Эпиграфом к уроку станут слова С.Коваля: «Уравнения - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы», а другими словами можно сказать, что если вы будете уметь решать уравнения, то экзамена по математике не стоит бояться.
Определение: Показательным уравнением называют уравнение вида:
а f(x) = а g(x) , где a а 1 (1)
ах =в – простейшее показательное уравнение, где a а 1
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основная - Учебник для 11 класса. Алгебра и начала анализа
Дополнительная
Сборник задач по алгебре.11класс.
Алгебра и начала анализа
ХОД УРОКА
Организационный момент (подготовка к уроку)
Контроль знаний обучающихся:
1)проверка домашней работы (у доски)
2) карточки (на месте 5 обучающимся)
Фронтальный опрос:
Определение показательной функции
Свойства показательной функции
3) График показательной функции
4) Возрастает или убывает при каких условиях
Устный счет:
А. Определить область определения и множество значений функции
у =6х у = 0,5х у =4х +1
у =2х -5 у = ( )х +8 ( )х = 243
В. Представить в виде степени:
5 7 5 -11
С. Представить в виде корня:
78/11 (0,2)3/5 11-5/9 х1/8 (2х)-0,2 13-5/11
Изложение нового материала
Эпиграфом к уроку станут слова С.Коваля: «Уравнения - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы», а другими словами можно сказать, что если вы будете уметь решать уравнения, то экзамена по математике не стоит бояться.
Определение: Показательным уравнением называют уравнение вида:
а f(x) = аg(x) , где a а 1 (1)
ах =в – простейшее показательное уравнение, где a а 1
Способы решения показательных уравнений:
Приведение обеих частей уравнения к одинаковому основанию
Пример. Решить уравнение
5х = 125 () х = 81 2х =
Вынесение показательной функции за скобки:
6 х+2 – 6х = 210 – выносим 6х
6х (62 -1) = 210
6х = 210/35
6х =6
х=1
Способ введения новой переменной
4х + 2х+2 = 80
(22)х +2х *2 = 80, введем новую переменную 2х =а
а2 +2а-80 =0
Д =324, а1 =-10, а2 = 8
Решаем уравнения, т.е. проверяем эти корни
2х =-10- нет решения 2) 2х = 8
х = 3
Деление обеих частей уравнения на показательную функцию
3*16х + 37*36х = 26*81
16х =24х , 36х =22х *32х, 81 =34х
3* 24х +37 *22х *32х = 26*34х
Учитывая, что значение показательной функции не может быть равным нулю, разделим обе части уравнения на 34х
3* ()4х + 37* ()2х =26
Для решения полученного уравнения вводим обозначение ()2х =t
Тогда имеем квадратное уравнение:
3t2 +37t -26 = 0.
t1= t2 = -13
Учитывая, что множество значений показательной функции только положительные числа, решаем уравнение:
()2х =
2х =1
х =0,5
Графический - данный способ используется в тех случаях, когда показательное уравнение ах =в, нельзя представить в виде степени с одинаковыми основаниями. Для решения таких уравнений на координатной плоскости строят графики функций у=ах и у=в и определяют их точки пересечения. Абциссы точек пересечения графиков указанных функций будут решениями показательного уравнения
4. Закрепление изученного материала
М.В. Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того и умения».
1. Работа в группах. Из каждой группы по одному человеку выходят к доске , выбирают уравнения, комментируют решения и указывают, каким способом решается уравнение.
1) 4х = 64 2) 3х+2 – 3х = 72
3) 32х+5 =3 х+2 4)2х -2х-4=15
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».
2. Самостоятельная работа
Задания:
Запишите в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы. Вы узнаете самое распространенное заболевание среди детей и подростков
В) 3х
И) 32х
О) (1/3)2х
Р) (1/3)х
Ответ: ОРВИ
Решить уравнение
5х+1 – 5х-2 = 620
х=3
4) В следующем задании найдите соответствие между функциями и их областью значения. Поставьте буквы в соответствии номера задания, вы получите имя древнегреческой богини здоровья.
у=2х +1 а) 2;+)
2. у=3х и) (-;0)
3. у= 7х-1 -2 и) (0;+)
4. у=-5х г) (1;+)
5. у=х5/2 +1 е) 1;)
6.у= -3х +1 н) (-;1)
7.у=х1/2 +2 г) (-2;+
От ее имени происходит раздел медицины – гигиена, которая изучает условия сохранения здоровья. Одним из условий хорошего здоровья является соблюдение гигиены своего тела, полости рта, гигиены труда и отдыха, гигиены питания.
При решении дробных уравнений, содержащих в знаменателе показательную функцию, необходимо исключить числа, обращающие знаменатель в нуль. В следующем задании, решив уравнения, вы найдете числа, относящиеся к биологическим ритмам человека.
=0
=0
=0
=0
−время наивысшей трудоспособности;
− время наибольшего утомления;
−вечерний подъем трудоспособности;
− время прекращения всякой трудовой деятельности.
Цените, уважайте и берегите свое здоровье, здоровье своих близких, это самое дорогое богатство, которое не терпит пренебрежительного отношения к себе.
А.Энштейн говорил так: «Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по –моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно».