Цели: Знакомить детей с цветом, как одним из свойств предмета; учить различать, называть основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый); сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету; уточнять значения слов: «каждый», «все», «остальные», «кроме»; развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Оборудование: Демонстрационный материал. Вырезанные из бумаги листья деревьев (березы, клена, рябины, дуба) красного, желтого, синего, зеленого цвета; набор геометрических фигур разных цветов (красные, синие, зеленые, желтые 4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника, 4 прямоугольника, 4 овала); 4 куклы в платьях красного, синего, зеленого, желтого цвета.
Ход занятия:
1. Организационный момент
На столе педагога разложены вырезанные из цветной (красной, синей, зеленой, желтой) бумаги листья деревьев: березы, клена, рябины, дуба (по 4 листа каждого цвета). Каждый ребенок подходит к столу, закрывает глаза, выбирает один лист, открывает глаза, определяет цвет и проговаривает, например: «Я взял лист желтого (зеленого, красного, синего) цвета». Ребенок садится на место, взяв лист с собой и кладет его на стол перед собой.
2. «Какого цвета лист»
Покажите листья красного цвета.
Какого цвета у тебя лист? (Выборочный опрос.) (У меня лист красного цвета.)
Какого цвета все листья у этих ребят? (У этих ребят все листья красного цвета.)
Как вы определили, что все эти листья одинакового красного цвета?
(Дети прикладывают свои листья друг к другу и устанавливают, что цвет одинаковый. Аналогичная работа с остальными группами детей.)
Поднимите листья березы.
Какие листья у этой группы ребят? (У этих ребят все листья от березы.)
Как вы определили, что все эти листья — березовые? (Дети прикладывают свои листья друг к другу и устанавливают, что они одинаковые по форме.)
Каких листьев березы нет в природе? (Синих, красных.)
Аналогичная работа с листьями остальных деревьев.
3. «Подружки»
На столе педагога 4 куклы в платьях красного, синего, зеленого, желтого цвета.
К нам в гости пришли четыре подружки. Обратите внимание на их одежду.
Что на них надето? (Платья.)
Чем отличаются их платья? (У них платья разных цветов.)
Какого цвета платье у первой (второй, третьей, четвертой (по счету слева направо)) куклы?
Подарим гостям наши листья. Какого цвета листья подарим первой кукле? (Красного цвета.)
4. Физкультминутка
Дети «дарят» куклам листья, затем вместе с ними танцуют «Осенний вальс».
5. «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат наборы геометрических фигур четырех цветов (красные, синие, зеленые, желтые): 4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника, 4 прямоугольника, 4 овала. На доске нарисованы квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Каждый ребенок достает из мешочка фигуру, называет ее цвет и форму и ставит под геометрическую фигуру на доске (в столбик), говоря, например: «Я достал красный треугольник».
Как называются фигуры в первом (втором, третьем, четвертом, пятом) столбике? (В первом столбике треугольники. В первом столбике каждый треугольник своего цвета.)
6. «Что изменилось?»
Дети закрывают глаза. Одному из ребят дефектолог дает задание: разложить все фигуры по цвету. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось.
Какого цвета все фигуры в первом (втором, третьем, четвертом) столбике?
7. «4-й лишний»
Перед каждым ребенком 4 картинки с изображением предметов, из которых 3 — одинаковые по цвету и 1 — другого цвета. (Квадрат, треугольник и круг — красного цвета и овал зеленого цвета. Прямоугольник и круг — желтого, квадрат — синего, треугольник — желтого цвета. Треугольник синего, прямоугольник — зеленого, овал и квадрат — синего цвета. Круг — зеленого, овал, квадрат и прямоугольник — желтого цвета и т.д.)
Речь детей: «У меня все фигуры красного цвета, одна — зеленого. У меня одна фигура синего цвета, остальные — желтого. У меня все фигуры кроме прямоугольника — синего цвета. У меня одна фигура зеленого цвета, остальные — желтого».
8. Работа в тетради
9. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект организованной образовательной деятельности по разделу: развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» «Цвет предметов»
Цели: Знакомить детей с цветом, как одним из свойств предмета; учить различать, называть основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый); сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету; уточнять значения слов: «каждый», «все», «остальные», «кроме»; развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Оборудование: Демонстрационный материал.Вырезанные из бумаги листья деревьев (березы, клена, рябины, дуба) красного, желтого, синего, зеленого цвета; набор геометрических фигур разных цветов (красные, синие, зеленые, желтые 4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника, 4 прямоугольника, 4 овала); 4 куклы в платьях красного, синего, зеленого, желтого цвета.
Ход занятия:
1. Организационный момент
На столе педагога разложены вырезанные из цветной (красной, синей, зеленой, желтой) бумаги листья деревьев: березы, клена, рябины, дуба (по 4 листа каждого цвета). Каждый ребенок подходит к столу, закрывает глаза, выбирает один лист, открывает глаза, определяет цвет и проговаривает, например: «Я взял лист желтого (зеленого, красного, синего) цвета». Ребенок садится на место, взяв лист с собой и кладет его на стол перед собой.
2. «Какого цвета лист»
Покажите листья красного цвета.
Какого цвета у тебя лист? (Выборочный опрос.) (У меня лист красного цвета.)
Какого цвета все листья у этих ребят? (У этих ребят все листья красного цвета.)
Как вы определили, что все эти листья одинакового красного цвета?
(Дети прикладывают свои листья друг к другу и устанавливают, что цвет одинаковый. Аналогичная работа с остальными группами детей.)
Поднимите листья березы.
Какие листья у этой группы ребят? (У этих ребят все листья от березы.)
Как вы определили, что все эти листья — березовые? (Дети прикладывают свои листья друг к другу и устанавливают, что они одинаковые по форме.)
Каких листьев березы нет в природе? (Синих, красных.)
Аналогичная работа с листьями остальных деревьев.
3. «Подружки»
На столе педагога 4 куклы в платьях красного, синего, зеленого, желтого цвета.
К нам в гости пришли четыре подружки. Обратите внимание на их одежду.
Что на них надето? (Платья.)
Чем отличаются их платья? (У них платья разных цветов.)
Какого цвета платье у первой (второй, третьей, четвертой (по счету слева направо)) куклы?
Подарим гостям наши листья. Какого цвета листья подарим первой кукле? (Красного цвета.)
4. Физкультминутка
Дети «дарят» куклам листья, затем вместе с ними танцуют «Осенний вальс».
5. «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат наборы геометрических фигур четырех цветов (красные, синие, зеленые, желтые): 4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника, 4 прямоугольника, 4 овала. На доске нарисованы квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Каждый ребенок достает из мешочка фигуру, называет ее цвет и форму и ставит под геометрическую фигуру на доске (в столбик), говоря, например: «Я достал красный треугольник».
Как называются фигуры в первом (втором, третьем, четвертом, пятом) столбике? (В первом столбике треугольники. В первом столбике каждый треугольник своего цвета.)
6. «Что изменилось?»
Дети закрывают глаза. Одному из ребят дефектолог дает задание: разложить все фигуры по цвету. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось.
Какого цвета все фигуры в первом (втором, третьем, четвертом) столбике?
7. «4-й лишний»
Перед каждым ребенком 4 картинки с изображением предметов, из которых 3 — одинаковые по цвету и 1 — другого цвета. (Квадрат, треугольник и круг — красного цвета и овал зеленого цвета. Прямоугольник и круг — желтого, квадрат — синего, треугольник — желтого цвета. Треугольник синего, прямоугольник — зеленого, овал и квадрат — синего цвета. Круг — зеленого, овал, квадрат и прямоугольник — желтого цвета и т.д.)
Речь детей: «У меня все фигуры красного цвета, одна — зеленого. У меня одна фигура синего цвета, остальные — желтого. У меня все фигуры кроме прямоугольника — синего цвета. У меня одна фигура зеленого цвета, остальные — желтого».
8. Работа в тетради
9. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.