kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА: Решение комбинаторных задач, алгебра 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установи, сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов из  басни Крылова “Квартет” (Задание 4)

 «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет…

Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры, Кому и как сидеть…».

Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов? Решение запиши в тетрадь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Решение комбинаторных задач, алгебра 11 класс »







Число, положение и комбинация - три взаимно пересекающиеся,

но различные сферы мысли, к которым можно отнести все математические идеи".

Английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814-1897)


План урока

Педагогический менеджмент урока по математике

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА: Решение комбинаторных задач


БК: Математические компетенции




Класс: 11

Преподаватель: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна


СК: уметь применять полученные теоретические знания в повседневной жизни




Дидактическая степень/категория: I

Учебное заведение: Саумалкольская СШ №1

Операция

перестановки, рассмотреть формулу для вычисления числа перестановок, ввести понятие факториала





Карта знаний

Информационная составляющая

вид комбинаций: построения специальной схемы – дерева возможных вариантов и правила сложения.

Учебник: Алгебра и начала анализа. Учебник для 11 класса. А.Е.Абылкасымова и др. Алматы «Мектеп» 2011.

Классификатор Организация

Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)

Время

(мин)

Организационная форма / форма оценивания

Общее время урока:

45

1

Распознай понятия данной темы

1.11

2/

Работа в паре/взаимооценка

2.

Вспомни решение комбинаторных задач с помощью построения специальной схемы – дерева возможных вариантов (приложение 1) и правила умножения.

Задание 1. Антон, Борис и Василий купили три билета на 1-е, 2-е и 3-е места первого ряда на футбольный матч. Сколькими способами они могут занять имеющиеся места?

1.11

2/

Работа в паре/взаимооценка

3

Вспомни способ решения (задание 1) с помощью правила умножения: На 1-е место может сесть любой из ____ друзей, на 2-е – любой из ____ оставшихся, а на 3-е – ____. По правилу умножения у троих ребят существует ___________ = ____ способов занять имеющиеся места.

1.21.

3/

Работа в паре/взаимооценка

4

Найди и запиши ответы, заменив буквами (смотрите на циферблат часов). (Приложение 2 )

36 : 18 =

72 : 6 =

80 : 10 =

4,6 + 0,4 =

2,7 + 7,3 =

121 : 11 =

56 : 8 =

60 : 5 =

60 : 15 = ответ:____________________

1.21.

3/

Работа в паре/взаимооценка

5.

Прочитай (приложение 2) (справочная литература) и трансформируй понятие в тетрадь.

2.10

5/

индивидуальная /взаимооценка

6

Продолжи и вычисли…: Задание 3, (приложение 3)

2.30

3/

Работа в паре/взаимооценка

7.

Руководствуясь приложением 4 (справочная литература), заполни таблицу:

Перестановки -соединения

Размещения - соединения

Сочетания- соединения

Факториал






3

8/

Работа в паре /взаимооценка

8

Установи, сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов из басни Крылова “Квартет” (Задание 4)

«Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка

Затеяли играть квартет…

Стой, братцы стой! – Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры, Кому и как сидеть…».

Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов? Решение запиши в тетрадь.

3

5/

Работа в паре/взаимооценка

9

Используя приложение 5 ( Библиографическая справка.) запиши в тетрадь: «Особая примета комбинаторных задач - вопрос, который начинался словами…».

3

3/

Работа в малой группе /взаимооценка

10

Распознай ребус. Приложение 6. Исторические сведения


4.10.






3/

индивидуальная/оценка

учителя

11

Классифицируя обобщения: приложение 3, сформулируй: « В каждой из этих игр приходится рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывает тот,…»

( кто их лучше изучает, знает выигрышные комбинации и умеет избегать проигрышных.)

5.30

4/

Работа в малой группе /оценка

учителя

12

Аргументируя, что в сборнике 25 заданий по математике

6.10

4/

индивидуальная/оценка

учителя














Приложение 1.



















-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Приложение 2.

Комбинаторика – самостоятельная ветвь математической науки. Термин “КОМБИНАТОРИКА” происходит от латинского слова “combina”, что в переводе на русский означает – “сочетать”, “соединять”.

Как трактует это слово Большой Энциклопедический Словарь?

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются простейшие “соединения”: перестановки, размещения, сочетания. Этот раздел иначе называют “комбинаторный анализ”.

Сегодня мы будем рассматривать перестановки, размещения, сочетания, как соединения, как комбинаторные конфигурации.

Разделы комбинаторики: перечислительная, структурная, вероятностная, топологическая .

Давайте вспомним известное вам из детства сказание о том, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до развилки трех дорог, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации. И целый раздел математики, именуемый КОМБИНАТОРИКОЙ, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую.

Итак, комбинаторика – раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Определение. Для сокращения записи произведения первых n натуральных чисел в математике используется символ n! (читается как “эн факториал”), т.е. n!=1∙2∙3∙…∙(n-1)∙n (записать формулу в тетрадь).


Задачей комбинаторики можно считать задачу размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений.

Перестановки-соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок; число их Количество всех перестановок из n элементов обозначают

Число n при этом называется порядком перестановки.

Произведение всех натуральных чисел от n до единицы, обозначают символом n! (Читается “эн - факториал”). Используя знак факториала, можно, например, записать:

1! = 1,

2! = 2•1 = 2,

3! = 3 •2 •1 = 6,

4! = 4 •3 •2 •1 = 24,

5! = 5 •4 •3 •2 •1 = 120.

Необходимо знать, что 0!=1, 1!=1 .

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Приложение 3.

Вычислите (устно, работа в парах):

а) 4! = 1•2•3•4 = ______;

б) 5! = 1•2•3•___________ = __________-;

в) 4! + 5! = 1•2•3•4 + 1•2•3•4•5 =___+___ = _____;

г) 5•4! =5•________ = ______

(письменно): д) 4! •5! = __________________= _____________ =_____________;


Е);


ж)


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 4.

Термин “перестановки” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.

Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же п различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения. Число всех возможных перестановок обозначается Рn и оно равно n!, т.е. Рn = n!, где n ! = 1∙2∙3∙…∙n


Примеры решения задач:

Задача №1. Сколькими способами 7 книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?

Решение: Р7 = 7!, где 7! = 1∙2∙3∙4∙5∙6∙7 =5040, значит существует 5040 способов осуществить расстановку книг. Ответ: 5040 способов.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Размещения – соединения, содержащие по m предметов из числа n данных, различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами; число их.

В комбинаторике размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.

В отличие от сочетаний размещения учитывают порядок следования предметов. Так, например, наборы и являются различными, хотя состоят из одних и тех же элементов {1,2,3} (то есть, совпадают как сочетания).

Термин “Размещение” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.

Примеры решения задач:

Задача № 3. Сколько можно составить телефонных номеров из 6 цифр каждый, так чтобы все цифры были различны? Это пример задачи на размещение без повторений.

Размещаются здесь десять цифр по 6. Значит, ответ на выше поставленную задачу будет: Ответ:151200 способов

Задача № 4. В 9 классе обучается 24 учащихся.. Сколькими способами можно составить график дежурства по классу, если группа дежурных состоит из трех учащихся?

Решение: число способов равно числу размещений из 24 элементов по 3, т.е. равно А324. По формуле находим

Ответ: 12144 способа

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сочетания-соединения, содержащие по m предметов из n, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом; число их .

Таким образом, количество вариантов при сочетании будет меньше количества размещений.

В комбинаторике сочетанием из n по m называется набор m элементов, выбранных из данных n элементов. Наборы, отличающиеся только порядком следования элементов (но не составом), считаются одинаковыми, этим сочетания отличаются от размещений.

Термин “сочетание” впервые встречается у Блеза Паскаля в 1665 году.

Примеры решения задач:

Задача №5. Сколько трехкнопочных комбинаций существует на кодовом замке (все три кнопки нажимаются одновременно), если на нем всего 10 цифр?

Решение: Так как кнопки нажимаются одновременно, то выбор этих кнопок – сочетание. Отсюда возможно

Ответ: 120 вариантов.

Задача № 6. Сколько экзаменационных комиссий, состоящих из 3 членов, можно образовать из 10 преподавателей?

Решение: По формуле находим:

комиссий

Ответ: 120 комиссий.


Игра Шахматы: Выдающиеся шахматисты Клод Шеннон и Михаил Ботвинник внесли огромный вклад в создание математической модели шахматной игры и способствовали прогрессу в интеллектуализации программ для нее.

Компьютерные шахматы — едва ли не самый убедительный пример за полвека развития информационных технологий, когда именно в интеллектуальной деятельности автомат успешно соперничает с человеком.

Игра Кубик Рубика: Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика, изобретенный в 1975 году преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов.

Лучшее время, показанное на чемпионате мира 1982 г. по скоростной сборке кубика Рубика, составило всего 22,95 секунды.

Кубик Рубика служит не только развлечением, но и прекрасным наглядным пособием по комбинаторике.









Приложение 5. Библиографическая справка. Общее у всех этих задач то, что их решением занимается отдельная область математики, называемая комбинаторикой. “Особая примета” комбинаторных задач – вопрос, который всегда можно сформулировать так, чтобы он начинался словами: “Сколькими способами…?”.

___________________________________________________________________________________

Приложение 6. Исторические сведения

Комбинаторика как наука стала развиваться в XIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей.

Первые научные исследования по этой теме принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Чарталье (1499-1557), Г. Галилею (1564-1642) и французским ученым Б.Пискамо (1623-1662) и П. Ферма.

Комбинаторику, как самостоятельный раздел математики, первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666г. Он также впервые ввел термин «Комбинаторика».


В 1970-1980 гг. комбинаторика добилась новых успехов. В частности, с помощью ЭВМ решена проблема четырех красок: доказано, что любую карту можно раскрасить в четыре цвета так, чтобы никакие две страны, имеющие общую границу, не были окрашены в один и тот же цвет.








































Решение задач на умножение возможностей:

а) Проказница Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет …

Стой, братцы стой! –

Кричит Мартышка, - погодите!

Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите…

И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.

Тут пуще прежнего пошли у них раздоры

И споры,

Кому и как сидеть…

Вероятно, крыловские музыканты так и не перепробовали всех возможных мест. Однако способов не так уж и много. Сколько?

Решение: Всего 4 места и 4 музыканта. На первое место - 4 способа посадки музыкантов, на второе место - 3,

На третье место - 2 и на четвертое - 1, то есть 4*2*3*1=24 способа

















Педагогический менеджмент урока по математике

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА:Пирамида


БК: Математические компетенции

Класс: 11

Преподаватель: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна


СК: уметь применять полученные теоретические знания в повседневной жизни

Дидактическая степень/категория: I

Учебное заведение: Саумалкольская СШ №1

Операция

Определение пирамиды как нового вида многогранника, площади поверхностей пирамиды с четким выделением существенных свойств вводимых понятий.


Карта знаний

Информационная составляющая

Работа с текстом, формула площади поверхностей пирамиды

Учебник: Геометрия. Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. В.Гусев, Ж. Кайдосов. А. Кагазбаева, Алматы «Мектеп» 2011.



















Классификатор

Организатор

Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)

Время (мин.)

Организационная форма

Общее время урока

45

1

Усвой способ получения пирамиды, основные элементы и запиши в тетрадь, учебный материал стр 17

1.10

4

Работа в паре

2

Прочитай учебный материал на стр. 17-18, и представь выводы в виде таблицы, запиши в тетрадь

2.10

4

Индивидуальная

3


Установи свойства усеченной пирамиды, вывод запиши в тетрадь

2.20

5

Индивидуальная

4

Установи связь площади поверхностей пирамиды и выдели существенные свойств, запиши в тетрадь (стр. 19-20)

3

4

Работа в малой группе

5

Используй пример решения задач на стр. 21 составь алгоритм решения задач.

3

8

Индивидуальная

6

Используй полученные знания для решения в тетради задачи № 7, 9, 11 на стр. 23

3

8

Работа в паре

7

Констатируя свойства усеченной пирамиды, запиши в тетрадь решение задания № 13, 14 на стр.23

4.20

4

Работа в паре

8

Предложи и запиши в тетрадь практическое применение свойств пирамид

5.10

4

Индивидуальная

9

Аргументируй полезность пирамид в современном обществе, выводы запиши в тетрадь

6.20

4

Индивидуальная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
ТЕМА: Решение комбинаторных задач, алгебра 11 класс

Автор: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация "Решение комбинаторных задач" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-rieshieniie-kombinatornykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "175506"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424274472"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Примеры комбинаторных задач "
    ["seo_title"] => string(30) "primiery-kombinatornykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "145000"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418830399"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок алгебры 9 класс по теме "Комбинаторика" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-alghiebry-9-klass-po-tiemie-kombinatorika"
    ["file_id"] => string(6) "122862"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414345523"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Содержание темы учебного курса. "
    ["seo_title"] => string(37) "sodierzhaniie-tiemy-uchiebnogho-kursa"
    ["file_id"] => string(6) "106554"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403030593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства