- формировать практические навыки табличного и внетабличного деления и умножения чисел, навыки составления и решения текстовых задач, умения решать геометрические задачи.
- развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение; обогащать речь учащихся.
- содействовать воспитанию коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах; создавать условия для формирования познавательного интереса к математике, окружающему миру.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) П – познавательные УУД К- коммуникативные УУД Р- регулятивные УУД Л- личностные УУД |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся и гостей, положительно настраивает на учебную деятельность. Доброе утро! Начинаем урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Включает видеоролик «Март. Красивая музыка весны» Читает стихотворение. Метель затихла, ветры смолкли, У елей чуть блестят иголки. А Дед Мороз садится в сани, Ему пора прощаться с нами. Ему на смену, величаво Идёт красавица одна. О ней вы знаете немало, Зовут красавицу … Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Весны. | Организуют рабочее место. Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Слушают музыку, смотрят видеоролик. Слушают стихотворение, отвечают на вопрос. Весна. | К - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; вступают в диалог. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
II.Актуализация знаний. 1.Целеполагание. | Создает условия для целеполагания. -Ребята, а кто знает, почему вдруг сегодня на математике я заговорила о весне? - Правильно. Природа готова встречать весну, и к нам на урок математики пожаловала Весна. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет. А ещё Весна пришла с математическими заданиями. Если вы их выполните, то она останется с нами до прихода лета. Озвучивает тему урока. -Вместе с Весной на уроке мы повторим изученный ранее учебный материал по темам «Нумерация чисел от 100 до 1000» и «Умножение и деление двузначных чисел» Поставьте цель нашей работы на уроке. | Учащиеся отвечают на вопрос. Сегодня 1 марта. По календарю это первый день весны. Слушают учителя. Будем записывать, читать трехзначные числа, умножать и делить двузначные числа. | П- самостоятельно формулируют познавательную цель. Р – целеполагание. Л – проявляют интерес к изучению математики. |
2. Математическая разминка. Устный опрос. Индивидуальная самостоятельная работа по учебнику. | Фронтальная беседа. Задает вопросы учащимся. -Весна хочет знать, хорошо ли вы её знаете? Сколько весенних месяцев году? -Назовите их по порядку. -Какую часть года составляют весенние месяцы? -Сколько дней в марте? апреле? мае? -Сколько всего весенних дней? Дайте характеристику этому числу. -Посчитайте числа по порядку от 92 до самого маленького трехзначного числа. -Можете попробовать продолжить этот ряд трехзначными числами. Считайте от 100 до 1000 сотнями. Даёт инструкцию, как выполнить самостоятельную работу. - Молодцы. Остальные вопросы для вас Весна записала в учебнике. Откройте учебник на стр. 64 . В тетради запишите дату. Классная работа. №1. Если высказывание верное, поставьте +, если неверное - Пишите + и - в строчку. Работу выполняйте самостоятельно, но если не знаете, обратитесь за помощью к соседу. - Поменяйтесь тетрадями. Проверим работу. Образец правильных ответов на ваших партах. Исправьте неверные высказывания. - Поднимите руку те, кто выполнил задание успешно. -Молодцы, ребята. Вы неплохо усвоили тему «Нумерация чисел до 1000». Оцените свои достижения на листе самооценки. Мы рисуем человечка на первой высокой ступеньке, если задание№1 вы выполнили успешно, без ошибок, на второй, если вам помогали или вы допустили 2-3 ошибки, на третьей, если вы с заданием не справились, вам было трудно. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. 3 Март, апрель, май. Четвертую. 31,30,31 92 Натуральное, чётное, двузначное, состоит из 9 десятков и 2 единиц, для записи числа нужны цифры 9 и 2. 93,94,95,96,97,98,99,100 100,200,300,400,500,600,700,800,900,1000 Открывают учебник, тетрадь и выполняют самостоятельную работу согласно заданию учителя. + + - - + + - + - - + Учащиеся выполняют взаимопроверку. Исправляют неверные высказывания, формулируют верно предложение. Учащиеся оценивают себя. | П- осуществляют логические действия, извлекают необходимую информацию из текстов, используют знаково- символические средства, осознанно строят речевое высказывание. Р- ориентируются в тетради, учебнике, контролируют учебные действия, замечают ошибки, осознают правило контроля. К- обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, уважают мнение других учащихся. Л- осознают свои возможности в учении, проявляют интерес к предмету. |
III. Работа по теме урока. 1.Задание из электронного приложения к учебнику. | Объясняет, как выполняется задание из электронного приложения к учебнику «Математика» -Теперь, ребята, вас ждет другое задание. Внимание на экран. Вам нужно прочитать и записать число цифрами, затем представить его в виде суммы разрядных слагаемых на доске. -Вспомним правило записи трехзначного числа. Цифра, стоящая на 1 месте справа, обозначает … Цифра, стоящая на втором месте справа, обозначает … Цифра, стоящая на третьем месте справа, обозначает … Отсутствие единиц какого – либо разряда обозначается цифрой … -Напишите в тетради №2 и можете не ждать своих одноклассников, выполнять задание самостоятельно. -Хорошо, ребята. Оцените, как вы справились с заданием №2. | Слушают учителя. Отвечают правило записи трехзначного числа, хором досказывают предложения. Единицы. Десятки. Сотни. Ноль. Выполняют задание в тетради. Оценивают свою работу. | П- ориентируются в своей системе знаний, осуществляют логические действия. Р- осуществляют коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К- применяют изученные правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности, принимают участие в обсуждении математических фактов. Л- проявляют интерес к учению. |
2. Командная игра «Быстрые кораблики» | Предлагает командную игру «Быстрые кораблики» - Весна приготовила вам новое испытание. Растаял снег, побежали ручьи. Можно пускать кораблики. Проверим, кто проворнее, мальчики или девочки, чей кораблик быстрее приплывет к Весне. Выходим к доске по одному. - Проверим работу. Девочки проверяют ответы мальчиков, мальчики - девочек, есть ли ошибки? Умницы! -Оцените свои успехи в номере №3 | Слушают учителя. Выходят по одному к доске. Решают примеры - табличные случаи деления и умножения, деление с остатком. Проверяют работу команд. Оценивают свою деятельность. | П- ориентируются в своей системе знаний, осуществляют логические действия. Р- принимают и сохраняют учебную задачу. К- владеют способами конструктивного взаимодействия. Л- осознают свои возможности. |
Физкультминутка. | Организует физкультминутку. -Отдохнем. Встали. К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. А теперь мы ручейки, побежим наперегонки. С рыбками поплаваем, с бобрами поиграем. Вернемся к маме с папой мы, вновь став учениками. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. Бег на месте. Наклоны туловища вперед. Бег на месте. Движения рук, плавают. Хлопают в ладоши. Ходьба на месте. | Р - организовывают свою деятельность. |
3. Геометрическое задание. | Спрашивает о правилах безопасности около водоемов. -Побежали ручьи, раскололся лед на реке. Начался ледоход. Опасное время для людей. Что нельзя делать в этот период школьникам? -Правильно, ребята. Соблюдайте правила безопасности. Обращает внимание на геометрические фигуры, просит их классифицировать, ответить на проблемный вопрос, найти периметр и площадь фигур. -Посмотрите на эти льдинки. Что они вам напоминают? -Назовите их. - Попробуйте собрать из этих льдинок прямоугольник со сторонами 5см и 3см. -Можно ли построить из этого прямоугольника квадрат? Как вы это сделаете? -Мальчики найдут площадь и периметр квадрата, девочки площадь и периметр прямоугольника. В тетради пишем №4. Два ученика выполняют задание у доски. -Проверьте и оцените свою работу. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Классифицируют фигуры. Собирают из геометрических фигур прямоугольник. Находят выход из проблемного вопроса: Как превратить прямоугольник в квадрат? Находят периметр, площадь геометрических фигур. Выполняют задание в тетради. Два ученика работают у доски. Проверяют и оценивают свою работу. | П- осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию, выдвигают гипотезы,перерабатывают, преобразовывают из одной формы в другую и обобщают полученную информацию; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекают информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делают выводы в паре. Р- организовывают свою деятельность, оценивают результаты своей деятельности; выполняют учебные действия в соответствии с инструкциями учителя. К- слушают и понимают речь других; учатся работать в паре; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате. Л- применяют правила делового сотрудничества; проявляют познавательный интерес и учебную мотивацию; учатся принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. |
Физкультминутка. | Организует физкультминутку. -Отдохнем. Встали. Очень трудно так стоять: Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. Наши нежные цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Поменяли ножки. Очень трудно так стоять: Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. Наши нежные цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Распустились цветочки. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. Стоят на правой ноге. Руки на плечах. Руки вверх. Плавные движения рук. Стоят на левой ноге. Руки на плечах. Руки вверх. Плавные движения рук. | Р - организовывают свою деятельность. |
4. Составление и решение задач. | -Невозможно представить Весну без цветов. Назовите первые весенние цветы. Можно ли срывать эти цветы для букетов? Нет, лучше полюбоваться и сфотографировать эту нежную красоту. А какие же цветы вы подарите маме на женский день 8 Марта? Весна предлагает вам зайти в цветочный магазин и составить задачи про цветы по заданным выражениям. Роза красная- 60 рублей. Роза желтая- 30 рублей. 60+30 60-30 60:30 30х2+60 -Объединитесь в группы. Составьте задачи. Выберите ученика, который будет отвечать у доски. -Время вышло. Прошу по одному человеку от команды к доске. -Запишите решение и ответ любой задачи. Это №5 -Оцените свою работу в листочке самооценки. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Подснежники, мать- и мачеха, гусиный лук, .. Работают в группах. Составляют задачи по заданным выражениям. Отвечают у доски. Записывают решение одной из составленных задач. Оценивают свою работу. | П- устанавливают причинно- следственные связи, осознанно строят речевое высказывание, логические цепочки, преобразовывают модели. Р- осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К- выражают свои мысли, формулируют, аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения. Л- осознают ответственность за общее дело. |
Физкультминутка. | Организует физкультминутку. -Отдохнем. Встали. Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | Р - организовывают свою деятельность. |
5.Дифференцированная самостоятельная работа. | -Невозможно представить Весну и без птиц. Назовите перелетных птиц, которые прилетают к нам весной. -Выполните задание №6 на индивидуальной карточке. Посадите каждую птицу в свое гнездо. -Проверим задание. -Что заметили? -Почему кукушка осталась без гнезда? -Для какой птицы люди в садах вешают птичьи домики? -Как они называются? -Оцените себя на лестнице успеха. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Грач, жаворонок, стриж, кукушка, ласточка, соловей. Решают самостоятельно с последующей проверкой. Оценивают свою деятельность. | П- осуществляют логические действия, моделируют и преобразуют модели Р- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей для её решения К- используют речевые средства в ходе решения учебно – познавательных задач. Л- проявляют интерес к предмету. |
IV. Домашнее задание. | -Вы выполнили все задания Весны. Она осталась вами довольна, поэтому решила остаться до прихода лета. Домашнее задание Весна предлагает вам выбрать самим два задания на страницах 32, 33 в тетради на печатной основе. Одно из заданий это задача. Откройте дневник и запишите 2 задания по выбору. | Задают уточняющие вопросы. Выбирают домашнее задание по теме урока. | Л- самоопределяются при выборе индивидуальных заданий. |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. | - Подведем итог урока. Вспомните, какие задания вы сегодня выполняли, какие темы повторили. Закончите предложение. Я научился … Учитель выставляет оценки за урок. -Посмотрите на свои листы самооценки. Если вы всегда рисовали человечка на первой высокой ступеньке, то вы заслужили «5» Если человечек у вас спускался на ступеньки ниже, значит вы еще усердно занимаетесь и тренеруетесь дома считать. Но «4» вы сегодня заслужили. И последнее – вспомните свои ощущения и выберите одно предложение для себя и запишите на листочке самооценки. 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Всем спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Делают общие выводы. Я научился … читать, записывать трехзначные числа, составлять и решать задачи, находить периметр и площадь геометрической фигуры, решать примеры на табличное и внетабличное умножение и деление. | П- ориентируются в своей системе знаний. Р- оценивают собственную деятельность на уроке. Л- проявляют интерес к предмету. |