- сформировать умения применять рациональный способ при умножении двузначного числа на однозначное;
- развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, сотрудничества и самооценки деятельности;
- воспитывать положительную учебную мотивацию, чувство уважения к мнению другого человека, умение выслушивать партнёра.
- Повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.
- Формировать представления о способах умножения двузначного числа на однозначное.
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-Составлять алгоритм вычислений.
-Развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
-Перерабатывать полученную информацию.
-Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия.
-Познавательный интерес к науке.
-Слушать и понимать речь других.
-Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
-Формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Учебник. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 УМК «Школа России», тетради для классной работы, рабочие тетради
УМК, классная доска.
Этапы урока | Организация деятельности учителя | Организация деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
Этап мотивации. Организация начала урока. Цель: Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке. | Начинаем наш урок. - Математика – наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится! Ну-ка проверь- ка, дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, ручки, книжки и тетрадки? - Сядьте правильно, положите тетрадь правильно, запишите число, классная работа. | Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Запись числа и классной работы. | Регулятивные: -самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу. |
Актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксации каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Минутка чистописания Запишите ряд чисел: 2 4 6 8 - Что можно сказать об этих числах? - Продолжите ряд чисел до конца строки. Запишите цифры 7 8 9, чередуя через клетку. Составьте все двузначные числа, используя эти цифры. - Расположите числа в порядке возрастания. (77, 78, 79, 88, 87, 89, 99, 97, 98) Уменьшите каждое число на 20. (устно, по цепочке) Устный счет а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36) б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54) в) Найдите частное 42 и 6. (7) г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9) д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32) Взаимопроверка в парах (обучающиеся обмениваются тетрадями) -На какие две группы можно разделить полученные числа? 1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные) 2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные) Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых: 36=30+6 54=50+4 32=30+2 Повторение свойства «Умножение суммы на число». - Соедините пары выражений. (40+5)*2 31*3+13*3 (31+13)*3 (30+6)*2 30*2+6*2 40*2+5*2 -Что заметили? (Используется свойство: умножение суммы на число) | Прописывают цифры и числа, составляют из цифр двузначные числа, располагают их в порядке возрастания, повторяют понятие «уменьшить на …», четные и нечетные числа, знания о сумме разрядных слагаемых. Выполняют взаимопроверку Отвечают на вопрос учителя. | Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: наблюдать и делать самостоятельно выводы. Коммуникативные УУД: развитие математической речи, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. |
Этап выявления места и причины затруднения. Цель: Осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений. | -Сегодня я принесла вам на урок один интересный предмет. Вы сможете узнать, что это, если выполните задание 30*2 А 10*3 Д 40*2 Т 30*3 С 10*7 Р -Что за слово у вас получилось? -У кого дома есть Дартс? Знаете правила? -Как мы говорим, если попали в центр? А если промахнулись? -Хотите попасть в яблочко? -Итак, наша первая мишень. -Выполните первое задание. 6*8 -Выполните второе задание. 8*9 -И наконец, третье задание. 22*3 -Что вызвало затруднение? Почему? - Что можете сказать об этом выражении? -Какая же у нас сегодня тема урока? -Какую цель каждый из вас перед собой поставит? - Сформулируйте задачи урока. - научиться решать подобные примеры -составить алгоритм решения таких примеров; -выяснить, где могут пригодиться полученные знания. | Возникает интерес. Все хотят узнать, что принёс учитель. Дети выполняют задание, решают примеры на умножение круглых чисел. Ответы заносят в таблицу. Отгадка – слово ДАРТС. Отвечают. Вспоминают фразеологизмы: попасть в яблочко, попасть в молоко. Желают попасть в яблочко. Дети выполняют задания на карточках. Объясняют свой выбор. Считают правильно примеры на табличное умножение. Не решили пример 22*3. Недостаточно знаний. Определяют тему урока: «Умножение двузначного числа на однозначное». Ставят цель для себя. Формулируют задачи урока | Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы; - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | -Составьте ещё два похожих примера. -Как же найти значение этих числовых выражений? Как решим эту проблему? Работа в группах (правила работы в группе) | Дети называют свои примеры. Высказывают гипотезы, как можно решить такие примеры. | Познавательные: умение выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению. |
Физминутка | БЫСТРО все ребята встали (встать, руки на поясе) Руки БЫСТРО вверх подняли. (поднять руки вверх) БЫСТРО хлопнули 5 раз. (5 хлопков руками) А теперь морганье глаз: (поморгать глазами 3-4 сек.) БЫСТРО-БЫСТРО поморгали И… ногами постучали. (потопать ногами 3-4 сек.) БЫСТРО влево наклонились (наклон влево) И сейчас же распрямились! (встать прямо) Вправо-влево 10 раз – (наклоны влево-вправо по 5 раз в каждую сторону) Отдохнул уставший класс… Как пингвины полетели (бег на месте, махая руками) И за парты тихо сели! (сесть за парты) | Выполняют движения | |
Реализация построения проекта. Цель. спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы, составить алгоритм по новой теме. | Приём «Кластер» - Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное. 1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения. 3. Умножаю десятки. 4. Умножаю единицы. 5. Складываю. | Ребята составляют кластер | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений, доказательств, - выведение следствий, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: - умение слушать, - участие в коллективном обсуждение проблем. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Работа в учебнике с 8 №1,2 -Потренируемся решать такие примеры, используя составленный алгоритм. | Дети выполняют задания тетради по очереди выходят к доске, проговаривают способ действия. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Цель: Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели учебного действия. | -Попробуйте решить примеры сами. 14*3 35*2 16*4 27*3 12*3 25*4 Поменяйтесь тетрадями. По эталону проверьте работы соседей. Оцените их. Поднимите руки те, кто получил 5. Кто получил 4? У кого 3? | Самостоятельно выполняют задание, применяя алгоритм. Проверяют выполнение задания у соседа по парте, выставляют отметку. Показывают результат. | Регулятивные УУД: Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму; Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи; |
Включение в систему знаний и повторения. Цель: Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Продолжаем работать. -Как вы думаете, пригодятся нам новые знания? Где? -Представьте, что мы покупаем в магазине трубочки со сгущёнкой. Одна трубочка стоит 12 рублей. Сколько стоят 3 такие трубочки? Решаем у доски. Витя и Костя решали задачу: «на каждой из трёх клумб расцвели по 4 астры и по 5 георгинов. Сколько всего цветов на клумбе?» Витя решил свою задачу так: 4*3+5*3 Костя решил так: (4+5)*3 Кто из мальчиков решил задачу верно, докажите. | Пригодятся. При решении задач, в жизни. Представляют условие, связав его с жизнью. Решают совместно. Ученик у доски, остальные в своих тетрадях. Работают в парах . Доказывают свою точку зрения. | Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - выделение и поиск необходимой информации. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. | -Назовите тему урока. На партах у вас лежит листок с рисунком ДАРТС, с помощью него мы оценим наши достижения. - Достигли ли вы своей цели? -Кто попал в яблочко? -Кто попал в молоко? - Покажите на рисунке. Кто куда попал? Наклейте своё имя на ДАРТС | Вспоминают начало урока, формулируют тему. Называют поставленные цели. Анализируют свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: - умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания. |
Домашнее задание | Учебник: №6 (с.8) Рабочая тетрадь: №26, №28 (с.13) | Записывают в дневники домашнее задание | |