Разработка урока по математике "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок"
Разработка урока по математике "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок"
Разработка урока по математике.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; научить различать и строить прямые и кривые линии; продолжить работу по развитию пространственных представлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; научить различать и строить прямые и кривые линии; продолжить работу по развитию пространственных представлений.
Оборудование: у учителя - карточки с геометрическими фигурами, плакат с изображением линий; у учащихся - лист бумаги неправильной формы, цифры.
Ход урока
1. Игра «Внимание».
Учитель выставляет несколько карточек с геометрическими фигурами и проводит игру на внимание «Что изменилось?» Игра может проходить по-разному, например:
переставить одну из фигур и спросить, что изменилось;
убрать одну из фигур и спросить, что изменилось;
нарисовать в одной из фигур дополнительную линию и спросить, что изменилось.
2. Работа над новым материалом.
а) Понятие «точка». Практическая работа.
Учитель предлагает ученикам взять карандаш и поставить его на тетрадный лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом), а затем спрашивает, что сделал карандаш. (Оставил след.) Этот след и есть точка - геометрическая фигура.
б) Дальше учитель вывешивает плакат с изображением различных линий (рисует на доске).
Проводит беседу:
Назовите, какие из этих десяти линий прямые и какие - кривые.
Посмотрите внимательно, чем отличаются кривые линии за номерами 3 и 6 от остальных кривых линий.
Разделите линии на две группы. Назовите эти линии. (Прямые и кривые)
Найдите прямую, которая идет сверху вниз: эта линия называется вертикальной. (9, 4)
Затем учитель предлагает найти вертикальное направление прямых в окружающей обстановке, т.е. классе, и спрашивает:
- Кто видел, как мастера проверяют вертикальность стены или забора? (При помощи отвеса.)
Учитель читает четверостишие:
Вот веревочка моя!
Привязал к ней грузик я,
И веревка моментально
Натянулась вертикально.
Далее объясняет, что прямая (7) идет справа налево (или слева направо), ее называют горизонтальной, и просит найти в классе горизонтальные прямые.
Затем спрашивает у детей:
- А как можно назвать прямые 5, 1? (Наклонные.)
в) Практическое упражнение с листами бумаги неправильной формы.
Учитель просит учащихся получить без линейки и карандаша прямую (согнуть лист). Затем дает задание расположить лист так, чтобы прямая была вертикальной; горизонтальной; наклонной.
г) Учитель просит поставить на прямой еще одну точку.
А можно ли поставить на прямой еще одну точку? А еще?
Сколько точек можно поставить на прямой?
Учитель говорит, что на прямой можно поставить бесконечное число точек. Но, чтобы их поставить, надо и линию иметь бесконечной длины.
- Бесконечную линию в тетради (на доске) изобразить невозможно. Мы чертили только часть прямой, но подразумеваем, что она бесконечная, ее можно продолжить.
3. Физминутка.
Словно в пляске руки - в боки,
Наклонились влево, вправо.
Влево, вправо, влево, вправо.
Получается па славу.
Молодцы!
Влево - вправо, влево - вправо.
4. Закрепление нового материала (стр. 36).
а) Верхний рисунок.
- Какую линию образовали шнуры?
б) Показать на рисунке и на чертеже кривые и прямые линии, отрезки.
в) Сколько кривых и сколько прямых линий можно провести через одну точку? Через две точки?
Работа в парах но рисунку на стр. 37.
Работа над пройденным материалом.
а) Сравнение отрезков (на полях стр. 36).
б) Определение записи к картинкам (стр. 37).
в) Составление записей по рисункам (стр. 37).
7. Работа в тетрадях.
а) Записать составленные записи в тетради.
3+2=5
5-2=3
2+2=4
5-1=4
3+1=4
4-2=2
8. Итог урока.
Учитель спрашивает детей о том, какие бывают линии, и просит дома из кусочков шнура сделать модель кривой и прямой линий.