№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами. Сегодня я пришла к вам на урок с подарком. В подарок я принесла картину, которую специально нарисовала для вас. Красивая картина у меня получилась? Ой, а где же мой рисунок? Я, кажется, знаю. Белый лист мой, Белый лист мой. Весь под белым полотном. Очевидно белый лист мой Околдован колдуном. Всё на свете в белом цвете, Это грустно и смешно. Я ведь так старалась, дети, Рисовала вам панно. Посмотрите на картину, Здесь белым-бело везде. Вы ведь смелы и умелы И поможете беде. Мы отлично всё исправим, Разукрасим целый свет. И проблему мы поставим И сумеем дать ответ. Согласны помочь восстановить мою картину? Итак, за работу | Анализ и разрешение житейских ситуаций. Целеполагание Планирование учебного сотрудничества учителя с учащимися | Белый лист –имитация картины |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | -Прочитай выражение. - Что означает в нем каждое число? -Как представить в виде суммы? 5х4 2х3 3х6 9х2 -Посмотрите, что-то появилось у нас на картине. 2. Подбери произведение, соответствующее данной сумме: 3+3+3+3 5х2 9+9+9 3х9 9х3 2+2+2+2+2 3х4 4х3 5+5 2х5 -Что мы видим на картине? 3.Не выполняя вычислений, смогу ли я сравнить эти выражения? 3х4 …3х2 7х3…3х7 -Расколдовали немного картину? 4. Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой? У Васи и Коли вместе 15 марок. Вася подарил из них Коле 2 марки. Сколько стало у них вместе марок после этого? Отцу и сыну вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года? 5. У паука 8 лапок. Сколько лапок у 2 паучков? У жука 4 лапки. Сколько лапок у 3 пауков? 6. 5х3 5х2 5х1 5х0 -Что можете сказать о данных выражениях? | Использование приобретенных математических знаний. Выполнение устных арифметических действий. Анализ и интерпретация данных. Построение рассуждения. Анализируют, сравнивают. Используют знаково-символические средства Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Извлечение из текста необходимой информации Установление причинно-следственных связей. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Анализ, сравнение произведений Выполнение арифметических действий. Использование знаково-символических средств | Сл. 2 Появление проталины Сл. 3 Появление зеленого листочка Сл.4 Появление зеленого листочка Появление зеленого листочка Появление зеленого листочка Появление зеленого стебелька |
3. | Выявление места и причины затруднения. | -Замените умножение сложением и найдите значение выражения? 5х3=5+5+5=15 5х2=5+5=10 5х1 5х0 -В чем затруднение? -Чем эти выражения не похожи на предыдущие? -Какой вопрос будем исследовать? -Сформулируйте тему урока. -Какую цель поставим перед собой? Мы поставили проблему и определили тему. | Применение математических знаний для решения учебной задачи. Анализ объекта, осуществление сравнений, выделение общего и различного, осуществление классификации, установление аналогии. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном действии. Целеполагание. Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели. Принимают цель учебной деятельности | Появление зеленого стебелька |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | - Давайте вернёмся к нашим выражениям. -У кого какие предложения? -Поменяем местами числа. 5х1=1х5=1+1+1+1+1=5 -Какое число получили? -А теперь 5х0. Поменяем местами множители. 5х0=0х5=0+0+0+0+0=0 -Если умножаем 0 на число или число на ноль, то какое число получаем? | Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Анализируют, сравнивают, обобщают. Используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Создают алгоритм деятельности при решении проблем Построение логической цепи рассуждений | Появление зеленого стебелька |
5 | Первичное закрепление во внешней речи | 1. -Вычислите выражения: 9х1 0х3 1х4 9х0 3х1 0х6 1х6 8х0 -Какой вывод сделаем? 2. -Проверим, верно, ли решена задача на с. 53. -Прочитайте 1 задачу. -Сколько лошадей было? -По сколько всадников на лошади? - Что надо узнать? -Как запишем решение? -Можно ли его заменить умножением? -Какое число получается при умножении единицы? -Читаем вторую задачу. -Сколько тарелок осталось после обеда? -Сколько сосисок осталось на каждой тарелке? -Сколько всего сосисок? -Как вы нашли? -Какое число получается при умножении нуля? 3. Задание №2. -Закончи выводы: При умножении 1 на любое число получается… -Как записать 1х а = а х1= а При умножении 1 на любое число получается… 0 х в = в х 0= 0 - Знаете, как запомнить эти правила? Если пофантазировать, можно представить, что 1 - это зеркало. Когда число умножается на 1, оно как бы отражается в зеркале и видит самого себя. А 0 - это шапка невидимка, когда число умножается на 0 - оно исчезает. | Построение рассуждений. Поиск, обнаружение и устранение ошибок арифметического характера. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий Используют знаково-символические средства. Формулируют и аргументируют свое мнение Установление логической цепи рассуждения. Составление алгоритма . Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических действий | Появление зеленого стебелька Появление зеленого стебелька Появление на картине 1 цветка |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -А теперь посмотрим, как вы выполните вычисления выражений. Те, кто считает, что хорошо усвоил данный прием вычитания, возьмет задание на голубом листе, а те, кто не очень уверен в своих силах, возьмет задание на желтом листе. 0 х (45-5) 1х (30-23) (78-70) х 1 (45-8) х 0 1 х 20 32 х 1 0 х 6 98 х 0 -Оцените правильность с помощью листов –проверки и трудность. -Кто справился с заданием? -Кому трудно было? -В чем трудность? | Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Построение логической цепи рассуждений. Осознанное строительство высказывания. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | Появление на картине 2 цветка |
7 | Включение в систему знаний и повторение | -Теперь наши новые знания применим в других заданиях. 1. - Решите задачу. -Прочитайте задачу. Оля купила 3 ластика, по 1 рублю каждая. Сколько стоит эта покупка? -Сколько ластиков купила Оля? -Что значит по 1 рублю каждая? -Что надо найти в задаче? -Выполним краткую запись. -Как записать решение? -Как умножить один на число? -Какой ответ запишем? 2. -Сравни выражения: №4 (1 столбик) с комментированием. -Какое число получается при умножении на 1? -А какое число получится при умножении 0? 3. -Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3см и 1 см | Смысловое чтение, извлечение информации в соответствии с целью. Анализ текста задачи. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Установление отношений между данными и вопросом Планирование хода решения задачи. Прогнозирование. Моделирование. Осуществление плана решения (запись решения задачи). Решение задачи разными способами. Решение и выбор наиболее эффективного. Выслушивание и понимание партнера, планирование и согласованное выполнение совместной деятельности, Взаимный контроль действия друг друга и умение договариваться. Проверка и оценка решения задачи. Подведение под понятие. Логическая цепь рассуждения. Выполнение действий по алгоритму. Анализ, синтез Смысловое чтение, извлечение информации в соответствии с целью Анализ текста задачи Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Установление отношений между данными и вопросом Планирование хода решения задачи. прогнозирование Осуществление плана решения (запись решения задачи). Решение задачи разными способами. Решение и выбор наиболее эффективного. | Появление на картине 3 цветка Появление на картине 4цветка Появление на картине 5цветка |
8 | Рефлексия деятельности | -Какую цель ставили? -Удалось ли вам её решить? -Расскажите о своем открытии? -Выразите свое отношение к уроку: 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется -Посмотрите, мы расколдовали картину. С помощью математики у нас появился весенний пейзаж. -Как называются цветы? -Эти цветы охраняемые, их нельзя рвать. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Картина расколдована(подснежники на проталинке) |