Тема: «Умножение и деление натуральных чисел»
(обобщающий урок)
Цель: Повторить с учащимися переместительное и распределительное свойства умножения, определение куба и квадрата. Закрепить навыки в применении свойств умножения при упрощении выражений и решении уравнений, в вычислении значений выражений, содержащих квадрат и куб. Подготовить учащихся к контрольной работе.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к осетинскому эпосу, как своеобразному своду нравственных правил древних осетин.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки заданий, книга «Сказание о нартах».
Метод проведения: дидактическая игра.
Ход урока:
Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Устная работа и опрос учащихся.
Учитель: « Мы закончили изучение главы «Умножение и деление натуральных чисел». Мы изучили темы: «Упрощение выражений», «Порядок выполнения действий», «Степень. Куб и квадрат». На уроке нам предстоит повторить эти темы, закрепить полученные в ходе изучения навыки и умения, подготовиться к контрольной работе. Но сегодня я хотела бы провести урок необычно. Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в историю Осетии. Для начала проверим, готовы ли вы отправиться в путь, хорошо ли вы вооружены знаниями. Начнем урок с устного счета и повторения теоретического материала. В это же время двое учащихся будут работать у доски по индивидуальным карточкам».
Задания для устного счета изображены на интерактивной доске. После выполнения вычислений учащимся предлагается обратить внимание на буквы, поставленные в соответствие каждому примеру.
25∙3 :15 +29 ___:17 ? | 15:4 +16 :19 -4 __ ? | 100:25 ∙17 :2 __+26 ? | 16∙3 -12 :12 __∙23 ? | 54:18 +27 :15 ∙29 ? | | | | |
А | Н | Т | Ы | Р | | | | |
Учитель просит учащихся расположить результаты вычислений в порядке возрастания и прочитать полученное слово. Это слово «нарты».(перемещение букв и чисел проводится с использованием интерактивной доски).
Далее опрос класса по теории.
Сформулировать переместительное и распределительное свойства умножения.
(a+ )c= c+b
(a-b)∙ =a∙ - ∙с
n2= ∙
3=n∙n∙n
На интерактивной доске появляются четыре формулы с пропущенными буквами. Учитель вызывает к доске ученика для их восстановления.
Далее проверяется решения учащихся, работающих у доски по карточкам. Им также предлагается расположить значения выражений в порядке убывания и прочитать слово.
Карточка 1 Карточка 2
Я | 24=? | 34=? | У |
Б | 132=? | 73=? | О |
Н | 42∙5=? | 23+42=? | Ь |
О | (13-4)2=? | 32∙102=? | Г |
Я | 52∙23=? | (72:9)2=? | Б |
Л | 43+63=? | (30-6∙4)3=? | Л |
ОТВЕТЫ:
Я | 200 | 900 | Г |
Б | 169 | 243 | О |
Л | 100 | 216 | Л |
О | 81 | 81 | У |
Н | 80 | 64 | Б |
Я | 16 | 24 | Ь |
Основная часть урока. Дидактическая игра.
Учитель: «Ребята, в ходе опроса и устного счета мы получили три слова: «нарты», «яблоня», «голубь». Последние два слова известны всем, а слово «нарты»? Можете ли вы сказать, кто такие нарты и как связаны эти слова?»
Выслушав учащихся, учитель продолжает: «Есть очень интересная книга «Сказание о нартах» (показать ее), которую, я думаю, после нашего урока вы захотите прочитать. Одно из первых сказаний, описанных в ней, называется «Яблоко Нартов».
Когда-то давным-давно в саду нартов росла яблоня. За день на ней созревало только одно золотое яблоко. Живительной силой обладало оно, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно. Целый день зрело яблоко на верхушке, но ночью кто-то его похищал. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них не видел вора, а яблоко каждую ночь исчезало.
Пришел черед сторожить сад сыновьям Уархага (Уархаг – родоначальник нартов. Уархаг старое осетинское слово, означающее «волк»). И отправил он охранять яблоко нартов своих сыновей Ахсара и Ахсартага. Сели братья под чудесной яблоней и договорились стеречь ее по очереди. «Ты ложись сейчас» - сказал младший из братьев Ахсартаг Ахсару.
Не спит Ахсартаг. Сидит под яблоней, держит лук и стрелы наготове. В час, когда ночь сменяется днем, словно птица какая-то прилетела в сад. Осветилась внезапно яблоня, и увидел Ахсартаг голубку возле чудесного яблока. И только сорвала она яблоко, как пустил стрелу Ахсартаг, и половина крыла упала на землю. Сама она, обливаясь кровью, улетела, выронив яблоко.
Разбудил Ахсартаг брата, рассказал о том, что произошло. Бережно завернул в шелковый платок половину крыла голубки. Положил платок и яблоко за пазуху. Отправились братья искать голубку. Дорогу им указывали кровавые следы, оставленные птицей. Но не все так просто. Нелегкий путь предстоит братьям. Я предлагаю нам отправиться вместе с ними и помочь им в преодолении препятствий на их пути. Нам ведь тоже интересно кто эта голубка, жива ли?
Класс разбивается на три команды по рядам. Называются капитаны.
КОНКУРС 1: « Чтобы сдвинуть с места камень, нам поможет сила знаний!»
Учитель: «Долго ли, мало ли шли Ахсар и Ахсартаг по лесу, и вышли к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. Попробовали братья своими силами сдвинуть его с места, но ничего у них не получилось. Есть еще один способом справиться с этим препятствием.
I | II | III |
13m+22+17m 30∙m∙11 | 10m+17m-14 m∙25∙60 | 29+14m+16m 22∙50∙m |
На камне написано шесть выражений с указанием номера команды. Нужно найти значения этих выражений при m=2, предварительно упростив их». На интерактивную доску проецируются задания для команд и ответы, спрятанные за «шторкой».
Преодоление первого препятствия приносит командам по пять очков и за скорость лучшей команде добавляется два очка. Учащиеся на местах также решают и могут помочь своему игроку, только при условии, что представят учителю решения заданий и двух других команд.
КОКУРС 2: «Все цветы прекрасные. Какие целебные? Какие опасные?»
«Перешли братья через реку и оказались на прекрасной цветочной поляне. Так красивы были цветы, что не сдержался Ахсартаг, сорвал несколько цветов. Не прошло и получаса, как братья заснули крепким сном, а может и вечным. Не знали братья, что цветы на поляне волшебные: одни целебные, а другие ядовитые. Наша задача найти ядовитый цветок».
На интерактивной доске появляются цветы. «На лепестках написаны числа. Перемножьте эти числа удобным способом и сравните результат с числом на листочке. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет – ядовитый». Команды считают устно. Кто первый подсчитает, получает три очка. Задание выполняется устно.
КОНКУРС 3: ««Живительная вода» спасет от вечного сна»
«Ядовитые цветы уничтожены, но братья продолжают спать. Как разбудить их? Есть одно средство, которое мы должны приготовить, используя оставшиеся целебные цветы. Это - «живая вода».
Задача: « Для приготовления «живой воды» нужно взять 3 части отвара целебных цветов, 2 части меда и одну часть родниковой воды. Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить 600 г. «живой воды»?
Задача и решение к ней проецируется на интерактивной доске.
Отвар лечебных цветов | 3х г |
Мед | 2х г |
Родниковая вода | х г |
Всего: | 600 г |
3х+2х+х=600
х=100
3х=300, 2х=200
Ответ: 300 г, 200 г, 100 г.
Участвуют все учащиеся. У доски решают капитаны команд. Пять очков команде приносит капитан, решивший правильно и быстрее. В случае если капитаны не справятся, им помогают другие участники команд.
Учитель продолжает: «Омыв «живой водой» Ахсара и Ахсартага мы разбудили их. Проснувшись, они продолжили свой путь».
КОНКУРС 4: «Магическая сила чисел»
«Шли они, долго ли, мало ли по кровавым следам голубки. Ночь застала их у входа в пещеру. Как только вошли в нее Ахсар и Ахсартаг, оказались в ловушке у страшного Уаига. Вход в пещеру закрыла железная решётка. Её нужно открыть пока не вернулся хозяин. А откроется она, как только мы назовем магическое число. Это число сложится из корней уравнений, которые нам предстоит решить. Ребята, поможем еще раз нашим героям»?
I | II | III |
59+2х=73 18х-11х=49 | 34-3х=13 15х+8х=161 | 4х+10=38 28х-19х=63 |
На интерактивную доску проецируются уравнения для команд. Затем магическое число 777 777.
Шесть семерок без труда
Вход откроют нам, друзья.
К доске для решения уравнений выходят сначала по одному участнику от команды для решения первого уравнения, затем еще по одному участнику для решения второго уравнения.
Учитель: « Выйдя из пещеры, братья дальше отправились на поиски голубки. И привели их кровавые следы к берегу моря. Старший из братьев остался на берегу, а Ахсартаг спустился на дно морское. Оказалось, что вор, которого они столько искали - дочь водного божества Донбетра - красавица Дзерасса. Была она тяжело больна. Чтобы спасти ее приложил Ахсартаг крыло к ране, дал отведать яблоко. Стала Дзерасса в семь раз краше, чем была. Полюбил ее Ахсартаг и женился на ней. Решил Ахсартаг вернуться домой с красавицей женой. Для того чтобы Донбетр отпустил их на землю нам, ребята, придется справиться вот со следующим тестом.
I | II | III |
1) Вычислите |
82 а) 64; б) 16; в) 2; г) 8 | 102 а) 30; б) 3; в) 10; г) 1000 | 72 а) 42; б) 49; в) 39; г) 14 |
2) Вычислите |
2∙43 а) 24; б) 128; в) 512; г) 32 | 3∙52 а) 45; б) 30; в) 225; г) 75 | 4∙32 а) 36; б) 108; в) 78; г) 46 |
3) Упростите выражение |
11a-a-21 а) 11a-2; б) 8a; в) 3a; г) 10a-2 | 11y+y+3 а) 11y+3; б) 12y+3; в) 14y; г) 15y | 12x-x+5 а) 13x+5; б) 16x; в) 11x+5 г) 11x |
4) Найдите значение выражения |
y3-2 при y=6 а) 16; б) 216; в) 214; г) 64 | x2+5 при x=11 а) 126; б) 121; в) 27; г) 256 | a3+3 при a=86 а) 216; б) 219; в) 21; г) 206 |
Тест проецируется на интерактивной доске в трех вариантах. На его решение отводится время. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске. Каждая пятерка приносит команде очко.
Итоги урока.
Учитель: «Как сложилась судьба наших героев и многих других из нартовского эпоса осетин вы сможете узнать, прочитав книгу «Сказание о нартах» (книгу продемонстрировать).
Ребята, вы также сегодня были героями нашего путешествия. Настало время определить, кто был наиболее быстрым, точным и подготовленным».
Подсчитываются набранные командами очки, и называется победитель. В качестве награды все ученики получают по яблоку со словами: «Это, конечно, не яблоко нартов, но оно также богато витаминами, способными творить чудеса».
Домашнее задание. Повторить п.14-16, № 665(3), 672, 668(ж,з,и), 647(в). Подготовиться к контрольной работе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27
им. Ю.С. КУЧИЕВА
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
«УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»
Хугаева Марина Ильинична –
учитель математики
Владикавказ
2010