учителя Козловой Л.Н.
Получат представление о симметрии относительно прямой, о фигурах, симметричных относительно прямой;
Научатся строить точки, симметричные относительно прямой.
Умение анализировать объекты, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязь объектов, делать выводы.
Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Самоконтроль и самооценка.
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Уметь высказывать и обосновывать своё мнение, учитывать мнение других при поиске решения.
Формирование устойчивых эстетических предпочтений, способности к эмоциональному восприятию материала, положительного отношения к учению, к предмету.
Пакеты с индивидуальными заданиями.
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД | Применяемые ЭОР | Время |
1. Самоопределение к учебной деятель-ности. Орг.момент. Цель: создание атмосферы мотива-ции к уроку. | Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку. Просит сделать три хлопка в случае готовности | Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль. | | 1-2 мин |
2. Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проб-лемную ситуацию, зафиксировать причину затрудне-ний, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. | Вступление учителя (сообщает о том, что начинается изучении новой главы. Предлагает учащимся догадаться как же она будет называться. . Выдает задание группам (парам), формулирует условия выполнения, фиксирует результаты. Задание 1. У каждой пары на столе лежит файл. Возьмите файл , достаньте его содержимое и ознакомьтесь с ним: это несколько вырезанных фигурок. Разбейте их на две группы по некоторому признаку. Обдумайте признаки, по которым предметы собраны в каждую группу. Обсуждаются выдвинутые гипотезы и проверяется выполненное задание. Делаем вывод: в 1 группу попали объекты, обладающие симметрией, во 2 – без симметрии | Выполняют задания, работая в парах. Выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, обосновывают его, выслушивают мнения других, приходят к общему решению. Формулируют признаки, по которым объединены фигуры. . Участвуют в обсуж-дении. Высказывают возникшее затруднение | Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, устанавливать прчинно-следст-венные связи, выстраивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала) Регулятивные (способность к саооценке) | | |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруд-нения, проговарива-ние темы и целей урока. | Задание 2. Учитель задает вопросы.Как вы определили симметричность фигур ? Правая и левая часть рисунка похожи. А как проверить, действительно ли они похожи, т.е. совпадают? Сложите фигуры, перегнув рисунок пополам. Какая линия получилась на сгибе? Совпали ли части фигуры? Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны? Относительно чего эта симметрия? Вводит понятие осевой симметрии. Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Итак, сегодня тема нашего урока …. Все фигуры одной из групп обладают симметрией относительно прямой. Задание 3. Ученику 6 класса предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли он выполнил задание? В чем его ошибка? Что мы должны знать об осевой симметрии, чтобы суметь исправить ошибки ученика? Умеем ли мы строить симметричные фигуры? Много ли знаем о симметрии? Какая задача у нашего урока? …. Правильно, больше узнать об осевой симметрии. Узнать, как строить точки и фигуры, симметричные относительно прямой. | Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы о их возможных свойствах. Фиксируют новое знание в устной и письменной форме. Формулируют тему урока, записывают тему в тетради. Анализируют условие задачи, высказывают предположения о некорректности решения, обосновывают свое мнение. Оценка того, что уже известно и что нужно ещё узнать. Формулируют цели урока. | Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель,умение анализировать условие, устанав-ливать причинно-следственные связи, выстра-ивать логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, высказы-вать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) - Регулятивные (способность к саооценке) | слайд слайд слайд слайд | |
4. Реализация построенного знания. Открытие нового знания. Цель: фиксация нового знания в речи и знаково. | Задание 4. Возьмите ваш листочек.. На нем отмечены пары точек: А и А1. Согните листочек пополам. Что произошло с точками во время сгибания рисунка? Соедините данные точки отрезком. Как называется линия сгиба? Подумайте, как расположены получившиеся отрезки по отношению к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке? Измерьте расстояние от точки А1 до оси симметрии и расстояние от точки А до оси симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке? Сформулируйте 2 условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой. | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. | Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, логическую цепочку); Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) Личностные (критичность мышления) Регулятивные (прогнозирование) | | |
Физкультминутка. | 1.. Встаньте, поднимите руки вверх, чтобы они расположены были симметричны, относительно тела., вперед, в разные стороны. Расположите руки так, чтобы они располагались не симметрично. 2.Учитель называет буквы алфавита, а учащиеся делают хлопок перед собой, если есть ось симметрия у этой буквы и хлопок сзади, если симметрии нет. | | | | |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. | Задание 5. Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какие условия не выполнены для точек В, В1 и С, С1? Задание 6. Постройте точку А1 симметричную точке А относительно прямой а. (Приложение . Задание №1)Как это сделать? Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек. С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой? С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному? Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется. Один ученик работает у доски. | Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой. Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога. Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. | | Слайд Слайд | |
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | 1.Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик из группы получает из файла индивидуальное задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку. Приложение. (Задание №2) 2.Учитель сообщает , что есть и слова, имеющие ось симметрии. Найдите «ось симметрии» в словах: казак, шалаш. Такие слова называются палиндромами. 3.Есть и симметричные предложения: А роза упала на лару Азора.Аргентина манит негра. Предлагает учащимся догадаться почему они так называются. 4.Учитель предлагает определить количество осей симметрии у треугольника, прямоугольника, квадрата, круга и ломанной. 5. Психологический тест. Выберите себе понравившуюся фигуру и послушайте характеристики о них. Если вы изобразили себя в виде квадрата, вам свойственна организованность, практичность, аккуратность, коллекционирование, занятия спортом, вместе с тем упрямство и консерватизм. Если треугольник – то, скорее всего, вы решительный, уверенный в себе, несколько категоричный, нетерпеливый и самонадеянный Круг – мифологический символ гармонии. Вероятно, вам дороги люди, общение с ними, вы скрепляете коллектив, чувствительны, легко общаетесь, порой стараетесь угодить, так как не любите конфликтовать. Прямоугольник символизирует состояние перехода. Это временная форма личности. В настоящее время вы удовлетворены своим образом жизни и заняты поиском лучшего положения. Зигзаг – натура творческая, вам свойственна интуиция, эстетические чувства, имеете природное остроумие, не любите скуки и рутины. 5. Учащиеся выполняют задания на построение фигуры, симметричной данной. Задачи предлагаются на выбор двух уровней сложности : на «4» или на «5». Приложение. Задание 4. | Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата.. | Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей); Коммуникативные (рефлексия своих действий) Личностные (ответственное отношение к учению) - Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) | Слайд | |
7. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке. Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учащиеся представляют небольшие проекты об осевой симметрии в природе, архитектуре, технике. О встречающееся симметрии на улицах родного города. Ответьте на вопросы: Как называется симметрия относительно прямой? Определите, является ли прямая осью симметрии? Симметричны ли фигуры относительно прямой? Какую задачу мы ставили в начале урока? Выполнили ли мы ее? На стикерах учащиеся пишут впечатления об уроке и приклеивают на выбранную ступень лестницы рефлексии. | Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения. Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником. | Познавательные (осознанное вла-дение способами решения); Коммуникативные (строить точное высказывание, аргументировать свою позицию) - Регулятивные (способность к самооценке) | | |
8. Домашнее задание. | П. 10, № 312, 310а (обдумать способ построения симметричного отрезка) Творческое задание: выполнить рисунок, аппликацию, слайд презентации на тему «Осевая симметрия» | Записывают домашнее задание. | | | |