1. | Организационный момент. | «Здравствуйте! Садитесь. Дежурные назовите отсутствующих. Сегодня на уроке мы обобщим материал по теме: «Четырёхугольники», закрепим навыки решения задач с применением их свойств. | Записывают в тетрадях дату и тему урока. Проверка домашнего задания (взаимопроверка, карандашом выставление отметок). |
2. | Опрос, повторение. | Ответы у доски (задания записаны на карточках): 1.Какие четырёхугольники Вы знаете? (их виды и определения.) 2. Свойства параллелограмма и его признаки? 3.Что такое прямоугольник, его свойства и признак? 4.Чем отличаются ромб и квадрат? 5.Является ли трапеция параллелограммом? Почему? Фронтальный опрос: 1). Что называется четырёхугольником? 2).Приведите примеры четырёхугольников. 3).Чему равна сумма внутренних углов четырёхугольника? | Во время подготовки учащихся, работающих у доски, 3 человека работают по карточкам на месте: (задания из тестов ОГЭ) 1.Один из углов параллелограмма в 2 раза больше другого. Найдите градусную меру большего из его углов. 2. Найти сторону ромба, если его периметр равен 45 см. 3). Найти площадь прямоугольника, если его периметр равен 54 см, а одна из его сторон больше другой на 3см. Остальные работают фронтально. Выполняют устные упражнения: 1). Найдите углы ромба, если один из них в 3 раза больше другого. 2). Вычислите углы параллелограмма, если сумма трёх углов равна 240 градусов. 3).Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 24 см, а одна из его сторон равна 6см. |
3. | Обобщение материала. | Сказка. «- Жил – был квадрат . Однажды ему стало скучно, так как у него не было ни друзей, ни родных. И он решил найти их. Шёл он, шёл и встретил фигуру, похожую на него: с равными углами, но с разными сторонами (рисунок с изображением прямоугольника с весёлой рожицей). -Мы с вами не родственники случайно? - спрашивает квадрат. -Родственники. Ведь у нас много общего, - отвечает прямоугольник. И пошли они дальше вместе, повстречали четырёхугольник, у которого все стороны равны, а углы различные (на доске улыбающаяся фигура – ромб). -Здравствуйте! – говорит квадрат. Мы с Вами никогда не встречались, Вы мне кого – то напоминаете. -Мы же с Вами родственники, отвечает ромб. (Почему?)». -К какому семейству относятся эти фигуры? Почему? -Какими же свойствами обладает квадрат? - В своём опорном конспекте известный педагог из Донецка В.Ф. Шаталов назвал квадрат тунеядцем, так как он взял свойства всех параллелограммов, а своего характерного свойства не имеет. | Учащиеся узнают, что это прямоугольник – родственник квадрата, рассказывают о них, сравнивают, что у них общего, чем отличаются. Учащиеся отвечают на вопрос, перечисляют свойства ромба и квадрата. - К параллелограммам, - отвечают школьники и перечисляют их общие свойства. Закрепляют в группах (всего 5 групп по 4-5 чел.) решение задач по теме, выполняя № 401 (а), 405(а), 406, 410 – устно, 413 (а). |
4. | Историческая справка. | Фалес Милетский - древнегреческий учёный (ок.625 – 547 г.г.до н. э.). Портрет. Работа с учебником: стр. 385 -доказательство теоремы Фалеса. | Сообщение учащегося (подготовленное заранее дома). Доказывает один из учащихся, подготовивший заранее дома решение этой задачи. Ребята делят отрезок на 3, 5, 7 равных отрезков с помощью теоремы Фалеса. |
5. | Домашнее задание. | | Обязательная часть задания: п.42- 46 повторить, 407,409. творческая работа по теме»Четырёхугольники и их применение в быту, технике и природе» (сказка, рисунок, поделка, презентация, кроссворд). Задание по выбору: № 425, 426. Индивидуальное задание: творческая работа по теме: «Четырёхугольники и их применение в быту, технике и природе» (сказка, рисунок, поделка, презентация, кроссворд). |
6. | Подведение итогов урока. Геометрический диктант (на листочках) | Вопросы: 1).Что закрепили, обобщили вы на уроке? 2).С помощью какого задания была создана проблема? 3).Какая возникла проблема? 4). Как ее разрешили? 5). Какой способ был использован? 6). Какие цели были поставлены? 7).Достигли ли мы цели? - В тестах ОГЭ задачи с четырёхугольниками встречаются в 9-13 заданиях. 1).Четырёхугольник, у которого две стороны равны и параллельны, является… 2).Четырёхугольник, у которого все углы равны, а стороны не равны, является… 3).Четырёхугольник, у которого все стороны равны, а углы не равны … 4). У ромба диагонали пересекаются под …углом. 5).У прямоугольника диагонали… 6).Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется… 7).Ромб, у которого все углы прямые, называется … 8) Четырёхугольник, у которого диагонали пересекаются в одной точке и делятся пополам, является … 9).Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны, называется 10).Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется … | - Виды и свойства четырёхугольников. -Дали определения параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Вспомнили их свойства и признаки. -Применили их при решении задач. - -Да, достигли. Учащиеся записывают на листочках только ответы. -Параллелограммом. -Прямоугольником. -Ромб. -Прямым. -Равны. -Квадратом. -Квадратом. -Параллелограммом. -Трапецией. -Равнобедренной. |