Тема: «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа».
Учитель: Ахметжанова Г. С.
Класс: 5А
Цель урока : Образовательная: Дать детям представление о правильных и неправильных дробях, смешанных числах. Уметь читать смешанные числа.
Развивающая: Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности.
Воспитывающая: Воспитывать интерес к русской литературе.
Ход урока:
Дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке математике.
Математику не зря зовут царицею друзья.
К нам сегодня пришли гости
улыбнитесь им сейчас.
Я желаю вам удачи.
За работу, в добрый час.
Отгадайте, о каком поэте идёт речь:
То были чудные мгновения,
Когда стихи его читал.
« У лукоморья дуб зелёный я с упоеньем повторял…»
Да, верно это о стихах А.С. Пушкина.
Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие в мир удивительных пушкинских сказок.
1.
О какой сказке говориться в этом стихотворении:
« С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал»
( Речь идёт о «Сказке о царе Салтане».)
Мы сейчас туда отправимся.
Решите задачи:
а) У Белки 80 орехов, она сгрызла 5\20. Сколько орехов она сгрызла?
б) На свадьбе у царя Салтана было 800 гостей. 3\100 - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе?
в) Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15. минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полёт?
2.Объснение нового материала.
Ребята сегодня на дверях гимназии я прочитала объявление:
Предлагаю свои услуги:
Могу:
- запрягать лошадь
- закупать на рынке продукты
- нянчить детей
-печь пироги.
Как вы думаете. Кто дал это объявление? (Балда) Из какой сказки?
Балда испек пироги к празднику, но не удержался и часть съел. Осталось лишь 7\4
Заштрихуйте оставшуюся часть.
.
Почему задание вызвало затруднение?
(Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.)
В чём особенность такой дроби? (числитель больше знаменателя)
До этого мы работали с дробями, которые называются правильные.
Как вы думаете, будет называться дроби подобные этой (неправильные)
Давайте проверим, есть ли верно выполненное задание?
Надо было заштриховать 7\4
Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое)
Что показывает числитель? ( сколько частей надо взять)
Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. ( Делю на 4 части)
У нас 4 доли, а надо 7 . Где взять ещё 3 ? ( взять второй круг)
Вот я взяла ещё 3 доли от второго круга ( беру шестые доли «ловушка» )
Вы согласны со мной?
Что неверно? ( надо взять четвертые доли.)
На сколько частей надо второй круг разделить?
( на 4)
Сколько взять от второго круга? ( 3 четвёртые доли
Итак, вот что у вас должно было получиться.
Сравните числитель и знаменатель дроби 7\4 ( Числитель больше знаменателя)
Дробь 7\4 неправильная, значит у неправильной дроби… Продолжите...
Если дети не могут продолжить, то вопрос:
Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?
Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 ? Она больше или меньше 1
Почему? Докажите. (т к. это 1 целое и ещё часть)
Какая дробь называется неправильной?
Вывод:
Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1.
А сейчас угадайте имя героя зашифрованное в ребусе
Ели ( рисунок) Сей
Из какой сказки этот герой? (« Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») Картинка.
Елисей в поисках невесты проскакал до привала 3\5 , а после привала ещё 2\5 пути. Отметим на числовом луче путь Елисея.
_0______________1___
На сколько частей разделим целое?
Какое значение соответствует 1 делению? 1\5
Второму делению 2\5, третьему 3\5. отметим путь до привала дугой.
После привала он проскакал ещё 2\5. Отметьте точку куда прибыл Елисей.
Какая дробь соответствует 1? ( 5\5) Здесь он нашёл свою невесту. (картинка)
Дробь 5\5 это правильная или неправильная дробь? ( Кто считает, что правильная, поднимите руки).
А кто считает, что неправильная?
Будем рассуждать.
Что выражают дроби? (части единиц)
А эта дробь выражает часть? (нет)
А что она выражает? Она выражает целое число
Значит она какая правильная или неправильная? Сделайте вывод.( значит она неправильная)
Что можно сказать о числителе и знаменателе этой неправильной дроби? ( ч = з)
Значит могут быть неправильные дроби у которых… продолжите ( ч = з)
Эта дробь больше или меньше 1 ( она =1)
Расскажите, что узнали о неправильных дробях.
Вывод: у неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.
Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1.
-Правильные дроби | Неправильные дроби. |
| 1 = 1 |
3. Закрепление. №468, 480, 488(1).470(1)
4.Рефлексия.
Заполни пропуски:
а) Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется _____________ дробью.
б) Дробь называют неправильной дробью, если ее числитель______ или ________ знаменателю.
в) Правильная дробь всегда __________ неправильной дроби.
г) Правильная дробь ________единицы.
д) Неправильная дробь _______ единицы.
е) Смешанное число состоит из ___________части и __________ асти.
Выпишите из данных дробей: , , , , . ,
а) правильные дроби ____________________
б) неправильные дроби _________________.
5. Итог урока. Выставление оценок.
Наш урок подходит к концу и мы с вами послушаем Притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу".
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма".
– Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
– Кто работал так, как первый человек?
– Кто работал добросовестно?
– Кто принимал участие в строительстве храма?
6. Дом.задание: п.3.5,3.6, № 469, 470(2), 488(2)
5