«Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника»
«Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника»
Цели урока:
Образовательные:
формировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
Развивающие:
развивать способности к самостоятельному планированию и организации работы; навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий; умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к математике, информационную культуру и культуру общения, самостоятельность, способность к коллективной работе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых компетенций.
Методы: проблемно-поисковый, индуктивный, метод групповой работы, самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника» »
6
Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника»
Спиридонова Л.В. учитель математики первой квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №37» г.Казань,
Цели урока:
Образовательные:
формировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
Развивающие:
развивать способности к самостоятельному планированию и организации работы; навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий;умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к математике, информационную культуру и культуру общения, самостоятельность, способность к коллективной работе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых компетенций.
Методы: проблемно-поисковый, индуктивный, метод групповой работы, самостоятельной работы.
Ход урока: Организационный момент.
Мобилизация учебной деятельности учащихся:доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, полная готовность класса к работе.
I этап. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. 1) Сообщение целей и задач урока.
II этап. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Математический тест. Метод проведения – индивидуальная работа учащихся с последующей самопроверкой.
1. Закончи предложение: «Треугольник, у которого один угол прямой называется…»
А) остроугольный
Б) равнобедренный
В) равносторонний
Г) прямоугольный
2. Отметь прямоугольный треугольник
А Б
В Г
3. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике?
А) боковые стороны
Б) основания
В) катеты и гипотенуза
Г) параллельные стороны
4. Один из острых углов прямоугольного треугольника равен 30°, чему равен другой острый угол?
А) 90°
Б) 60°
В) 30°
Г) 180°
5. выберите формулу площади прямоугольного треугольника:
А) S = 12 a·b
Б) S = 12 a·h
B) S = 12 a·b·sin α
Г) S = √p(p-a)(p-b)(p-c)
6. Катет прямоугольного треугольника, лежащий напротив угла в 30°, равен 15 см. Чему равна гипотенуза?
А) 15 см.
Б) 7,5 см.
В) 20 см.
Г) 30 см.
1
2
3
4
5
6
Все достижения на уроке вносятся в карту успеха
Карта успеха на уроке
Математический тест
Решение задач
III этап. Усвоение новых компетенций и способов действий
1. Ввести понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, их обозначения.
2. Доказательство основного тригонометрического тождества.
Пусть АВС – прямоугольный треугольник с прямым углом С и острым углом при вершине А, равным .
В
С А
АВ – гипотенуза
ВС – противолежащий катет
АС – прилежащий катет
Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к прилежащему.
Котангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к противолежащему.
Эти правила позволяют, зная одну из сторон прямоугольного треугольника и острый угол, находить две другие стороны; зная две стороны, находить острые углы.
a = c sin α a = b tg α
b = c cos α b = a ctg α
Вывод формулы тангенса острого угла через отношение синуса и косинуса.
Минутная пауза.
IV этап. Первичная проверка понимания
Работа в классе (3 задачи на слайдах):
А) найти синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла А в прямоугольном треугольнике с прямым угла С, в котором противолежащий катет равен 5 см, а гипотенуза равна 13 см.
Б) 2.Найдите угол наклона Пизанской башни, если высота башни равна 60м, а камень, брошенный с верхней площадки башни, пролетает 50м.
В) Тень от вертикально стоящего шеста, высота которого 3Ö3 м, составляет 3 м. Выразите тангенс угла высоты Солнца над горизонтом.
V. Закрепление знаний и способов действий.
Групповая работа (решение задач из вариантов ОГЭ)
1 группа
На рисунке изображен параллелограмм . Используя рисунок, найдите .
На рисунке изображена трапеция . Используя рисунок, найдите .
Найдите тангенс угла А треугольника ABC, изображённого на рисунке.
2 группа
На рисунке изображен параллелограмм . Используя рисунок, найдите .
На рисунке изображена трапеция . Используя рисунок, найдите .
Найдите тангенс угла B треугольника ABC, изображённого на рисунке.
3 группа
Найдите синус острого угла трапеции, изображённой на рисунке.
Найдите косинус угла треугольника , изображённого на рисунке.
Найдите тангенс угла В треугольника ABC , изображённого на рисунке.
Дополнительное задание:
Выразить синус, косинус, тангенс и котангенс двух острых углов А и В прямоугольного треугольника, сравнить и сделать вывод. (выносятся на доску)
VI.Итог урока:
1) кроссворд;
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
По вертикали:
1) геометрическая фигура, имеющая три стороны и три угла.
По горизонтали:
2) отношение противолежащего катета к прилежащему;
3) отношение противолежащего катета к гипотенузе;
4) отношение прилежащего катета к противолежащему;
5) отношение прилежащего катета к гипотенузе;
6) сторона треугольника, прилежащая к прямому углу.
2) рефлексия
Вопрос
Да
Нет
Затрудняюсь
Я знаю, что такое синус острого угла прямоугольного треугольника
Я знаю, что такое косинус острого угла прямоугольного треугольника
Я знаю, что такое тангенс острого угла прямоугольного треугольника
Я знаю, что такое котангенс острого угла прямоугольного треугольника
Домашнее задание
1. Выполнение домашнего задания начните с изучения § 4 пункта 68.
2. Повторить определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника.
3. Решить следующие задачи из учебника: № 591.
4. Выполнить творческую работу:
В прямоугольном треугольнике даны гипотенуза с и острый угол α. Найти катеты, высоту, опущенную на гипотенузу и отрезки на которые делится гипотенуза высотой.