1 этап. Органи-зационный Цель: включение учащихся в деятельность. | Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: формирование положительного отношения к урокам математики | На доске записаны слова: «С малой удачи начинается большой успех» | За окном уже по-осеннему прохладно, а у нас в классе тепло и уютно от добрых глаз и сердец наших гостей. Давайте поздороваемся и тоже подарим им свои улыбки. - Садитесь, пожалуйста. - Прочитайте слова. - Как вы понимаете смысл высказывания? - Пусть эти мудрые слова будут сегодня девизом нашего урока. - Каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? - Что мы с вами должны для этого делать? - Желаю вам успехов в работе на уроке! | Дети разворачиваются к гостям, здороваются и улыбаются им. Дети читают слова. - Пусть на уроках и не все получается, но если стараться, то можно достигнуть многого. - Интересным, познавательным и т.д. - Думать, наблюдать, анализировать, стараться. |
2 этап. Мотивационный (самоопределение к деятельности) Актуализация и постановка учебной задачи. Цель: обеспечение готовности к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать свое мнение и позицию. | На доске вывешены карточки со словами «длина, время, площадь, измерение, равенство, правило» На доске вывешивается таблица с равенством | - Прочитайте слова. На какие группы вы бы их разделили? Почему? - Можно ли продолжить ряд величин? - Где в жизни используют понятие «масса»? - Что главное из сказанного следует? - Вы умеете определять массу какого-либо предмета? - Как выразить полученные измерения? - Какое соотношение между граммом и килограммом? -Хотели бы вы узнать что-то новое о массе? Для чего? - Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. - Как вы думаете, зачем нам нужно пройти эту познавательную работу? | Дети читают слова. - Длина, время, площадь – 1-ая группа; измерение, равенство, правило – 2-ая группа. Слова первой группы – названия величин. Слова второй группы – виды работы, которые применяются при изучении величин, составляются и запоминаются на уроках математики. - Можно добавить «массу». Один ученик вывешивает карточку с термином «масса». - Измеряют свой вес, массу продуктов в магазине, на даче, в строительстве и т.д. - Можно сделать вывод о том, что масса – величина, без которой в жизни человеку не обойтись, мы соприкасаемся с понятием «масса» ежедневно. - Да, с помощью весов. - Мы знаем единицы измерения массы: граммы, килограммы. - 1кг = 1000г -Новые знания помогут нам больше узнать об этой величине, решать более трудные задачи. - Мы попробуем узнать новое о массе интересным способом, самим открыть новые знания. |
3 этап. Освоение нового материала. Цель:выбиратьспособ, строить план достижения цели и определять средства под руководством учителя с помощью исследовательских методов. | | На демонстрационном столике выставлены 4 вида весов. Перед учащимися демонстрируются: апельсин, маленький шоколад «Аленка», пачка соли, мешочек риса, кабачок, кочан капусты. На доске представлена лента единиц измерений масс. Заполненная «измерительная лента» массы демонстрирует итоги общей работы. На ленте массы появляется новая единица измерения – тонна. На ленте единиц измерения массы появляется вопрос. | - Начнем наше мини-исследование. - Что будет предметом нашего исследования? - Как выяснить, что предметы разнообразны по массе? - Что потребуется для работы? - Основным средством измерения массы являются весы. Весы изобрели древние торговцы. Народы обменивались друг с другом различным товаром. Первоначально весы использовались для взвешивания денег: на одну чашу весов клали гири с изображением товара, а на другую – кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара. - Ребята, я приглашаю вас в лабораторию весовых измерений, где вы сможете побывать настоящими работниками лаборатории. - Перед вами различные виды весов. Найдите свои весы самостоятельно. - Ребята 1-ой группы выберите аптекарские весы. - Ребята 2-ой группы – ручные пружинные весы или безмен. - Ребята 3-ей группы – напольные весы. - Ребята 4-ой группы – весы с чашей. - Продемонстрируйте ваши весы и объясните свой выбор. - Выберите из предложенных предметов пару тех, которые можно взять для взвешивания на ваших весах. - Участники 3-ей группы объектом своих измерений укажут самих себя по именам. - Организуйте дальнейшую работу по плану, предложенному мною в инструкционных картах. Представитель каждой группы получите свою инструкционную карту. Учитель выслушивает ответы учащихся, комментирует выводы детей, контролирует исправление допущенных неточностей или ошибок, задает вопросы. - Что мы составили? - В чем выражали свои измерения? - Вычислите устно: масса одного яблока 100 г, узнайте массу 200 яблок. - Как удобнее выразить массу всех яблок? - Можно поместить 20 кг яблок в одном ящике? - А если нужно перевезти 150 таких ящиков? Какова масса всех яблок? - Что потребуется? - Значит, уже вы знаете, что крупные массы выражают в тоннах. - Сколько по массе яблок помещается в 8 таких ящиках? - Это значение нельзя выразить в тоннах. Но есть единица измерения массы, большая, чем килограмм, но меньшая, чем тонна. - Почему возникли затруднения? Чего мы не знаем? - Найдите ответ на этот вопрос на с. 45 учебника. | - Масса. - Измерить массу разных предметов и понаблюдать, сравнить. - Весы. Дети подходят и выбирают для выполнения измерений весы по заданию учителя. - Аптекарские весы – для измерения массы маленьких предметов с набором «гирек». - Безменом пользуются для взвешивания не очень крупных предметов дома, на даче. Они с пружиной, крючок нужен для «подвешивания груза». - Напольные весы распространены в быту, ими надо пользоваться, вставая на них на полу. - На одну чашу кладем товар, а на другую – гири такой массы, чтобы уравновесить чаши весов. Масса гирь(и) и будет показывать массу взвешенного товара. Дети разбирают по группам свои предметы. Получив инструкционную карту от учителя, учащиеся каждой группы знакомятся с планом работы и приступают к исследованию. На доске заполняется лента измерений. Представитель от каждой группы демонстрирует и объясняет результаты проделанной групповой работы у доски. - Цепочку мер массы. - В граммах и килограммах. - 100 * 200 = 20000 г - Удобнее перевести: 20000 г = = 20 кг - Можно. - 20 * 150 = 3000 кг - Многотонный грузовик (Звучит термин «тонна»). - 20 * 8 = 160 кг Дети затрудняются с ответом. - Мы не знаем новой единицы измерения массы. |
4 этап. Первичное закрепление нового материала. Цель: проговаривать новое знание, применять в предложенных заданиях для закрепления. | | На демонстрационной ленте масс добавляется центнер. На доске таблица с равенствами: 1 ц = 100 кг 1 т = 1000 кг | - Цепочка мер массы заполнена. - Где в жизнедеятельности человек использует центнер, тонну? - Запишем в тетрадь равенства и повторим. - Рассмотрите рисунки на полях учебника. Где используют такие весы? - Зная, что крупные массы можно выразить в центнерах, тоннах и выяснив их соотношения, чем займемся? | Учащиеся читают правило: для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем килограмм, единицы массы – центнер и тонну. - Массу зерна в мешках, картофеля в сетках, яблок в ящиках выражают в центнерах. Массу огромных грузов, перевозимых грузовиками, кораблями, поездами, выражают в тоннах. - В 1 центнере 100 кг, в 1 тонне 1000 кг - Безмен применяют для взвешивания пакетов с овощами, фруктами в быту. Весы с чашами нужны для взвешивания товара. Большие весы используют в сельском хозяйстве для определения массы грузовиков с перевозимым грузом – зерном, свеклой, картофелем и т. п. - Потренируемся переводить единицы измерения массы, применяя центнеры и тонны. |