Западный административный округ города Москвы
Частное учреждение
общеобразовательная организация школа «Ступени»
РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ
ТЕМА УРОКА: «ТРЕУГОЛЬНИК»
5 КЛАСС
Автор:
учитель математики
Панченко Елена Николаевна
Москва 2016
Тема урока: Треугольник.
Цели учителя:
создание условий для осознанного и уверенного владения навыком вычисления периметра треугольника.
Образовательные задачи урока:
закрепить понятие треугольника и его элементов;
сформулировать правило треугольника и отработать навыки его применения;
закрепить понятие периметра треугольника и отработать навыки его вычисления в ходе решения задач арифметическим и алгебраическим методом.
Развивающие задачи урока:
развивать творческие способности учащихся; умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; коммуникативные навыки; умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать культуру умственного труда; культуру коллективной работы; упорство в достижении цели.
Цели учащегося:
усвоение понятия треугольника, его элементов, правила треугольника;
полное понимание сути решения задач на нахождение периметра треугольника арифметическим и алгебраическим способом;
осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для составления выражений и уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения;
приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового;
осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Тип урока: практикум.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний (устная работа).
Какая геометрическая фигура называется треугольником?
Какие виды треугольников вам известны?
Какой треугольник называется остроугольным?
Какой треугольник называется прямоугольным?
Какой треугольник называется тупоугольным?
С помощью, каких инструментов можно определить величину угла?
С помощью, какого инструмента измеряются длины сторон треугольника?
В каких единицах измеряются стороны треугольника?
В каких единицах измеряются углы треугольника?
Сформулируйте определении периметра треугольника.
В каких единицах измеряется периметр треугольника?
Назовите фигуры, представленные на рис.1.
Назовите вершины, стороны и углы приведённых на рисунке 1 треугольников.
Определите вид треугольников, изображённых на рисунке 1,в зависимости от их углов.
Рис.1
Изучение нового материала.
Цель: сформулировать правило треугольника и дать навыки его применения.
Задание №1. (работа группах).
Используя рисунок 108 на стр. 152 учебника, выполните следующие задания и заполните данную таблицу.
Определите вид треугольника.
Измерьте стороны треугольника.
Вычислите суммы пар сторон треугольника.
Сравните результаты вычисления сумм с величиной третьей стороны.
Сделайте вывод.
а) б) в)
Рис.108
1 группа. Выполните приведённые выше задания для треугольника АВС.
АВ= АС= ВС= | АВ+АС= АВ+ВС= ВС+АС= | АВ+АС и ВС АВ+ВС и АС ВС+АС и АВ Вывод: |
2 группа. Выполните приведённые выше задания для треугольника DEF.
DE= FE= DF= | DE+FE= DE+DF= FE+DF= | DE+FE и DF DE+DF и EF FE+DF и DE Вывод: |
3 группа. Выполните приведённые выше задания для треугольника KMN.
KM= MN= KN= | KM+MN= MN+KN= KN+KM= | KM+MN и KN MN+KN и KM KN+KM и MN Вывод: |
Обобщите полученные в ходе выполнения заданий выводы и сформулируйте правило треугольника.
Задание №2. (Устно).
Какой может быть сторона треугольника рис.2, если две другие его стороны равны 9см и 5см?
Рис.2
З
адание №3. (Устно).
Существует ли треугольник со сторонами? Объясните ответ.
a | 8 | 3 | 5 | 21 | 11 | 10 |
b | 7 | 14 | 11 | 6 | 21 | 22 |
c | 12 | 10 | 9 | 13 | 10 | 11 |
4. Практическая работа.
Задание №4.
Запишите выражения для периметра треугольника КМР и упростите его, если КМ = х см, МР на 30см меньше КМ, КР в 4 раза больше МР.
Решение.
х+х-30+4(х-30)=х+х-30+4х-120=6х-150.
Задание №5.
Используя результаты задания №4, составьте уравнение и найдите стороны , зная, что периметр треугольника КМР равен 180см.
Решение.
6х-150=180, 6х=180+150, 6х=330, х=330:6, х=55.
КМ=55см, МР=55-30=25см, КР=4·25=100см.
Ответ: 55см, 25см, 100см.
5.Самостоятельная работа, с последующей проверкой в парах.
Задание №4.
1 вариант | 2 вариант |
Одна сторона треугольника равна 2дм, вторая – на 8см больше этой стороны, а третья на 5см меньше суммы первых двух сторон. Найдите периметр треугольника | Одна сторона треугольника равна 3м, вторая – на 5дм больше этой стороны, а третья на 7дм меньше суммы первых двух сторон. Найдите периметр треугольника |
Итог урока.
Рефлексия.
Какие задания на уроке показались вам самыми простыми?
Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
Какие задания вызвали наибольший интерес?
Оцените каждый свою работу на уроке по 5-бальной шкале.
Домашнее задание: §31 №554(б), №555(б),№560(б).
Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.– 270 с.: ил.
Литература.
Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 6-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2012.
Сборник задач и упражнений по математике для 5 класса. пособие для общеобразовательных учреждений: / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева.– М.: Мнемозина, 2012.
Математика. 5-6 кл.: метод. пособие для учителя
/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.– 2-е изд.– М.: Мнемозина, 2008.
5