Фамилия, имя, отчество учителя | Силкина Валентина Александровна |
Учебное заведение | Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ» |
Тип урока | Закрепления полученных знаний |
Тема урока | Решение задач на определение времени движение, скорости, пути |
Цель деятельности | Для учителя: организовать деятельность обучающихся по решению задач на определение времени, пути и скорости; Для учащихся: рассчитать время поездки, скорость и путь от Тамбова до Москвы, от Тамбова до Волгограда, от Тамбова до Сочи, дату и время прибытия болельщика на футбольные матчи. |
Задачи урока | - создать учебные ситуации для применения обучающимися знаний и умений по теме; - создать условия для самостоятельного поиска при решении задач, для взаимодействия обучающимися в группе - развивать умение определять цель урока в соответствии с темой; - развивать умения оценивать свою работу в соответствии с разработанными критериями - воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству на примере Чемпионата мира по футболу 2018 года. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: создать условия для установления зависимости между величинами – скорость, время, расстояние; учить решать задачи на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения используя формулу движения, составлять и решать обратные задачи; повторить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, формировать вычислительные навыки, закрепить знание единиц времени и длины; способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности; Метапредметные: Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять само- и взаимопроверку работ, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, планировать последовательность шагов при решении задач, самостоятельно использовать модели при решении учебных задач, предъявлять результаты работы; активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Коммуникативные: слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения, умение работать в парах. Личностные: сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем; проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению. Прогнозируемый предметный результат: к концу урока обучающиеся смогут осуществить расчет времени, скорости и пути тамбовского болельщика на матчи Чемпионата мира по футболу и определить дату и время прибытия в Москву, Самара, Санкт–Петербург. |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | -Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015. -Математика. 5 класс. Дидактические материалы. Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др.М.: Просвещение, 2017 -Видеоролик «Презентация Чемпионата мира по футболу 2018»; http://www.chistopoltv.ru; - Онлайн - тестирование ; http://www.maketest.ru/ |
Оборудование | Экран, ноутбук, проектор, раздаточный материал, физическая карта России, магнитная доска, компьютеры для индивидуальной работы. |
Этап урока | Деятельность учителя (методы и приемы используемой технологии) | Деятельность учащихся (содержание и формы организации) | Планируемый результат (внешние проявления руководства учащимися собственным обучением) |
1.Организаци-онный (3минуты) | - С каким настроением вы начинаете урок? У кого желание узнать что-то новое, поднимите зеленую карточку. Желающие узнать что-то интересное, поднимают желтую карточку. Кто начинает урок только потому, что прозвенел звонок, поднимают красную карточку. | Обратная связь с помощью приема «Светофор»: поднимают карточку, которая соответствует их настроению. | |
2.Мотивацион-ный (5 минут) | Использование приема «Яркое пятно», Предлагает просмотреть видеофрагмент о Чемпионате мира по футболу. - Вы поддерживали российскую команду? Подводящий диалог: Предлагает рассмотреть, когда состоялись игры российской команды на Чемпионате мира по футболу. - Как бы вы стали действовать, чтобы вовремя приехать на матч? - Что надо знать болельщику, чтобы не опоздать на игры? | Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук» Открывают карточки на магнитной доске Россия — Саудовская Аравия 14 июня 18:00 г. Москва | Россия — Египет 19 июня 21:00 г.Санкт - Петербург | Уругвай — Россия 25 июня 17.00 г. Самара | Объясняют, что надо знать время в пути, дату и время отправления и прибытия, скорость с которой болельщик должен был ехать на матчи Российской сборной . | Решили создать группы поддержки и отправиться за российской командой в Самару, Санкт–Петербург и Москву. |
3.Целеполагание (5 минут) | - В каких задачах нам встречаются эти понятия? - Сформулируете тему урока. - Как далеко от Тамбова расположены города, в которых пройдут матчи с участием Российской сборной? - Каким видом транспорта удобнее доехать? -Сколько времени потребуется болельщику на дорогу, если он будет добираться железнодорожным транспортом, легковым автомобилем, самолетом? -С какой скоростью должен ехать болельщик, чтобы во время добраться до города? Предлагает определить и сформулировать цель урока. Поскольку рассматривается несколько маршрутов, предлагает результаты фиксировать в Путеводителе болельщика. - Какой результат хотите получить в конце урока? | Эти понятия встречаются в задачах на определение времени, пути и скорости, в повседневной жизни. Самостоятельно формулируют тему урока: Решение задач на определение времени, скорости, пути. Выясняют, что города расположены от Тамбова далеко, расстояние до них можно узнать по интернету и по физической карте, используя масштаб карты. Аргументируют выбранный вариант проезда железнодорожным транспортом, легковым автомобилем, самолетом. Прогнозируют, поскольку точного ответа дать не могут. Определяют, чтобы болельщику не опоздать на матч, надо знать время в пути, дату и время отправления и прибытия. Изучают Путеводитель болельщика, в котором даны справочные материалы | Рассматривают физическую карту, находят Тамбов и города, в которых состоятся игры. Цель урока фиксируется на доске и маршрутных листах. |
4. Актуализация учебного материала, определение критериев оценки достижения результата (3 минуты) | - Какие знания и умения по этой теме нам помогут сделать точный расчет? _ Как мы определим, верно ли выполнена работа? | Обсуждение с помощью «Правила не поднимания рук» различных видов задач на нахождение времени, скорости и пути. Называют формулы, по которым можно рассчитать время, скорость и путь. Обращают внимание на необходимость преобразования единиц времени, скорости и пути и умение выполнять вычисления с именованными числами. Предлагают критерии оценивания результатов. Соотносят свои варианты критериев с критериями, предложенными учителем. | Открывают карточки с формулами нахождения времени по известным расстоянию и скорости; а также началу, продолжительности и окончанию событий. Озвучивают критерии оценивания результатов работы, записанные в маршрутном листе. |
5. Смена рабочих зон | Учитель предлагает обучающимся рассмотреть в Путеводителе болельщика задания для работы в зонах: - задания для 1 группы (базовый уровень); - задания для 2 группы (повышенный уровень); - задания для 3 группы (высокий уровень). | По сигналу обучающиеся переходят из одной рабочей зоны в другую для выполнения заданий. | По завершении работы в зоне проводят оценивание по критериям и фиксируют свои достижения в маршрутном листе. |
1 зона - работа с учителем (5 минут) | Дает дифференцированные задания на нахождение времени поезда в пути. Предлагает составить задачи с недостающими данными, по схеме определить маршрут поезда. Обратная связь «Светофор»: Данные, полученные при выполнении заданий в группе, учитель фиксирует в общей таблице на доске. | Показывают зеленую карточку, если все понятно и могут самостоятельно составить задачи; красную карточку, если нужна помощь учителя. 1 группа находит время поезда в пути до Самары, 2 группа – до Санкт –Петербурга, 3 группа – до Москвы. Осуществляют оценивание по критериям, подсчитывают баллы. и фиксируют в маршрутном листе Анализируют затруднения. | Фиксируют в маршрутном листе результаты оценивания. Записывают, в чем состояли затруднения. |
2 зона - коллективная работа в группах (5 минут) | Предлагает разделиться на 2 мини – группы и выполнить задания, в которых нужно рассчитать скорость дату, время, прибытия болельщиков на матчи в разные города России. Данные, полученные при выполнении заданий в мини-группах, учитель фиксирует в общей таблице на доске. | Из данных на предложенных карточках исключают лишние, составляют задачи. Выбирают формулу, по которой можно найти время, путь и скорость по известному началу и продолжительности событий. Оформляют решение задач и устанавливают, каким (утренним, дневным или вечерним) рейсом воспользуется болельщик, чтобы успеть на игру. Осуществляют оценивание по критериям, подсчитывают баллы. и фиксируют в маршрутном листе Анализируют затруднения. | Данные, полученные при решении заданий в мини - группах, фиксируются в общей таблице на доске. Фиксируют в маршрутном листе результаты оценивания. Записывают, в чем состояли затруднения. |
3 зона – зона онлайн (10 минут) | Учитель дает инструкцию по выполнению теста по программе в онлайн – режиме (для индивидуальной работы предложены тесты разной степени сложности). Данные, полученные при выполнении последнего задания в тесте, учитель фиксирует в общей таблице на доске. | Выбирают тест, самостоятельно выполняют задания по нахождению времени, скорости , пути и преобразованию этих единиц . Осуществляют оценивание по критериям, подсчитывают баллы, фиксируют в маршрутном листе Анализируют затруднения. | Осуществляют оценивание по критериям, подсчитывают баллы, фиксируют в маршрутном листе Анализируют затруднения. |
6.Рефлексивный Подведение итогов (5 минут) | - Какую ставили цель? - Достигли мы цели? - Во сколько надо выехать из Тамбова, чтобы успеть на футбольный матч в Самаре? Санкт – Петербурге? Москве? -С какой скорость надо ехать, чтобы не опоздать на матч? -Какой путь вы преодолели от Тамбова до городов, в которых проходили игры? - Сколько баллов вы набрали, выполняя задания? - Кто набрал мах количество баллов? Предлагает дополнить предложения (устно): Я понял… Я затруднялся … | На основании данных заполненной на доске таблицы определяют степень достижения цели. Подсчитывают количество баллов в маршрутном листе и оценивают достижение результата в соответствии с таблицей достижений. Обратная связь «Светофор»: показывают зеленую карточку, если набрали высокий уровень результата; желтую – если допустили незначительные ошибки в решении задач и вычислительных действиях и красную карточку, если остались проблемы. Высказываются (по желанию). | Таблица достижений: 18 -17 баллов – умею решать задачи на определение времени, скорости и пути; 16 - 13 баллов – допускаю незначительные ошибки в решении задач и вычислительных действиях; 12-10 баллов - не все получается в решении задач. | |
7.Домашнее задание (4 минуты) | Учитель предлагает выбрать город (не рассматриваемый на уроке), в котором ещё проходил футбольный матч Чемпионата мира по футболу, узнать расстояние от Тамбова до этого города, определить, каким видом транспорта можно доехать, время в пути, дату отъезда на игру Чемпионата мира, скорость, с которой вы бы ехали и путь, который вы преодолели. | | , |