Организационный момент Здравствуйте, ребята, садитесь. -Меня зовут Мария Анатольевна. И сегодня я проведу у вас урок по математике. -Посмотрите на экран. На нём пословица, но что-то с ней не так. Как вы думаете, что с ней? -А что нужно сделать, чтобы она стала правильной? -Кто прочитает? -Что означает эта пословица? -Верно, как мир не может без света и тепла солнца, так и человек не может жить без знаний. -Поднимите руки те, кто хочет на этом уроке получить знания. -Как на уроке нужно работать, чтобы получить знания? | На слайде: Она задом наперёд Прочитать справа налево Мир освещается солнцем, а человек- знанием | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: 1.Мотивация учащихся на деятельность. Метапредметные: - Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - Учить умению слушать и вступать в диалог. |
- Начнем мы урок с математической разминки. - Открывайте тетрадки. Отступите 4 клетки от последней записи. Записывайте сегодняшнее число. Классная работа. Задание 1. 1)
-Что вы видите на рисунке? -Сколько точек на каждом кармашке? -Сколько кармашков? -Как посчитать, сколько всего точек? - Какая сумма получается? -Чем она интересна? -Чему равна эта сумма? -По следующим рисункам сделайте самостоятельно. Запишите сумму одинаковых слагаемых и вычислите её. 2) -
Кто назовет, что получилось под цифрой 2? -У кого получилось так же? Поднимите руку. -Молодцы. 3)
-Кто назовет, что получилось под цифрой 3? -У кого получилось так же? Поднимите руку. -Хорошо. | - картинки с точками. - по 5 -4 кармашка. -по 5 сложить 4 раза. 5+5+5+5 - в этой сумме одинаковые слагаемые. -20, 5+5+5+5=25 -2+2+2+2=8 -3+3=6 | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: - Повторить нахождение суммы одинаковых слагаемых. -Повторить замену суммой одинаковые слагаемые. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: Метапредметные: регулятивные: - Выполнять самоконтроль; познавательные: - структурирование собственных знаний - Учить логически действовать, анализировать коммуникативные: -Строить речевое высказывание в устной форме; |
Задание 2. -А теперь следующее задание каждый поработает на карточке индивидуально: А) Замени суммой одинаковых слагаемых число 12. Запиши всевозможные варианты. -Посмотрите, ребята, у вас на карточке уже есть подсказка, сколько должно быть вариантов.
-Кто назовет первый вариант? Второй?... -У кого получилось так же, поднимите руку. -Молодцы!
-Что мы сейчас с вами повторяли? Для чего мы с вами это повторили? -Где нам это понадобится?
-Еще одно задание: Б) На каждой тарелке по 3 яблока. Сколько яблок на 3 тарелках?
-Сколько яблок на каждой тарелке?
-Сколько тарелок?
-Как посчитать, сколько яблок всего на тарелках?
-Какая сумма получается?
-Чем она интересна?
-Запишите в тетради эту сумму одинаковых слагаемых, и вычисли её.
-Кто назовет, что у него получилось? -У кого так же? Поднимите руку? -Молодцы. -А теперь запишите и вычислите сумму одинаковых слагаемых самостоятельно.
-На каждой тарелке по 3 яблока. Сколько яблок на 4 тарелках?
Кто назовет, что у него получилось? -У кого так же? Поднимите руку? -Хорошо, правильно.
-Что мы с вами повторили?
-Для чего мы с вами это повторили? | На карточке: 12= 12= 12= 12= 12= 12=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 12=2+2+2+2+2+2 12=3+3+3+3 12=4+4+4 12=6+6 -замена суммой одинаковых слагаемых. -повторяли, закрепили знания, может быть, понадобится для новой темы. -по 3 - 4 тарелки -по 3 сложить 3 раза. 3+3+3 -в этой сумме одинаковые слагаемые. 3+3+3+3=12 3+3+3+3=12 -замена суммой одинаковых слагаемых. -Понадобиться для изучения новой темы. |
Создание проблемной ситуации с затруднением Задание 3. - А теперь, попробуйте решить такую задачу: -На каждой тарелке по 3 яблока. Сколько яблок на 20 тарелках? -Запишите в тетради эту сумму одинаковых слагаемых. -Кто приступил к заданию? - Справимся ли мы с таким заданием? -Почему? -Да, ребята, действительно, неудобно, долго надо будет писать, и в тетради много места займет. -Действительно, сумма будет большая. 2. Побуждение к формулированию учебной проблемы - Кто догадался, какая цель урока? - Какая тема будет сегодняшнего урока? - А теперь поставим задачи урока. Для этого вам помогут слова на доске Узнаем…
Научимся… | -неудобно использовать замену суммой одинаковых слагаемых, очень долго писать, сумма буде большая. - Найти новый способ записи суммы одинаковых слагаемых. -Новый способ записи суммы одинаковых слагаемых. -Узнаем, как вычислить сумму одинаковых слагаемых новым способом. -Научимся находить сумму одинаковых слагаемых новым способом. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Метапредметные: регулятивные: - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. -Уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. познавательные: -владеть действиями построения рассуждений; коммуникативные: - Учить умению слушать и вступать в диалог - Учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Вариант 1. Побуждающий диалог. -У кого есть, какие предположения, как можно решить нашу задачу? -Как ты будешь находить, сколько яблок на 20 тарелках? -Т-а-а-а-к…. Вариант 2. Подводящий диалог. -Помните, мы с вами в начале урока находили сумму одинаковых слагаемых? -Так вот, чтобы не записывать такие длинные суммы одинаковых слагаемых математики еще в древности придумали новое действие. -Ребята, кто знает, как называется это действие? На слайде: Давайте рассмотрим с вами иллюстрацию с грушами на тарелке. -По сколько птичек сидит на каждой ветке? -А сколько веточек всего? -Как посчитать, сколько птичек всего? -Записываю на доске, а вы у себя в тетрадях. -Какая сумма получается? -Чему она равна? На доске: 2+2+2+2+2=10 -А дальше решение таких задач записывают так: Пишем слагаемое. -Какое число мы складывали? -Сколько раз мы складывали число 2. -Посмотрите, как мы будем записывать эту запись: -В первую клеточку записываем слагаемое, т.е число 2. -Во вторую клеточку мы записываем НОВЫЙ ЗНАК умножения- точка ∙ -В третью клеточку мы записываем, сколько раз повторяется одинаковое слагаемое. -В четвертой клеточке ставим знак равно. -В пятой клеточке записываем ответ, делая вывод о том, что значит, 2 умножить на 5 тоже будет 10. 2∙5=10 -Откройте учебник на стр. 48. -Прочитайте еще раз вслух определение умножения. Это НОВОЕ понятие для нас. -Кто прочитает? -А теперь, давайте посмотрим, как читать эту запись. -Посмотрите на слайд: Читают так-… прочитайте вслух. -А теперь, давайте хором прочитаем первый вариант чтения умножения. -Теперь все вместе прочитаем второй вариант чтения. На доске запись: 2+2+2+2+2=10 2∙5=10 -Ребята, обратите еще раз внимание, первой строчкой в решении таких задач мы будем записывать: сумму одинаковых слагаемых. -А затем делать вывод, что значит 2 умножить на 5 тоже 10 и записывать действие умножение. | -умножение. -по 2 -5 веточек. -по 2 взять 5 раз. 2+2+2+2+2 =10 -2 -5 раз. сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием- умножением Читают так: -По 2 взять 5 раз, получится 10. Или так: 2 умножить на 5 получится 10. - | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Ввести понятие действия умножения. 2.Ввести знак умножении- точка. 3.Ввести запись умножения. 4.познакомить с двумя способами чтения умножения. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: Метапредметные: регулятивные: - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. познавательные: -владеть действиями построения рассуждений; -формировать умение анализировать. коммуникативные: - Учить умению слушать и вступать в диалог - Учить излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
-Ребята, какое новое действие мы с вами открыли? -Значит, какая тема сегодняшнего нашего урока? Выражение решения Установи последовательность - И так, сейчас составим план выполнения умножения. - Но вот незадача, Незнайка перепутал последовательность действия. Вам необходимо восстановить схему. Работайте в парах. 2 строчка: Пишем слагаемое. 1 строчка: Записываем сумму одинаковых слагаемых и вычислим ее. Пишем знак умножения. Пишем, сколько раз повторяется одинаковое слагаемое. Запишем ответ умножения. Реализация продукта - Кто скажет по этой схеме план выполнения действия умножения? Итог: -Что мы сейчас с вами выполняли? -Для чего нам нужен этот план? Возвращение к ПС. -Ребята, помните, в начале урока задачу: На каждой тарелке по 3 яблока. Сколько яблок на 20 тарелках? -Как мы это запишем умножением? -Мы сейчас можем посчитать, но это будет долго. В 3 классе мы научимся решать такие примеры. | -умножение -Умножение. 1. 1 строчка. Записываем сумму одинаковых слагаемых и вычислим ее. 2. 2 строчка. Пишем слагаемое. 3. Пишем знак умножения. 4. Пишем, сколько раз повторяется одинаковое слагаемое. 5.Запишем ответ умножения. -Составили план выполнения действия умножения. -Чтобы правильно записывать действие умножение, и попытаться его запомнить. 3∙20=…. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Познакомить с планом выполнения действия умножения. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. познавательные: -Учить логическим действиям анализа, синтеза. -владеть действиями построения рассуждений; коммуникативные: -Строят речевое высказывание в устной форме; |
1) Упражнения с полным комментированием и полной записью у доски - Что нам надо сделать, чтобы запомнить новое действие умножение? -Давайте выполним задание №1. на стр.48 устно. Прочитайте задание, что нужно сделать? -По сколько треугольников в каждом овале? - Сколько овалов? -Как нашли, сколько треугольников всего в первом выражении? -Какая сумма получилась? -Чем она интересна? -Чему равна эта сумма? -Чем заменили сумму одинаковых слагаемых? Задание. Как посчитать, сколько треугольников на рисунке? -Расскажи по плану, который мы составили. Задание на карточке: -Рассмотри рисунок и вычисли: 1) -Кто попробует выйти к доске и решить 1 пример, остальные выполняют решение у себя в тетрадях. -Что мы должны выполнить первым шагом? ( смотрите на наш план.) -По сколько точек в каждом овале? -Сколько овалов всего? -Как записать эту сумму? -Чему будет равна сумма одинаковых слагаемых? -Запишем это в тетрадях. -Что мы должны записать дальше на второй строчке, какое действие? -Что мы запишем в первую клеточку? -Какое это число? -Дальше, что мы в следующей клеточке должны записать? (см. на план на доске) -Как мы его запишем? -Что запишем дальше? (см. на план) -Какое это число? -Какой сделаем вывод ? -Верно, значит 6 умножить на 2, тоже будет равно 12. -Или, значит по 6 взять 2 раза, тоже будет равно 12. -Что должны записать дальше? (см. план) 2) -Кто пойдет к доске решить второй пример, остальные решают у себя в тетрадях. Что мы должны выполнить первым шагом? ( смотрите на наш план.) -По сколько сердечек в каждом овале? -Сколько всего овалов? -Как найти эту сумму? -Чему будет равна сумма одинаковых слагаемых? -Запишем это в тетрадях. -Что мы должны записать дальше на второй строчке, какое действие? -Что мы запишем в первую клеточку? -Какое это число? -Дальше, что мы в следующей клеточке должны записать? (см. на план на доске) -Как мы его запишем? -Что запишем дальше? (см. на план) -Какое это число? -Какой сделаем вывод ? -Верно, значит 4 умножить на 4, тоже будет равно 16. -Или, значит по 4 взять 4 раза, тоже будет равно 16. -Что должны записать дальше? (см. план) 3) Кто пойдет к доске решить третий пример, остальные решают у себя в тетрадях. -Что мы должны выполнить первым шагом? ( смотрите на наш план.) -По сколько яблок на каждой тарелке? -Сколько тарелок всего? -Как найти эту сумму? -Чему будет равна сумма одинаковых слагаемых? -Запишем это. -Что мы должны записать дальше на второй строчке, какое действие? -Что мы запишем в первую клеточку? -Какое это число? -Дальше, что мы в следующей клеточке должны записать? (см. на план на доске) -Как мы его запишем? -Что запишем дальше? (см. на план) -Какое это число? -Какой сделаем вывод ? -Верно, значит 3 умножить на 7, тоже будет равно 21. -Или, значит по 3 взять 7 раз, тоже будет равно 21. -Что должны записать дальше? (см. план) Вывод: -Что выполняли? -Каким действием мы заменяли сложение? -Каким знаком записываем умножение? А теперь выполним с вами еще одно задание: - Вычислите сколько звездочек в овале. У вас должны получится разные варианты сумм ыодинаковых слагаемых. -Как быстрее можно можно вычислить? -Давайте проверим в вами. -Кто назовет первую сумму одинаковых слагшаемых и умножение? -У кого так же получилось? -Хорошо. -Кто назовет вторую сумму одинаковых слагаемых? -У кого так же так же получилолсь? -Есть ли еще какой то вариант суммы слагаемых умножения? -Молодцы! | Решить задачи, упражняться -Рассмотри рисунок и объясни записи. -по 5 -3 овала -по 5 сложили 3 раза. -5+5+5+5 -одинаковые слагаемые 5+5+5=15 -умножением. 1.1 строчка. Записали сумму одинаковых слагаемых 5+5+5 и вычислим ее, получили 15 2. 2 строчка. Записали слагаемое 3. 3. Записали знак умножения- точка. 4. Записали, сколько раз повторяется одинаковое слагаемое, т.е 3 раза. 5.Записали ответ умножения- 12. -Найти сумму одинаковых слагаемых. -по 6 -2 -6+6 =12 6+6=12 -умножение. -слагаемое. -6 -знак умножения. -запишем точку в следующей клеточке. -пишем, сколько раз встречается одинаковое слагаемое. -2 -значит 6∙2, тоже будет равно 12. -или значит по 6 взять 2 раза, тоже будет равно 12. -ответ. 6∙2=12. -Найти сумму одинаковых слагаемых. -по 4 -4 овала -по 4 взять 4 раза. -16 -4+4+4+4=16 -умножение. -слагаемое -4 -знак умножения. -запишем точку в следующей клеточке. -пишем, сколько раз встречается одинаковое слагаемое. -4 -значит 4∙4, тоже будет равно 16. -или значит по 4 взять 4 раза, тоже будет равно 12. -ответ. 4∙4=16 -Найти сумму одинаковых слагаемых. -по 3. -6 тарелок. -по 3 взять 6 раз. -18 3+3+3+3+3+3=18 -умножение. -слагаемое -3 -знак умножения. -запишем точку в следующей клеточке. -пишем, сколько раз встречается одинаковое слагаемое. -6 -значит 3∙7, тоже будет равно 21. -или значит по 3 взять 7 раз, тоже будет равно 21. -ответ. 3∙6=18 -Решали примеры -Умножением -точкой -обводить по группам, посчитать. 2+2+2+2+2+2=12 2∙6=12 3+3+3+3-12 3∙4=12 4+4+4=12 4∙3=12 6+6=12 6∙2=12 | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. регулятивные: - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. познавательные: -владеть действиями построения рассуждений; коммуникативные: -Учить умению слушать и вступать в диалог - Строить речевое высказывание в устной форме; |
Iэтап. Анализ задачи. -О чем говорится в задаче? -Что такое аллея? -Что говорится про 1 аллею? -Что говорится про 2 аллею? -Можем ли мы этот текст назвать задачей? Почему? -Какое задание дано в задаче? -Кто придумает 1 вопрос? -Кто придумает второй вопрос к задаче? -Давайте по ходу анализа будем составлять краткую запись. -Как мы обозначим в краткой записи первую аллею улей? Какой цифрой? -Сколько лип на первой алее? -Запишем это. -Как мы обозначим в краткой записи вторую аллею? Какой цифрой? -Известно ли нам, сколько лип на второй аллее? -Как мы это отметим в краткой записи? -Но, что нам сказано про вторую аллею? -Как мы это отметим в краткой записи? II этап. Поиск решения задачи- от вопроса к данным. -Что требуется найти в задаче? -Как мы можем дополнить нашу краткую запись? -Это главный вопрос в задаче? -Как мы это отметим в краткой записи? -Какие две величины надо знать, чтобы найти сколько лип на двух аллеях? -Известно ли нам сколько лип на первой аллее? -Известно ли нам сколько лип на другой аллее? -Какие две величины надо знать, чтобы найти сколько лип на другой аллее?? III этап. План решения задачи. -Что найдем первым действием? -Каким действием? -Почему вычитанием? -Что найдем вторым действием? -Каким действием? -Почему? IV этап. Решение задачи. -Кто назовет решение задачи? -Запишите у себя в тетрадях решение с пояснением. -Запишем ответ. | -О липах, об аллеях -дорога с рядами деревьев по обоим сторонам. На ней 12 лип. На ней на 4 липы меньше. Нет,нет вопроса. Поставь разные вопросы и реши задачи -Сколько лип на другой аллее? -Сколько лип на двух аллеях вместе? Римской цифрой -12 л. I - 12 л. -II- -нет -Поставим знак вопроса. - на другой аллее на 4 липы меньше. I - 12 л. II -? , на 4 л. м - сколько лип на двух аллеях. I .- 12 л. II .-? , на 4 л. м -да -обведем в кружочек вопрос. -сколько лип на первой аллее и сколько лип на другой аллее. -да, 12 лип. -нет. -сколько лип на первой аллее, и на сколько лип меньше на второй аллее, чем на первой. -сколько лип на второй аллее. -вычитанием -потому что сказано, что на другой аллее меньше лип, чем на первой. -Сколько лип на двух аллеях вместе. -Сложением. 1)12-4=8(л.) на другой аллее. 2)12+8=20(л.) на двух аллеях. Ответ: 20 лип. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. регулятивные: - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. познавательные: -владеть действиями построения рассуждений; коммуникативные: -Учить умению слушать и вступать в диалог - Строить речевое высказывание в устной форме; |