- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, интерес к предмету.
Метапредметные:
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; устанавливать аналогии.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формировать собственное мнение, задавать и отвечать на вопросы, доказывая правильность своего мнения.
Личностные: развивать способность к самооценке, способствовать успешности в овладении материалом.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки с заданием для индивидуальной и парной работы, наглядный материал (таблицы), презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (эмоциональный настрой)
-Ребята, давайте пожелаем друг другу на уроке быть внимательными, собранными, старательными. Поприветствуем гостей, друг друга улыбками и начнём урок.
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности
-Слайд 2 Ребята, вы, наверное, все видели приключенческий фильм «Пираты Карибского моря»? Сценарий этого фильма основан на известном романе шотландского писателя Роберта Стивенсона, где идёт охота на сокровища, которые спрятал пират Флинт на необитаемом острове. Сегодня на уроке и мы отправимся в путешествие на остров сокровищ. Только наш маршрут будет проходить по океану Математики, где нам будут необходимы умения и навыки, приобретённые на уроках. Пройдя этот маршрут, мы узнаем, какие сокровища хранятся на далёком острове.
- Слайд 3 Ознакомимся с картой маршрута.
- Приготовим тетради и запишем дату нашего отплытия.
-Слайд 3 Мы отправляемся в путешествие на корабле. Каждый корабль имеет своё название. Название нашего корабля вы расшифруете решив данные задачи и примеры, записав только ответы.
Беломордый дельфин весит 275 кг, а рыба-меч 400 кг. На сколько рыба-меч тяжелее беломордого дельфина? (125)
Длина кита 33 м. Это на 19 м больше, чем у акулы. Какова длина акулы? (14)
Семейство дельфиновых включает 40 видов, а семейство китообразных 80 видов. На сколько китообразных больше, чем дельфиновых? (40)
Длина полярной акулы 8 м , а акулы-лисицы в 2 раза меньше. Какая длина акулы лисицы? (4)
Рыба-парусник может плыть со скоростью 100 км/час, а рыба- марлин может плыть со скоростью 130 км/час. На сколько рыба-марлин плывет быстрее, чем рыба-парусник? (30)
У морского петушка в спинном плавнике 64 шипа, а у морского дракончика на 6 шипов больше. Сколько шипов у морского дракончика? (70)
Слайд 5
3*2*4=24
2*5*6=60
3*3*8=72
- Давайте проверим наши ответы. (LearningApps, слайд 6)
- Слайд 7 Расположите ответы в порядке убывания, прочитайте название нашего корабля.
125
72
70
60
40
30
24
14
4
ж
е
м
ч
у
ж
и
н
а
- Правильно, наш корабль называется «Жемчужина».
- Цель нашего путешествия: открыть новую тайну «свойства чисел».
- Слайд 8 Итак, ребята, наша команда отправляется в дальнее путешествие по Математическому океану. Издалека виднеется остров, давайте остановимся.
- Слайд 9 Мы с вами оказались на острове «Решай-ка».
- Слайд 10,11 У вас на столах лежат карточки синего цвета. (Индивидуально, взаимопроверка по эталону) Перед вами числовые выражения, которые необходимо решить. Выполняя вычисления, подумайте, как удобнее прийти к результату.
(45+23)+7=
(121+396)+4=
(42+89)+11=
- Какое свойство помогло вам при решении числовых выражений?
- О чём говорит сочетательное свойство сложения?
- Чтобы продолжить путешествие, вам нужно выполнить еще одно задание.
- Слайд 12 Запишите следующие выражения и найдите значения:
(2*3)*3=6*9=9
(4*2)*5=8*5=40
(7*2)*5=?
-Все ли примеры смогли решить? Нет ли «лишнего» примера?
- Все правильно решили. Но есть более рациональный способ решения данного примера.
- Слайд 13Чтобы узнать этот способ,отправляемся на следующий остров «Познания»
III. Построение проекта выхода из ситуации.
- Давайте прочитаем изапишем данное числовое выражение: (произведение 7 и 2 увеличить в 5 раз)
(7*2)*5=
- В выражении первым действием решаем действие в скобках. 7*2=14, а 14 на 5 мы умножать не умеем. Поэтому изменим порядок действий в умножении, удобно 1 множитель умножить на произведение второго и третьего множителя, т.е. 7*(2*5). Произведение 2 и 5 это 1 действие, в данном выражении берем в скобки. 2*5 это будет 10 и 7*10=70.
- Какой вывод вы можете сделать? (формулируют самостоятельно)
- Давайте запишем этот пример с помощью буквенного выражения:
(а*в)*с=а*(в*с)
IV. Постановка цели и учебной задачи.
- Слайд 14 Над какой темой сегодня будем работать на уроке? (Cочетательное свойство умножения) (учебник с. 89 прочитать тему)
- А как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (применять сочетательное свойство умножения на практике, тренироваться в решении примеров, задач)
V.Физкультминутка
- Слайд 15Следующая остановка называется «Остров испытаний»
VI. Первичное закрепление
№ 3 с.90 1 столбик на доске, с проговариванием во внешней речи, 2 столбик в парах, объясняют друг другу, после спросить.
(8 • 2) • 2 (6 • 2) • 3 (19 • 1) • 0
(7 • 3) • 3 (9 •2)• 4 (12 • 9) • 0
- Ребята, в 3 столбике есть ли необходимость решать данные выражения? Какое правило знаем на умножение с нулем?
- Как вы думаете, для чего используется сочетательное свойство умножения? (Это даёт возможность вычислять значение произведения удобным для нас способом)
- Слайд 16Плывем дальше и виднеется «Остров задач».
В путешествие взяли 2 ящика с двухлитровыми бутылками пресной воды. В каждом ящике 6 бутылок. Сколько литров воды взяли собой?
- Прочитайте текст. Докажите, что это задача. (Есть условие, вопрос)
- На столах листочки белого цвета. Найдите соответствие вопросов и решений задач
Сколько литров в одной бутылке?
Сколько литров в 6 бутылках?
Сколько литров в двух ящиках?
Сколько бутылок в 2 ящиках?
Сколько литров в 2 ящиках?
6*2=12(б) – в 2 ящиках
12*2=24(л)
(6*2)*2=6*(2*2)=24
2*6=12(л) - в 6 бутылках
12*2=24(л)
(2*6)*2=(2*2)*6=24
-Проверим Слайд 17
- А теперь по этим решениям составьте математические выражения, используя сочетательное свойство умножения.
VII. Cамостоятельная работа Слад 18
- Взаимопроверка по эталону. Сейчас поработаем самостоятельно, возьмите листочки желтого цвета. Ваша задача- найти значение числовых выражений удобным способом, т.е. применяя где удобно сочетательное свойство умножения.
(6•4) •2
(2•2) •3
(8•3) •3
(3•2) •4
(7•2) •4
(2•4) •9
Распределить числовые выражения в 2 столбика:
Использовали сочетательное свойство умножения- цифра 1
Не использовали сочетательное свойство умножения- цифра 2
(6•4) •2=6*(4*2)=48
(8•3) •3=8*(3*3)=72
(7•2) •4=7*(2*4)=56
(2•2) •3=4*3=12
(3*2)*4=6*4=24
(2•4) •9=8*9=72
VII. Итог урока. Слайд 19 Последняя остановка «Остров сокровищ»
- Мы сегодня открывали знания, как пираты открывали новые земли. Слайд Так и имя великого мореплавателя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии своими открытиями:
-пролив между Огненной Землей и Антарктидой, который носит его имя;
-распространение картофеля в Европе. Более подробно эти открытия будем изучать на уроках внеурочной деятельности.
- Чему вы сегодня научились на уроке?
- Зачем нужно знать сочетательное свойство умножения?
Чтобы быстро считать
Выбирать рациональный способ счета
Решать задачи
VIII. Рефлексия.
Я узнал…
Я запомнил…
Я научился…
- Оцените свою работу на уроке:
+ если все получилось
? остались вопросы
- было трудно на уроке
IX. Домашнее задание
1.Выучить правило с. 89, придумать и записать 5 выражений на новую тему с решением.