Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Признаки и свойства параллельных прямых"»
Урок по теме: «ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ»
Тип урока: урок-практикум.
Цель:
Обобщить полученные знания по теме.
Развивать навыки решения задач на: вычисление; Построение; доказательство.
Научить учащихся проводить исследовательскую работу и делать выводы.
Оборудование:
Доска, мел (белый, цветной).
Набор чертёжных инструментов (демонстрационных и ученических).
Кроссворды по теме.
Раздаточный материал.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Откуда мы идём, придём куда,
Не знаем сами никогда,
Друг к другу мы стремимся вечно.
Нас под прямым углом прямая рассекает,
Её отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера.
А зовут нас ПАРАЛЛЕЛИ.
Именно о параллельных прямых, их свойствах и признаках и пойдёт разговор на заседании нашего совета.
Вспомним, что мы знаем о параллельных прямых (определение, свойства, признаки) и как воспользоваться теоретическими основами в решении аналитических и практических задач.
Дополнительный вопрос. Прочитать 2-й и 3-й признак без доказательства.
Пока ученики готовятся к ответу, учитель работает с классом (вопросы истории и решение устных задач).
Вопросы:
Я долго терпел
Восклицает мудрец –
Но я геометрии всё же отец!
Пусть кроме моей геометрии, есть
Другая – за что Лобачевскому честь.
Кто же этот мудрец, что геометрии нашей отец? (Евклид)
И стояла геометрия Евклида
Как Египетское чудо – пирамида,
Строже выдумать строенье не возможно
Лишь одна была в ней глыба не надёжна.
О какой глыбе идёт речь? (постулат 5)
Постулат зачитывает ученик.
П. Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньше двух прямых, то продолженные эти прямые неограниченно встретятся с одной стороны, где углы меньше двух прямых.
Аксиома называлась «Параллели»
Разгадать загадку не сумели.
И подумал Лобачевский:
« Да! Конечно, да!
Доказывать бесцельно!
Что параллели пойдут параллельно.
Прочтите эту аксиому.
Через точку не лежащую на данной прямой можно провести прямую параллельную данной и притом ТОЛЬКО ОДНУ.
Учитель: Действительно о том что можно провести, ещё можно доказать
с а
в
а единственность этой прямой принимается аксиомой.
Решение устных задач по готовым чертежам, используя кодопозитива.
В
1) АВ = ВС
Параллельны ли прямые КР и АС?
К Р
А С
2) Найдите x. E
F
72º
108º
76º 2
P 1 R x
Прослушать ответы ребят у доски.
Дополнительные вопросы задают ребята с места по 2 вопроса каждому отвечающему.
Работа в группах.
Ответить на вопросы кроссворда. В этой группе работают «слабые» ребята в парах. (3-й ряд)
Вторая группа (4 уч.) работают над решением задачи.
Два тела Р1 и Р2 подвешены на концах нити, перекинутой через блок А и В. Третье тело Р3 подвешено на той же нити в точке С и уравновешивает тела Р1 и Р2 (при этом АР1║ ВР2 ║ СР3 )
Докажите, что ∟АСВ = ∟САР1 +∟СВР2
На столе у этой группы стоит механическая модель рисунка.
А В
С
Р3
Р1 Р2
Третья группа работает над задачей.
Докажите, что если сторона одного угла соответственно параллельна сторонам другого, то такие углы равны.
Четвёртая группа работает с тестом.
Выполнив задания, 2-я и 3-я группы выходят к доске и защищают свои решения.
Заслушиваются результаты работы в группах.
Для оценки каждого ученика в группе дополнительный вопрос задают ребята класса (по одному вопросу).
Диктант (с элементами построения).
Цель:
Проверить умение учащихся решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Проверить умение использовать свойства параллельности прямых при доказательстве.
Работает весь класс на чистых альбомных листах и сдают на проверку.(Можно пригласить 2 учащихся к доске)
Построить произвольный треугольник АВС.
Построить биссектрисы углов А и С.
Точку пересечения биссектрис обозначить т.О.
Проведите серединные перпендикуляры к отрезкам АО СО.
Точки пересечения серединных перпендикуляров со сторонами АВ ВС обозначим М и N соответственно.
Соедините точки M и N отрезком.
Вопросы к ребятам:
Как расположена точка О относительно отрезка MN? (т.О принадл MN)
Что можно сказать о взаимном расположении прямых, содержащих отрезки MN и АС? (АС║ MN)
Собрать листочки на проверку.
По чертежам, выполненным на доске провести устное доказательство того, что АС║ MN. (фронтально)
Заключение.
Учитель: Итого работы (оценки будут дополнительно сообщены на следующем уроке. В классе на этом уроке оценить: