Создать условия для формирования представления о пропорциональности чисел, формирования понятия «отношение двух чисел, отношение двух величин, члены отношения, новая величина», для отработки умения различать отношения, упрощать отношения величин на уровне восприятия и усвоения нового материала.
1) образовательные: познакомить с понятиями: отношение двух чисел, отношение двух величин, члены отношения, новая величина», для отработки умения различать отношения, упрощать отношения величин, создать условия ученикам для самостоятельной работы и помочь ученикам при изучении нового материала
2) развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
3) воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе, уважительного отношения к выступлениям своих одноклассников.
Оборудование: линейка, доска, мел, интерактивная доска, цветные карандаши.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат и уровень усвоения | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. Вспоминают понятие частного, умения сокращать обыкновенные дроби, переводить одни единицы измерения в другие. | | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагании, учёт правила в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1.Преобразуйте данные величины в а) метры 1км, 2км 500м, 45км, 9 км, 2 км. б) часы 6о мин, 20 мин., 3ч 15 мин. 2.Сократите дробь: | Обучающиеся выполняют задание в тетрадях. 1км=1000м; 2км500м=2000м+500м =2500м; 45км=45000м; 9 км=9000м+500м=9500м; 2 км=2000м+800м=2800м. 60мин=1ч; 20мин=1/3ч, 3ч15мин=3 1/4ч. , , | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | 4. Откройте тетради для правил, запишите число. Оставьте место для записи темы урока. Подпишите №1. Решим задачу: Чтобы получить для заготовок столовый уксус надо взять 9 частей воды и 1 часть уксусной эссенции. Сколько грамм воды и эссенции надо взять для приготовления 200 грамм столового уксуса? Это задача на части. В повседневной жизни такие задачи ваши мамы решают очень часто. Но они говорят: возьмём эссенцию и воду в отношении 9 к 1. Записывают 9:1. 9 и 1 – это числа. Исходя из этого, попробуйте сказать, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Правильно, а ещё отношение величин. | Обучающиеся выполняют задание в тетрадях. 1)9+1=10частей всего. 2)200:10 =20г в одной части. 3)9·20=180г воды. 4)1·20=20г эссенции. Ответ: 180г, 20г. Будем изучать отношение чисел. | | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Отношение чисел и величин». | -Итак, какая же тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. Что такое отношение чисел? Отношение величин? Найдите определения в учебнике на странице 5 в пункте 1.1. 1. Отношение чисел – это частное не равных нулю чисел. Эти числа называют членами отношения. Пример: 3: 8; ; 7: . 2. Отношение величин – это частное двух величин. Эти величины называют членами отношения. 50см :65 см; 3м:27дм; 8см:24дм; . 3. Из основного свойства частного следует основное свойство отношения: Отношение не изменится если его члены умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю. | Тема урока: « отношение чисел и величин». Обучающие делают записи в тетради для правил. Работают по учебнику и находят правила. Записывают в тетрадь по правилам. | Имеют представление об отношении двух чисел; умеют проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвовать в диалоге. Знают правило нахождения значения отношения, знают, как упростить отношение с помощью свойств. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для обучающей самостоятельной работы по новому материалу. | Откройте рабочие тетради. Подпишите число, классная работа и 1. Выполним №4(аб), №5(аб), №7(абв), №9(бвд), №10(абв), №11(абд). | По одному выходят к доске и правильно выполняют запись. Выполняют с комментированием и записью на доске. | | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Обучающая самостоятельная работа. Вариант I. 1)Упростите отношение чисел: 2)Упростите отношение величин: . Вариант II 1) Упростите отношение чисел: 2)Упростите отношение величин: . Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа по парте. | Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка. | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось… Оценить отдельных учащихся за устные ответы и работу у доски. | | | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информа-ция о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выполните задания: №4(вг), №5(вг), №7(где), №9(геж), №10(где), №11(вге). | | | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте на полях в тетради, рядом с самостоятельной работой розовый кружок. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте голубой кружок. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте желтый кружок. | | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |