Геометрия - одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до нашей эры), а также в других источниках. Название науки «геометрия» древнегреческого происхождения, оно составлено из двух древнегреческих слов: «ge» — «земля» и «metreo» — «измеряю» (землю измеряю).
Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей. Это отразилось и в названиях многих геометрических фигур. Например, название фигуры трапеция происходит от греческого слова trapezion —«столик», от которого произошло также слово «трапеза». Термин линия возник от латинского Нпит — «лен, льняная нить». Практические потребности людей (сооружение жилищ, храмов, желание украсить одежду, рисовать картины) способствовали приобретению и накоплению геометрических сведений, которые изначально передавались в устной форме из поколения в поколение. Новые сведения и факты добывались опытным путем, выводились некоторые правила (например, правило вычисления площадей) и данная наука не являлась точной. И только в VIвеке до нашей эры древнегреческий ученый Фалес начал получать новые геометрические сведения с помощью доказательств. В III веке до нашей эры греческий ученый Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией.
В настоящее время геометрия — это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.
Далее целесообразно продолжить беседу, опираясь на ранее полученные знания в курсе математики 1—6 классов, в виде ответов на вопросы. — Какие геометрические фигуры вам известны? Возможные ответы учащихся можно записать на доске, распределив их на две группы следующим образом:
- По какому принципу данные геометрические фигуры записаны в двух различных группах? (В первой группе записаны фигуры, существующие на плоскости, а во второй группе — фигуры, существующие в пространстве).
Часть геометрии, в которой рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией, а та часть, в которой рассматриваются фигуры в пространстве, называется стереометрией. Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.
Сообщить тему урока и сформулировать цели и задачи.
III. Изучение нового материала.
Учащиеся работают в тетрадях. Учитель читает задание и по мере необходимости вводит новые понятия, символы, делает необходимые записи на доске.
1. Начертите прямую. Как ее можно обозначить? (Прямая а или АВ)
2. Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой, и точки D, Е, К, лежащие на этой же прямой.
В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое-либо утверждение. Символы и означают соответственно «принадлежит» и «не принадлежит» и называются символами принадлежности.
3. Используя символы принадлежности, запишите предложение «Точка Dпринадлежит прямой АВ, а точка С не принадлежит прямой а».
4. Используя рисунок и символы принадлежности, запишите, какие точки принадлежат прямой b, а какие — нет.
— Сколько прямых можно провести через заданную точку А (Через заданную точку А можно провести множество прямых.)
— Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну прямую.)
— Через любые две точки можно провести прямую? (Да.)
Итак, через любые две точки можно провести прямую и притом только
одну.
Это утверждение назовем свойством прямой.
5. Начертите прямые XY и MK, пересекающиеся в точке О.
Для того, чтобы кратко записать, что прямые XY и MK пересекаются в точке О,используют символ и записывают так: XY MK= О.
— Сколько общих точек может быть у двух прямых? (Две прямые могут иметь или одну общую точку или ни одной общей точки.)
6. На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D. Запишите все получившиеся отрезки.
7. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке М. На прямой а отметьте точкуN, отличную от точки М.
а) Являются ли прямые MN и а различными прямыми?
б) Может ли прямая b проходить через точку N?
8. Провешивание прямой на местности.
IV. Закрепление изученного материала.
Решить задачу:
1) Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки.
Рефлексия.Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.