильной? (Правильная дробь - это дробь у которой числитель меньше знаменателя).
- Прочитайте числа: (Презентация, Слайд 7)
Миниитог.
Молодцы! Давайте сейчас проверим, как хорошо вы считаете.
III. Самостоятельная работа.
(Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу для проверки усвоения предыдущей темы)1 вариант 2 вариант
- Начертить 3 прямоугольника длиной 6 клеток и шириной 2 клетки. Закрасьте: половину, , .
- Записать дроби: Семь десятых; пятнадцать шестнадцатых; двадцать четыре целых восемь девятнадцатых; тридцать шесть сороковых.
- Начертить 3 прямоугольника длиной 6 клеток и шириной 2 клетки. Закрасьте: треть,, .
- записать дроби: Пять целых одна седьмая; девятнадцать тридцатых, тридцать семь целых сорок пять девяностых, пятьдесят пять целых тридцать одна сорок первая.
Миниитог.
IV. Физминутка.
Прежде чем вы приступите к изучению нового материала надо выполнить физминутку. (Упражнения для снятия напряжения с глаз и мышц шейного отдела).
V. Объяснение нового материала.
Задание. Как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?
Решение
I способ
чтобы разделить 5 яблок между четырьмя детьми надо разделить каждое яблоко на четыре части и раздать их четырем детям. Сколько получил каждый ребенок? Каждый ребенок получил яблока.
II способ
чтобы разделить 5 яблок между четырьмя детьми надо дать детям по одному целому яблоку и одно яблоко разделить на четыре части и раздать четырем детям. Сколько получил каждый ребенок? Каждый ребенок получил яблока.
Значит:
Как называется число ?
Число называется смешанным числом.
Неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа. Для этого надо выделить целую часть из неправильной дроби.
Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо:
числитель разделить с остатком на знаменатель;
частное от деления будет целой частью числа;
остаток записать числителем, а делитель будет знаменателем.
Пример. Выделить целую часть из неправильной дроби: а) ; б) .
Решение.
Говорят так:
Чтобы выделить целую часть из данной неправильной дроби девятнадцать седьмых, надо разделить с остатком числитель на знаменатель. Девятнадцать разделить на семь будет два и остаток пять. Два запишем целой частью, пять будет числителем, а знаменатель дроби будет семь. Получилось число: две целых пять седьмых.
V. Выполнение упражнений.
Выделите целую часть числа.
Решение примеров учащимися у доски и в тетради.
(Для более наглядного объяснения темы надо взять 10 яблок (по 5 яблок для каждого способа). Затем дать возможность учащимся самим попытаться решить задачу: Как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?)
Ребята, как вы думаете, как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?
(Учащиеся предлагают варианты деления яблок: разделить каждое яблоко на четыре части и раздать части яблок детям или каждому дать по одному яблоку и оставшиеся яблоки разделить на 4 части и раздать детям. Для большей наглядности яблоки разрезаются и раздаются детям. Ведется словарная работа и работа по проверке усвоения материала. Каждый учащийся отвечает на вопрос: Сколько у тебя получилось яблок? Подводиться итог, что . Весь материал записывается в тетрадь.)