Тема: «Случайное событие. Вероятность случайного события».
Тип урока: комбинорованный урок
Цели:
Личностные: формировать умения соотносить полученный результат с полученной целью
Метапредметные: формировать первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники
Предметные: сформировать у учащихся представление о случайном событии, вероятности случайного события, достоверном и невозможном событиях, равновероятных событиях
Планируемые результаты: уч-ся научатся приводить примеры случайного события, достоверного и невозможного событий, равновероятных событий
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.
2. Мотивация урока.
Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 12.
Самостоятельная работа
ДМ №143-145 Вар 1,2 стр 19,49
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Что называют отношением двух чисел?
Что показывает отношение двух чисел?
Как узнать какую часть число а составляет от числа b?
Как разделить число а в отношении m:n и m:n:k?
Решить № 1,2 стр 172
4. Изучение нового материала.
Решите ребус:
(Вероятность)
Именно это тема нашего урока.
Попробуйте поставить цели нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют цель)
На доске записано:
1. событие
2. случайное событие
3. достоверное событие
4. маловероятное, достоверное, невозможное событие
5. вероятность случайного события
Учащиеся по плану, с помощью учителя разбирают каждый пункт.
В повседневной жизни, в практической и научной деятельности мы часто наблюдаем те или иные явления, проводим определенные эксперименты.
Событие, которое может произойти, а может не произойти в процессе наблюдения или эксперимента, называют случайным событием. Закономерности случайных событий изучает специальный раздел математики, который называется теорией вероятностей.
Прозвенел звонок, выпал снег, черный кот перебежал дорогу – все это события. Каждое из них при одних условиях могло произойти, при других – нет. Поэтому, эти события называют случайными.
Приведите примеры случайных событий.
Приведите примеры маловероятных событий, очень вероятных, достоверных событий, невозможных.
Какие из приведенных событий являются достоверными, а какие невозможными:
а) крокодил научился петь;
б) индюки полетят в теплые края;
в) после марта наступит апрель;
г) завтра наступит суббота;
д) в следующем году твой день рождения придется на среду;
е) брошенный тобой камень долетит до стратосферы?
Как вычислить вероятность случайного события?
В теории вероятностей шансы того, что случайное событие произойдет, выражают числом. Это число называют вероятностью случайного события. Если событие никогда не наступает (его шансы равны нулю), то вероятность этого события полагают равной 0. Такое событие называют невозможным. Если же событие наступает всегда, его вероятность полагают равной 1. Такое событие называют достоверным. Вероятности остальных событий — это числа между 0 и 1. Таким образом, вероятность случайного события — это числовая мера его правдоподобия.
Иногда вероятности событий можно рассчитать математически, а иногда приходится приближенно узнавать их из экспериментов.
Надо число благоприятствующих исходов разделить на число всех возможных исходов.
5. Занимательная пятиминутка.(Резерв)
Если монету, например рубль, подбросить вверх и позволить ей упасть на пол, то возможны только два исхода: «монета упала гербом вверх» и «монета упала решкой вверх». Случай, когда монета падает на ребро, подкатывается к стене и упирается в нее, бывает очень редко и обычно не рассматривается.
Издавна в России играли в «орлянку» – подбрасывали монету, если надо было решить спорную проблему, у которой не было очевидно справедливого решения, или разыгрывали какой-нибудь приз. В этих ситуациях прибегали к случаю: одни загадывали выпадение «орла», другие – «решки».
К подбрасыванию монеты иногда прибегают даже при решении весьма важных вопросов.
Например, полуфинальный матч на первенство Европы в 1968 году между командами СССР и Италии закончился вничью. Не выявился победитель ни в дополнительное время, ни в серии пенальти. Тогда было решено, что победителя определит его величество случай. Бросили монету. Случай был благосклонен к итальянцам.
5.Закрепление нового материала.
Решить №802-807 устно, 809 в тетрадях(1 ученик у доски)
РТ №362,363,364,365 взаимопроверка
6. Итоги урока. Д/з.
Какие из следующих событий являются достоверными, а какие невозможными:
а) Бросили две игральные кости. Выпало 2 очка. (достоверное)
б) Бросили две игральные кости. Выпало 1 очко. (невозможное)
в) Бросили две игральные кости. Выпало 6 очков. (достоверное)
г) Бросили две игральные кости. Выпало число очков, меньше, чем 13. (достоверное)
В коробке лежит 5 зеленых, 5 красных и 10 черных карандашей. Достали 1 карандаш. Сравните вероятности следующих событий, используя выражения: более вероятное, менее вероятное, равновероятные.
а) Карандаш оказался цветным;
б) карандаш оказался зеленым;
в) карандаш оказался черным.
Ответ:
а) равновероятные;
б) более вероятное, что карандаш оказался черным;
в) равновероятные.
Рт 361
&28, читать, правила. Вопр 1-5 № 808,810,826