Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Решение комбинаторных задач, алгебра 11 класс »
Число, положение и комбинация - три взаимно пересекающиеся,
но различные сферы мысли, к которым можно отнести все математические идеи".
Английский математик Джеймс Джозеф Сильвестр (1814-1897)
План урока
Педагогический менеджмент урока по математике
КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ
ТЕМА: Решениекомбинаторных задач
БК: Математические компетенции
Класс: 11
Преподаватель: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна
СК: уметь применять полученные теоретические знания в повседневной жизни
Дидактическая степень/категория: I
Учебное заведение: Саумалкольская СШ №1
Операция
перестановки, рассмотреть формулу для вычисления числа перестановок, ввести понятие факториала
Карта знаний
Информационная составляющая
вид комбинаций: построения специальной схемы – дерева возможных вариантов и правила сложения.
Учебник: Алгебра и начала анализа. Учебник для 11 класса. А.Е.Абылкасымова и др. Алматы «Мектеп» 2011.
Классификатор Организация
Учебное задание
Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)
Время
(мин)
Организационная форма / форма оценивания
Общее время урока:
45
1
Распознай понятия данной темы
1.11
2/
Работа в паре/взаимооценка
2.
Вспомни решение комбинаторных задач с помощью построения специальной схемы – дерева возможных вариантов (приложение 1) и правила умножения.
Задание 1. Антон, Борис и Василий купили три билета на 1-е, 2-е и 3-е места первого ряда на футбольный матч. Сколькими способами они могут занять имеющиеся места?
1.11
2/
Работа в паре/взаимооценка
3
Вспомни способ решения (задание 1) с помощью правила умножения: На 1-е место может сесть любой из ____ друзей, на 2-е – любой из ____ оставшихся, а на 3-е – ____. По правилу умножения у троих ребят существует ___________ = ____ способов занять имеющиеся места.
1.21.
3/
Работа в паре/взаимооценка
4
Найди и запиши ответы, заменив буквами (смотрите на циферблат часов). (Приложение 2 )
36 : 18 =
72 : 6 =
80 : 10 =
4,6 + 0,4 =
2,7 + 7,3 =
121 : 11 =
56 : 8 =
60 : 5 =
60 : 15 = ответ:____________________
1.21.
3/
Работа в паре/взаимооценка
5.
Прочитай (приложение 2) (справочная литература) и трансформируй понятие в тетрадь.
Комбинаторика – самостоятельная ветвь математической науки. Термин “КОМБИНАТОРИКА” происходит от латинского слова “combina”, что в переводе на русский означает – “сочетать”, “соединять”.
Как трактует это слово Большой Энциклопедический Словарь?
Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются простейшие “соединения”: перестановки, размещения, сочетания. Этот раздел иначе называют “комбинаторный анализ”.
Сегодня мы будем рассматривать перестановки, размещения, сочетания, как соединения, как комбинаторные конфигурации.
Давайте вспомним известное вам из детства сказание о том, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до развилки трех дорог, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации. И целый раздел математики, именуемый КОМБИНАТОРИКОЙ, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую.
Итак, комбинаторика – раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Определение. Для сокращения записи произведения первых n натуральных чисел в математике используется символ n! (читается как “эн факториал”), т.е. n!=1∙2∙3∙…∙(n-1)∙n (записать формулу в тетрадь).
Задачей комбинаторики можно считать задачу размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений.
Перестановки-соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок; число их Количество всех перестановок из n элементов обозначают
Число n при этом называется порядком перестановки.
Произведение всех натуральных чисел от n до единицы, обозначают символом n! (Читается “эн - факториал”). Используя знак факториала, можно, например, записать:
Термин “перестановки” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.
Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же п различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения. Число всех возможных перестановок обозначается Рn и оно равно n!, т.е. Рn = n!, где n ! = 1∙2∙3∙…∙n
Примеры решения задач:
Задача №1. Сколькими способами 7 книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?
Решение:Р7 = 7!, где 7! = 1∙2∙3∙4∙5∙6∙7 =5040, значит существует 5040 способов осуществить расстановку книг. Ответ: 5040 способов.
Размещения – соединения, содержащие по m предметов из числа n данных, различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами; число их.
В комбинаторике размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.
В отличие от сочетаний размещения учитывают порядок следования предметов. Так, например, наборы и являются различными, хотя состоят из одних и тех же элементов {1,2,3} (то есть, совпадают как сочетания).
Термин “Размещение” употребил впервые Якоб Бернулли в книге “Искусство предположений”.
Примеры решения задач:
Задача № 3. Сколько можно составить телефонных номеров из 6 цифр каждый, так чтобы все цифры были различны? Это пример задачи на размещение без повторений.
Размещаются здесь десять цифр по 6. Значит, ответ на выше поставленную задачу будет: Ответ:151200 способов
Задача № 4. В 9 классе обучается 24 учащихся.. Сколькими способами можно составить график дежурства по классу, если группа дежурных состоит из трех учащихся?
Решение: число способов равно числу размещений из 24 элементов по 3, т.е. равно А324. По формуле находим
Сочетания-соединения, содержащие по m предметов из n, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом; число их .
Таким образом, количество вариантов при сочетании будет меньше количества размещений.
В комбинаторике сочетанием из n по m называется набор m элементов, выбранных из данных n элементов. Наборы, отличающиеся только порядком следования элементов (но не составом), считаются одинаковыми, этим сочетания отличаются от размещений.
Термин “сочетание” впервые встречается у Блеза Паскаля в 1665 году.
Примеры решения задач:
Задача №5. Сколько трехкнопочных комбинаций существует на кодовом замке (все три кнопки нажимаются одновременно), если на нем всего 10 цифр?
Решение: Так как кнопки нажимаются одновременно, то выбор этих кнопок – сочетание. Отсюда возможно
Ответ: 120 вариантов.
Задача № 6. Сколько экзаменационных комиссий, состоящих из 3 членов, можно образовать из 10 преподавателей?
Решение: По формуле находим:
комиссий
Ответ: 120 комиссий.
Игра Шахматы: Выдающиеся шахматисты Клод Шеннон и Михаил Ботвинник внесли огромный вклад в создание математической модели шахматной игры и способствовали прогрессу в интеллектуализации программ для нее.
Компьютерные шахматы — едва ли не самый убедительный пример за полвека развития информационных технологий, когда именно в интеллектуальной деятельности автомат успешно соперничает с человеком.
Игра Кубик Рубика: Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика, изобретенный в 1975 году преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов.
Лучшее время, показанное на чемпионате мира 1982 г. по скоростной сборке кубика Рубика, составило всего 22,95 секунды.
Кубик Рубика служит не только развлечением, но и прекрасным наглядным пособием по комбинаторике.
Приложение 5. Библиографическая справка. Общее у всех этих задач то, что их решением занимается отдельная область математики, называемая комбинаторикой. “Особая примета” комбинаторных задач – вопрос, который всегда можно сформулировать так, чтобы он начинался словами: “Сколькими способами…?”.
Комбинаторика как наука стала развиваться в XIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей.
Первые научные исследования по этой теме принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Чарталье (1499-1557), Г. Галилею (1564-1642) и французским ученым Б.Пискамо (1623-1662) и П. Ферма.
Комбинаторику, как самостоятельный раздел математики, первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666г. Он также впервые ввел термин «Комбинаторика».
В 1970-1980 гг. комбинаторика добилась новых успехов. В частности, с помощью ЭВМ решена проблема четырех красок: доказано, что любую карту можно раскрасить в четыре цвета так, чтобы никакие две страны, имеющие общую границу, не были окрашены в один и тот же цвет.
Решение задач на умножение возможностей:
а) Проказница Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка Затеяли играть квартет …
Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка, - погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Тут пуще прежнего пошли у них раздоры
И споры,
Кому и как сидеть…
Вероятно, крыловские музыканты так и не перепробовали всех возможных мест. Однако способов не так уж и много. Сколько?
Решение: Всего 4 места и 4 музыканта. На первое место - 4 способа посадки музыкантов, на второе место - 3,
На третье место - 2 и на четвертое - 1, то есть 4*2*3*1=24 способа
Педагогический менеджмент урока по математике
КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ
ТЕМА:Пирамида
БК: Математические компетенции
Класс: 11
Преподаватель: Тикшекеева Роза Ахмоллаевна
СК: уметь применять полученные теоретические знания в повседневной жизни
Дидактическая степень/категория: I
Учебное заведение: Саумалкольская СШ №1
Операция
Определение пирамиды как нового вида многогранника, площади поверхностей пирамиды с четким выделением существенных свойств вводимых понятий.
Карта знаний
Информационная составляющая
Работа с текстом, формула площади поверхностей пирамиды
Учебник: Геометрия. Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. В.Гусев, Ж. Кайдосов. А. Кагазбаева, Алматы «Мектеп» 2011.
Классификатор
Организатор
№
Учебное задание
Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)
Время (мин.)
Организационная форма
Общее время урока
45
1
Усвой способ получения пирамиды, основные элементы и запиши в тетрадь, учебный материал стр 17
1.10
4
Работа в паре
2
Прочитай учебный материал на стр. 17-18, и представь выводы в виде таблицы, запиши в тетрадь
2.10
4
Индивидуальная
3
Установи свойства усеченной пирамиды, вывод запиши в тетрадь
2.20
5
Индивидуальная
4
Установи связь площади поверхностей пирамиды и выдели существенные свойств, запиши в тетрадь (стр. 19-20)
3
4
Работа в малой группе
5
Используй пример решения задач на стр. 21 составь алгоритм решения задач.
3
8
Индивидуальная
6
Используй полученные знания для решения в тетради задачи № 7, 9, 11 на стр. 23
3
8
Работа в паре
7
Констатируя свойства усеченной пирамиды, запиши в тетрадь решение задания № 13, 14 на стр.23
4.20
4
Работа в паре
8
Предложи и запиши в тетрадь практическое применение свойств пирамид
5.10
4
Индивидуальная
9
Аргументируй полезность пирамид в современном обществе, выводы запиши в тетрадь