Поурочное планирование по математике на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе
Поурочное планирование по математике на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе
План урока в соответствии с учебником Зубарева, И. И. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2010. Место урока в системе уроков: Раздел 6. Обыкновенные дроби. Модуль 2. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Урок №5 «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Для введения государственного стандарта общего образования и ФГОС можно обучать детей не только стандартными методами, но и нестандартными типами уроков развивающего вида.
Урок запланирован на изучение нового материала в нестандартной форме с применением компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов. Создается условие для формирования вычислительных умений и навыков учащихся через включение их в учебный процесс, основанный на изучение истории родного улуса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по математике на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе »
Улусная научно-практическая конференция « Урок как педагогический феномен»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чакырская средняя общеобразовательная школа»
Поурочное планирование
по математике на тему
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
в 5 классе
Выполнила: Федорова Анастасия Дмитриевна,
учитель математики МБОУ «Чакырская СОШ»
Амга, 2014г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
ФИО: Федорова Анастасия Дмитриевна.
Место работы: МБОУ «Чакырская СОШ» Амгинского улуса.
Должность: учитель.
Предмет: математика.
Класс: 5
Место урока в системе уроков: Раздел 6. Обыкновенные дроби. Модуль 2. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Урок №5 «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Базовый учебник: . Зубарева, И. И. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2010.
Цели урока:
Предметные:
Развивать умения и навыки решения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел (сократить дробь, выделить целую часть, находить общий знаменатель и дополнительный множитель дробей).
Формировать умение выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Формировать навыки решения текстовых задач на применение правил сложения и вычитания смешанных чисел;
Метапредметные:
Формировать регулятивные УУД. Учиться:
- осуществлять контроль своей деятельности и результата;
- вносить необходимые дополнения и исправления в ходе урока ;
- оценивать , выделять и осознавать качество и уровень усвоения, правильность выполнения учебной задачи;
- анализировать, сравнивать, делать выводы, создать условия для проявления инициативы и самостоятельности;
Формировать познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения;
- понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью и основанные на истории родного улуса.
Формировать коммуникативные УУД:. Учиться:
- умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
- умения осознанно выражать свои мысли;
- владению устной речью и письменным математическим языком.
Личностные:
Воспитывать чувство патриотизма и гордости, развивать отношение к Родине, желание принести пользу.
Способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы с учащимися: диалог, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Оснащение урока. Проектор. Раздаточные материалы (задания для актуализации знаний, раскраски, листы самооценок, текстовые задачи). Цветные карандаши, ножницы и клей.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Достижение цели урока
Предметная
Метапредметная
Личностная
1. Организационный момент.
Организация готовности обучающихся к уроку, мотивации обучающихся к учебной деятельности
Создать благоприятный
Психологический настрой на работу (звучит гимн Амгинского улуса)
Приветствие, мобилизация
внимания детей.
(слайд 1)
Вопрос:
- Что вы видите на слайде?
На этом этапе урока определяется, что урок будет посвящен родному улусу. Интересно, как можно связать математику и историю родного улуса.
Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.
Самодисциплина
Формирование интереса (мотивации) к учению
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
1.Организует самостоятельную работу (см. приложение 1).
2. С помощью слайда 2 организует самопроверку.
3. Организует с помощью ответов определение даты утверждения символов Амгинского улуса и описывают геральдическое описание символов (см. табл. приложение 1).
1.Учащиеся решают самостоятельно за 3 мин. Задания (см. приложение 1).
2.делают проверку с помощью слайда. Дети самостоятельно проверяют свою работу, корректируют ошибки.
3. Затем с помощью ответов отгадывают даты утверждения символов Амгинского улуса и описывают геральдическое описание символов (см. приложение 1). Вывод (Слайд 3, слайд 5)
4.Словесными и наглядными методами знакомятся и делятся своими знаниями о своем родном улусе. (слайды 3-7)
умение выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей)
Регулятивные: контроль в форме способа действия и результата, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные: аргументация своего мнения словесными методом, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении;.
Умение развивать интересы своей познавательной деятельности знакомятся и делятся своими знаниями о своем родном улусе
2.Знакомит с листом и критериями самооценок (слайд 14)
Для начала раскрашивают цветок «Сардаана» (см. приложение 2), который будет использован при самоанализе урока.
Для раскраски потребуется решать устно задания на слайде 9 и по соответствующим ответам раскрасить рисунок.
2.Проверяют свои решения по слайду слайды (10-13).
3. Учащиеся в ходе урока должны поэтапно самостоятельно оценивать свою деятельность.
4. Самооценка 1 этапа урока (раскраска). Учащиеся оценивают на сколько справились заданием.
Умение устно сокращать дроби
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, самооценка
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли , аргументировать свое мнение
формирование интереса (мотивации) к учению.
4.Целеполагание и раскрытие темы урока
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Учитель вступая в речевое общение с учащимися, добивается самостоятельного определения темы урока.
Вопросы: какие дроби вы знаете, какие действия над дробями можете выполнить, а какие не умеете?
1.Определяют тему урока.
2.Ставят перед собой цели на этом уроке
Познавательные: постановка проблемы, решение проблемы
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли , аргументировать свое мнение
формирование интереса (мотивации) к учению
5. Изучение новой темы
На слайде 15 заданы задания. Проблемно-поисковым методом учитель добивается от учащихся самостоятельного выдвижения или формулировки правил сложения и вычитания смешанных чисел.
Учащиеся самостоятельно пытаются решать на доске и сформулировать правила сложения и вычитания смешанных чисел.
По учебнику записывают правила.
Формировать умения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел
Познавательные: самостоятельный вывод правил сложения и вычитания смешанных чисел; сформулировать правила
Логические: рассуждать логически для вывода правила сложения и вычитания смешанных чисел
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли , аргументировать свое мнение
Регулятивные: целеполагание
6. Первичное закрепление
Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
« Земляника – визитная карточка Амги». (слайд 16)
Раздает задания с определенными массами земляник и задается задание: 1 ряд – находить общую массу собранных земляник; 2 ряд – определить кто собирал больше и насколько.
Проверку делает учитель.
Ставится учеником самооценка второго этапа урока.
1. Работа в парах.
На этом этапе урока учащиеся с помощью карточки решают задачи о землянике
1 ряд – находить общую массу собранных земляник; 2 ряд – определить кто собирал больше и насколько.
Работают в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждую группу проверяет учитель.
Ставится учеником самооценка второго этапа (слайд 17)
Закрепить
умения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел
Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывания общего решения
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, самооценка
осознание ответственности за общее дело
7. Первичный контроль (самостоятельная работа)
Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
Раздает задания.
Учитель проверяет решения.
2013 год объявлен годом спорта в Амгинском улусе. В связи с этим учащиеся выбирают свой любимый вид спорта (см. приложение 3)
По выбранной теме решают текстовые задачи, в содержании которых посвящено году спорта в Амгинском улусе (см. прилож-е 3)
Если остается время учащиеся показывают свои решения у доски. Параллельно на слайде демонстрируется содержание задач.
Через решение этих задач дети узнают о лучших спортсменах улуса.
Ставится учеником самооценка третьего этапа урока.
Развивать умения слагать и вычитать смешанные дроби
Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывание общего решения
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, коррекция, самооценка
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
8.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Инструктирует задания на дом
Записывают домашнее задание
Придумать задачу текстовым содержанием об Амгинском улусе на сложение и вычитание смешанных чисел
Воспитание гражданственности и любви к Родине, к истории своей родного улуса.
9.Рефлексия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Предлагает отметить высказывания по самооценке.
3. Выставляет оценки
1. Самоанализ по оценочным листочкам.
2. Отвечают на вопросы
Познавательные: рефлексия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Ход урока
Организационный момент. (звучит гимн Амгинского улуса)
Приветствие, мобилизация внимания детей.
На слайде 1 выводится геральдические символы Амгинского улуса
Айхаллан бу дьикти дойдубут – Өй-санаа, модун күүс түмсүүтэ, Дьыл5абыт, эрэлбит Аммабыт Дьол, эйэ түстэнэр күн сирэ.
Вопрос:
- Что вы видите на слайде?
Ставится цель перед учащимися: развивать интерес обучающихся по знанию родного улуса через предмет математики.
Актуализация опорных знаний.
Учащиеся решают самостоятельно за 3 мин. Задания (см. приложение 1, слайд2).
Актуализируется знание и умение на сложение и вычитание обыкновенных дробей. Потом учащиеся делают проверку с помощью слайда2 (анимационный слайд). Дети самостоятельно проверяют свою работу, корректируют ошибки.
Затем с помощью ответов отгадывают даты утверждения символов Амгинского улуса и описывают геральдическое описание символов (см. приложение 1).
Слайд 3
12 11 04
Слайд 4
Герб Амгинского улуса.
Утвержден решением Амгинского улусного собрания депутатов от 12 ноября 2004 года.
Автор: Степан Нестеров
Слайд 5
8 02 06
Слайд 6
Флаг Амгинского улуса.
Утвержден решением районного совета депутатов от 8 февраля 2006 года.
Автор: Степан Нестеров
Слайд 7
Гимн Амгинского улуса.
Айхаллан бу дьикти дойдубут – Өй-санаа, модун күүс түмсүүтэ, Дьыл5абыт, эрэлбит Аммабыт Дьол, эйэ түстэнэр күн сирэ.
Иннокентий Стручков – Боотур тыл.
Егор Неустроев – Тулуйхан мел.
Словесными и наглядными методами знакомятся и делятся своими знаниями о своем родном улусе.
Ознакомление с листом самооценки.
Для начала раскрашивают цветок «Сардаана» (см. приложение 2), который будет использован при самоанализе урока. Знакомятся родом лилии, которая растет в Амге.
слайд 8
Лилия пенсильванская.
2. Для раскраски потребуется решить устно задания на слайде
слайд 9
и по соответствующим ответам раскрасить рисунок. После учащиеся проверяют свои решения по слайдам 10-13
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
Затем учитель знакомит с листом и критериями самооценок. Учащиеся в ходе урока должны поэтапно самостоятельно оценивать свою деятельность.
слайд 14
Правильно выполнили задание, нет ошибок на данном этапе урока.
На данном этапе урока выявлена одна ошибка, в ходе которой получен неверный ответ.
На данном этапе урока выявлены две ошибки, в ходе которой получен неверный ответ.
Другие случаи, не соответ-ствующие указанным критериям.
Самооценка 1 этапа урока (раскраска). Учащиеся оценивают на сколько справились заданием.
4. Целеполагание и раскрытие темы урока
Раскрытие темы урока. Для этого учитель вступая в речевое общение с учащимися, добивается самостоятельного определения темы урока. Вопросы: какие дроби вы знаете, какие действия над дробями можете выполнить, а какие не умеете?
5. Изучение нового материала.
На слайде заданы задания.
Слайд 15
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Учащиеся самостоятельно пытаются решать на доске и сформулировать правила сложения и вычитания смешанных чисел. Проблемно-поисковым методом учитель добивается от учащихся самостоятельного выдвижения или формулировки правил сложения и вычитания смешанных чисел.
По учебнику записывают правила. (стр 60)
6. Первичное закрепление.
1. На этом этапе урока учащиеся с помощью карточки решают задачи о землянике.
« Земляника – визитная карточка Амги».
слайд 16
Земляника – визитная карточка Амги.
Для этого раздаются карточки, определенными массами земляник и задается задание: 1 ряд – находить общую массу собранных земляник; 2 ряд – определить кто собирал больше и насколько. Проверку делает учитель.
2. Ставится учеником самооценка второго этапа урока.
7. Первичный контроль.
2013 год объявлен годом спорта в Амгинском улусе. В связи с этим учащиеся выбирают свой любимый вид спорта (см. приложение 3)
По выбранной теме решают текстовые задачи, в содержании которых посвящено году спорта в Амгинском улусе (см. приложение 3)
Учитель проверяет решения.
Если остается время учащиеся показывают свои решения у доски. Параллельно на слайде демонстрируется содержание задач. Через решение этих задач дети узнают о лучших спортсменах улуса.
Слайд 19
Легкая атлетика
Слайд 20
Волейбол
Слайд 21
Шахматы
Слайд 22
Вольная борьба
Слайд 23
Конные скачки
Ставится учеником самооценка третьего этапа урока.
8. Информация о домашнем задании
Придумать задачу текстовым содержанием об Амгинском улусе на сложение и вычитание смешанных чисел
9. Рефлексия
Самоанализ по оценочному листу.
Если затрудняются, предлагаются предложения «Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
Выставляются оценки по итогам оценочного листа.
Приложения 1.
Раздаточная карточка
Вычислите:
-
-
+
4. -
-
+
Лист проверки
Общий знаменатель
1
Числитель в ответе
2
Дополнительный множитель первого слагаемого 3
12
11
04
Знаменатель дроби в ответе
4
Числитель
дроби в ответе.
5
Общий знаменатель
6
8
02
06
Приложение 2.
Раскраска.
Самооценка учащегося. __________________________
1 этап
Раскраска
2 этап
Задание на закрепление
3 этап
Решение задачи
Приложение 3.
Дифференцированное задание
Выберите виды спорта:
Легкая атлетика;
Шахматы;
Волейбол;
Вольная борьба;
Конные скачки;
Задачи.
1. В 1954г. спортсменка из Амги Людмила Лыткина улучшила собственный рекорд 13 сек на сек и стала финалисткой Всероссийских соревнований по легкой атлетике. Найдите улучшенный рекорд спортсменки.
2. В дни празднования 15-летия ЯАССР состоялся 1первый шахматный чемпионат Республики. Уроженец Эмисского наслега Владимир Новиков разделил 2 и 3 места, показав себя отличным спортсменом-шахматистом. В полуфинале одна шахматная партия длилась 1 ч, а другая - 1 ч. Сколько времени длилась третья партия , если на все три партии было затрачено 4 часа.
3. В 1994 г. волейболистки из Амги вышли победителями международных соревнований трудящихся в г. Москве, в которых приняло участие 28 команд, в том числе из Португалии, Испании, Щвеции, Германии и т.д. В финале волейболистки в первом матче играли 1ч, а во втором – на
ч. больше, чем в первом. Сколько всего времени играли волейболистки в финале?
4. Борец Сахаачча за свою короткую жизнь, прославил свой улус и Республику на весь мир. Он был талантлив от природы. Без никакой подготовки он прыгал высоту 1 м. На спартакиаде школьников Якутии он прыгнул высоту на 1м и занял первое место. Сравните достигшие высоты спортсмена. На сколько метров он улучшил свой рекорд?
5. Скакуны СХПК «Амма» являются сильнейшими в Республике.
Рекорд скакуна Туйаарыма Куо на 1200м - 1мин. В прошлом году скакун Юрков улучшил этот рекорд на мин. и стал победителем республиканской скачки. Найдите время победителя.