Просмотр содержимого документа
«тема: "Дифференцирование и интегрирование показательной и логарифмической функций" 11класс »
Урок алгебры в 11-м классе по теме: "Дифференцирование и интегрирование показательной и логарифмической функций"
Цели урока:
Систематизировать материал, изученный по теме «Показательная и логарифмическая функции».
Формировать умение решать задачи на дифференцирование и интегрирование показательной и логарифмической функций.
Использовать возможности информационных технологий для развития мотивации к изучению сложных тем в математическом анализе.
Изложить требования к выполнению зачётной работы по данной теме на следующем уроке.
Ход урока
I. Организационный момент (1 – 2 минуты).
Учитель сообщает цели урока.
Класс разбивается на 4 группы.
II . Блиц-опрос по формулам (домашнее задание).
Беседа в форме диалога с учащимися.
Допустим, Вы положили 10000 рублей в банк под ставку 12% годовых. Через сколько лет Ваш вклад удвоится?
Для этого нам надо решить уравнение: , то есть Как?
Надо перейти к основанию 10, то есть (с помощью калькулятора)
Таким образом, удвоение вклада произойдет через шесть лет (с небольшим).
Здесь нам понадобилась формула перехода к новому основанию. А какие формулы, связанные с дифференцированием и интегрированием логарифмической и показательной функций, вы знаете? (все формулы взяты со страниц учебника стр. 81, стр. 86).
Вопросы друг другу по цепочке.
Вопросы учителю.
Учитель просит 1 – 2 формулы вывести.
На отдельных маленьких листочках математический диктант по знанию формул. Идет взаимопроверка. Старшими в группах выводится средний арифметический балл и заносится в таблицу.
Таблица активности
Вид деятельности
I
II
III
IV
1. Знание формул.
2. Индивидуальные знания. Работа в паре.
3. Устная работа.
4. Контрольные тесты (оценка компьютера).
5. Самостоятельная работа (задачи обязательного уровня).
6. Задачи повышенной сложности.
7. ИТОГО:
III. Устная работа:
Определить количество решений уравнений.
А) ;
Б) ;
После ответа учащихся с помощью кодоскопа на экран воспроизводятся графики.
А) 2 решения
Б) 1 решение
Дополнительный вопрос: Найти наибольшее значение функции
- убывающая функция наибольшее значение тогда, когда показатель имеет наименьшее значение.
(2 способами)
IV. Индивидуальная работа.
Во время устной работы от каждой группы с индивидуальными заданиями работают 2 человека.
1 группа: Один исследует функцию , второй на интерактивной доске стоит график этой функции.
2 группа: Найдите кривую, проходящую через точку n (0; 2), если угловой коэффициент касательной в любой точке кривой равен произведению координат точки касания. Один составляет дифференциальное уравнение и находит общее решение, второй находит частное решение, использовав начальные условия.
[4]
Ответ:
Дополнительный вопрос: Чему равен угол между касательной, проведенной в т. Х=0 к графику функции y = ex и осью абсцисс. (45o) [2]
График этой функции носит название «экспонента» (Найдите сведение об этом в учебнике и сверьте своё обоснование с объяснениями в учебнике стр. 86).
3 группа:
Сравните
Один сравнивает с помощью микрокалькулятора, а другой без. [4]
Дополнительный вопрос: Определите, при каком x0 равенство ? [3]
Ответ: x = 20,5.
4 группа: Докажите, что [4]
Доказательство разными способами.
Дополнительный вопрос: Найдите приближенное значение e1,01. Сравните свое значение с ответом в примере 2 (стр . 86 учебника).
V. Работа с учебником.
Ребятам предлагается рассмотреть примеры пр. 1 – пр. 9 (стр 81 – 84 учебника). Опираясь на эти примеры, выполнить контрольные тесты. [1]
VI. Контрольные тесты.
Задание на экране. Идет обсуждение. Выбирается правильный вариант ответа, идет обоснование. Компьютер выдает оценку. Старший в группе отмечает в таблице активность своих товарищей при выполнении теста.
1) Дана функция f(x) = 2-e3x. Определите, при каком значении С график её первообразной F(х)+С проходит через точку М (1/3;-e/3)
Ответ: а) e-1; б) 5/8; в) -2/3; г) 2.
2) Дана функция f(x) = e3x-2+ln(2x+3). Найдите f'(2/3)
Ответ: а) -1; б) 45/13; в) 1/3; г) 2.
3) Удовлетворяет ли функция y = eax уравнению y' = ay.
Ответ: а) да; б) нет; в) всё зависит оба; г) нельзя сказать определенно.
VII. Самостоятельная работа.
Задачи обязательного уровня.Найти точки экстремума функций. [1]
I группа
II группа
III группа
IV группа
№ 144 (2)
№ 144 (9)
№ 144 (3)
№ 144 (7)
Старший в группе выставляет в таблице баллы за это задание.
В это время от каждой группы по одному человеку работают у доски с задачами повышенной сложности.
I группа
II группа
III группа
IV группа
№ 151
№ 147 (3)
№ 143
№ 147 (6)
Учитель по ходу показывает полное письменное оформление задач (оно проектируется на экран, это очень важно для выполнения последующей зачетной работы).
VIII. Домашнее задание.
IX. Итог урока:
Выставление оценок с учетом полученных баллов.Нормы оценок за предстоящую на следующем уроке зачетную работу.