Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках математики»
Самостоятельная деятельность учащихсяна уроках математики
Учитель начальных классов
ГБОУ РК «Евпаторийская санаторная школа-интернат»
Антоненкова Т.А.
самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.
Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Основные цели самостоятельной работы на уроках математики следующие:
Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.;
Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
Поддерживание интереса к деятельности;
Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность;
Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Уровни самостоятельной деятельности учащихся:
воспроизводящая самостоятельность
вариативная самостоятельность
частично поисковая самостоятельность
творческая самостоятельность
самостоятельная
работа
самостоятельна
в школе;
самостоятельная
работа
за пределами школы,
в том числе дома
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на: 1.Индивидуальные, т.е. каждому учащемуся предоставляется карточка с посильными ему заданиями, здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении; 2.Фронтальные, в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником; 3.Групповые, обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы. 4.Парные.
Основные виды самостоятельной работы :
1) по методу самостоятельной работы учащихся
2) по звеньям учебного процесса
3) по характеру познавательной деятельности учащегося
4) по характеру руководства
Задания для самостоятельных работ можно классифицировать следующим образом:
Учебные задания, опосредующие учебную информацию.
Учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом .
Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.
Наиболее распространёнными и эффективными являются такие виды самостоятельной работы:
Работа с текстом
Упражнения
Составление задач и упражнений самими учащимися
Проведение практических работ на местности
Тестовые задания
Письменные самостоятельные работы.
Выполнение домашних заданий.
Подготовка докладов, рефератов.
Домашние опыты, наблюдения.
Учебно-исследовательские проекты.
Презентации.
Техническое моделирование и конструирование.
Признаки самостоятельной работы:
Наличие задания учителя;
Руководство учителя;
Самостоятельность учащихся;
Выполнение задания без непосредственного участия учителя;
Активность и усилия учащихся;
Специальное время для выполнения задания.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке : 1. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы; 2.Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой; 3.В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы; 4.Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы; 5.Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления, поэтому, подбирая задания, надо свети к минимуму шаблонное их выполнение; 6.Содержание, форма должны вызвать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца; 7.Самостоятельные работы должны вырабатывать навыки и привычку к труду; 8.Контроль за проведением самостоятельной работы; 9.Подведение итогов самостоятельной работы (обратная связь); 10.Для обеспечения самостоятельной деятельности учащихся и развития их мышления необходимо обучать обобщенным приемам учебной работы: приемы запоминания, наблюдения, решения задач
Необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы:
Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
Обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий;
Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
Ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
Оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
Обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;
Обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.
Самостоятельная работа в обучении математики необходима для перевода знаний из вне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.