- Ребята я получила письмо. Давайте его прочитаем: «Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не могу решать задач! Особенно с координатной прямой! Помогите мне, ребята, всё расставить по местам. Научусь решать задачи - буду благодарен вам!
- От кого письмо! Правильно, от Незнайки. Кто из вас любит решать задачи? Кто хочет помочь Незнайке? Все согласны! Тогда сегодня на уроке мы поработаем над решением разных творческих задач и сложных заданий. Приведем в систему наши знания и поможем Незнайке. Но сначала – устный счет.
1) Кто быстрее? 2) Верный ли ответ?
47+64+53+16= 100-18х5+80:2=14
3) Найдите 3 числа, из которых можно составить 2 примера на умножение и 2 примера на деление:
4) Сумма двух отрезков равна 16 см. Один отрезок длиннее другого на 2 см. Найдите длины этих отрезков.
5) Сколько в данной фигуре всего треугольников и сколько четырехугольников?
6) Разделите кусок торта на 3 равные части:
7) На какие две группы можно разбить эти фигуры: ( плоские и объемные)
- Обратите внимание на плоские фигуры. Как их назвать одним словом? (Многоугольники).
- Какая среди них лишняя фигура? (Треугольник) Почему? Докажите. Можно ли сказать, что квадрат - это прямоугольник? Назовите отличительные и общие признаки квадрата и ромба.
2. А теперь решим задачу, которую предлагает Незнайка.
1) Вдоль шоссе проложена координатная прямая Длина ед. о. которой равна 2 м. Незнайка и его друг Буратино движутся только вдоль этой координатной прямой. Они стояли на числе – 3. А затем разбежались в разные стороны и остановились. Причём Буратино бежал быстрее Незнайки в 2 раза и оказался на числе 11. На каком числе оказался Незнайка? Сколько метров пробежал Буратино? Незнайка? Какое между ними расстояние?
- Незнайка говорит вам: «Большое спасибо!» и приглашает отдохнуть. Физкультурная минутка « Бабочка».
- А теперь в гости к роботу.
- Угадайте, какое озеро называют жемчужиной планеты? Ответ дан на блок - схеме, которым вы и воспользуетесь:
Чудское - 98 54
Ильмень – 86 8175 , следовательно, 9+91 = 100
Байкал - 100
Это озеро Байкал с пресной водой. Из него вытекает 1 река Ангара, а впадает 300 рек. Во сколько раз больше впадает рек, чем вытекает? На сколько рек больше впадаем, чем вытекает?
У робота в гостях был гномик Цердум. Он предлагает вам выполнить следующее задание: Какая фигура лишняя и почему?
3х (4z-7) =51
4z-7=51:3
4z-7=17
4z=17+7
4z=24
z=24:4
z=6
Проверка:
3х(4х6-7)=51; 51=51
Лишняя фигура – круг, так как нет углов, чтобы найти значение круга, нужно решить уравнение:
Робот предлагает решить ещё одно уравнение. Кто готов?
- Молодцы!
А теперь приготовьте счётные палочки.
а ) В данной фигуре переложите 3 палочки, чтобы получилось 3 равных квадрата.
б) Снимите 3 палочки так, чтобы получилось 3 равных квадрата:
в) Переложите 5 палочек, чтобы получилось 2 квадрата.
г) Снимите 4 палочки, чтобы получилось 5 равных квадратов.
3. Сам Самыч приглашает вас поработать с учебников.
а) Задача №3 стр. 111.
- Прочитайте задачу. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Что узнаете сначала и как? Почему? Как оформить задачу? Какая это была задача? Составьте обратную задачу.
б) В трех тетрадях 54 листа. Сколько листов в 5 тетрадях? В 4?
- Как решите эту задачу? Запишите только решение.
в) Отдохнём! Устали. Поиграем в мышек. Физминутка.
г) Запишите только ответы из №7 стр. 111.
4. А теперь Незнайка хочет узнать, как у вас со смекалкой! Покажите, как вы умеете решать логические задачи. Не подведите.
а) Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причем никакие два мальчика не делили между собой одно место. На вопрос, какие места кто занял, трое ребят ответили: Вова- не был последним. Какое место занял каждый из мальчиков?
б) Муха – Цокотуха нашла денежку и на неё купила на базаре самовар, крендельки и конфеты. Самовар и крендельки стоят 48 рублей. За крендельки и конфеты Муха заплатила 3 рубля. Причём конфеты дороже крендельков. Сколько рублей составляет денежка, которую нашла Муха?
Решение:
1) 3= 2+1, так как конфеты дороже крендельков, следовательно, конфеты стоят 2 рубля, а крендельки – 1 рубль.
2) 48+2= 50(руб.) – всего
Ответ: Муха нашла 50 рублей.
5. Итог урока.
Что мы хотели сделать на уроке? Сумели ли мы ему помочь?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: № 8 стр. 113, № 3 стр. 112.
6. Использованная литература:
1. «Нестандартные задачи по математике» 3 класс Т.П. Быкова, - М.: «Экзамен», 2015.