Методическая разработка интегрированного урока геометрии и русского языка в 8 классе по теме "Четырехугольники и книжные стили". Конспект урока сделан совместно с учителем математики.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках геометрии и русского языка.Методы, используемые на уроке: метод проблемного изучения, дифференцированного обучения и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Четырехугольники и книжные стили»
Методическая разработка интегрированного урока
геометрии и русского языка в 8 классе по теме
«Четырехугольники и книжные стили»
Хакимьянова Марина Константиновна, учитель математики
Шаяхметова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся на уроках геометрии и русского языка.
Методы, используемые на уроке: • метод проблемного обучения; • использование опережающих заданий (подготовка к проектной работе); • дифференцированное обучение (домашнее задание); • задания творческого характера (составление родословной четырехугольника и кроссворда, написание творческих работ в разных стилях;
• умение работать со словарями и микрокалькулятором ; • умение работать в программе MS Power Point и в ; • использование ИКТ на уроке; • тестирование; • метод взаимо- и самоконтроля; • самостоятельная работа (терминологический диктант).
Целеполагание: 1. Образовательные: • обобщение и систематизация сведений о четырехугольниках, повторение свойств и признаков фигур; • обобщение и расширение сведений о книжных стилях. 2. Воспитательные: • воспитание любви к русскому языку и геометрии, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач. 3. Развивающие: • развивать логическое мышление; • развивать умения аргументировать, доказывать: • развивать умения слушать, задавать уточняющие вопросы; • развивать умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; • развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; • развивать абстрактное и наглядно-образное мышление; • развивать коммуникативные навыки и умения учащихся.
Оборудование: компьютер, программа , оценочные листы, презентации и приложения к уроку, толковый словарь, микрокалькулятор.
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Проектная работа на интегрированном уроке по геометрии и русскому языку.
Учитель русского языка:
Цель нашего интегрированного урока – показать тесную связь предметов гуманитарного и математического цикла, а также развивать творческую активность учащихся.
Учитель математики:
Эпиграфами к нашему уроку мы взяли слова двух великих людей: математика и классика.
Софья Ковалевская утверждает: «Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе»
Учитель русского языка:
Лев Толстой продолжает мысль Софьи Ковалевской: «Есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным - это язык… и математика, я бы приохочивал ребенка только к этим двум наукам».
Учитель математики:
Тема урока: «Четырехугольники и книжные стили»
Сегодня мы должны повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Четырехугольники» и применять его при решении задач.
Учитель русского языка:
а также обобщить сведения о книжных стилях речи.
Ребята, какие задачи мы поставили перед собой на уроке?
- грамотно говорить и писать не только на уроке русского языка, но и на других уроках, в том числе и на геометрии;
- научиться пользоваться приобретенными знаниями при решении познавательных и практических задач;
- составлять творческие работы в разных стилях речи;
- находить сходства и различия геометрических фигур;
- находить в тексте стилевые особенности;
- при создании проектов самостоятельно приобретать знания.
Учитель математики:
Работа у нас сегодня будет индивидуальная и групповая. Первая группа - «Геометры», вторая группа – «Языковеды» и третья группа, так как урок интегрированный – « Ассорти»
Ребята, каждый из вас получит сегодня по две оценки. У вас на партах лежат оценочные листы. В графы вы выставляете оценки за индивидуальные или групповые работы. А затем найдете среднее арифметическое.
2. Актуализация знаний.
а) Разминка
Учитель математики:
А начнем мы урок с первого проекта «Разминка», цель которого проверить вашу сообразительность и рассказать немного о классе. (Приложение 1)
б) Стили речи.
Учитель русского языка:
Итак, тема нашего урока по русскому языку - «Книжные стили». Вернемся к слайду, где давали определение слову «кадеты». Я утверждаю, что этот текст составлен в научном стиле. Докажите, используя имеющиеся знания о научном стиле. (Ответы учащихся: дается точная информация, употребление терминов, обобщенность( речь идет не только о нас, а вообще о кадетах), однозначность, слова употребляются в прямом значении, нет изобразительно- выразительных средств, употребление предложений с причастными оборотами
Очень хорошо!
Ребята, в зависимости от обстоятельств и вида деятельности мы используем разные стили. Каждый стиль имеет свои стилевые особенности.
Группа языковедов приготовила презентацию – это их проектная работа, которая называется «Книжные стили». Пожалуйста! (Приложение 2)
Спасибо. Вы вспомнили, что уже знали.
в) Родственные связи четырехугольника. Родословная. Учитель математики:
Тема урока по геометрии - «Четырехугольники». Это одна из важных тем. Сведения о четырёхугольниках широко применяются при изучении последующих разделов геометрии. Сейчас мы вспомним определения четырехугольников, их виды, а также выясним, в чём сходство и различие этих фигур. (Приложение 3)
Скажите, пожалуйста, какие из фигур являются четырехугольниками? Назовите их номера. (Приложение 3, слайд 2)
А какая фигура называется четырехугольником?
Давайте также вспомним: как называется каждая их фигура? Скажем определение. (Приложение 3, слайд 3)
Верно ли утверждение: любой прямоугольник является ромбом?
Что общего у прямоугольника и у ромба?
Продолжите предложения:
Квадрат – это ромб, у которого…
Квадрат – это параллелограмм, у которого
Верно ли утверждение: любой ромб является квадратом?
Чем отличается трапеция от параллелограмма?
Назовите виды трапеций. Дайте определения.
Молодцы!
Увидеть сходство и различия фигур поможет небольшая проектная работа «Родословная четырехугольника» (Приложение 3, слайд 4)
Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)
3. Этап обобщения и систематизации знаний
а) Проверочная работа по русскому языку
Учитель русского языка:
И мы продолжаем работу по русскому языку. Сейчас выполним проверочную работу по тем определениям, которые вы проговорили. Определения вы должны грамотно записывать.
Следующая проектная работа называется «Без слов и грамматики не учат математике». (Приложение 4)
Цель работы – проверить знания по орфографии, пунктуации и в тексте найти признаки научного стиля.
На карточках выполните задание по орфографии и пунктуации. Как выполните, поднимите руки.
Поменяйтесь листочками и сделайте взаимопроверку. (Приложение 4,слайд проверки).
Текст на слайде. Поставьте оценки в листы оценки. Оцениваем орфографию и пунктуацию.
Докажем, что данные определения даны в научном стиле. 3 ученика (стилевая принадлежность)
Назовите признаки научного стиля в этом тексте.(Ответы учащихся: употребление терминов (четырехугольники, отрезки, прямая, равнобедренный, трапеция); получили новую информацию, точность, обобщенность, ясность; логичность, все предложения расположены в строгой последовательности; слова употребляются в прямом значении; употребляется причастные обороты, краткие прилагательные; нет изобразительно – выразительных средств и неполных предложений; употребляются сложно- подчиненные предложения.
Ребята, в какой работе мы уже видели текст, написанный в научном стиле? (презентация «Разминка»)
Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)
б) Сказка – вопрос.
Учитель математики:
Учитель русского языка:
Каким стилем написан этот текст о свойствах четырехугольников? Назовите стилевые особенности.(Ответы учащихся: это текст написан в художественном стиле, так как жанр текста- сказка; употребление прямой речи в тексте; эмоционально окрашенные предложения; употребление изобразительно – выразительных средств (олицетворение, эпитеты); используются элементы научного стиля для создания художественных образов.)
Молодцы, спасибо. Оценки внесите в оценочные листы. (Приложение)
в) Самостоятельная работа по геометрии.
Учитель математики:
Мы вспомнили определения , свойства и ? четырехугольников , взглянули на них с точки зрения русского языка. А теперь проведем самостоятельную работу по свойствам некоторых четырёхугольников. (слайд 3)
Заполняем таблицу следующим образом: если свойство выполняется – ставим знак «+» , если не выполняется – «-». (слайд 4)
№
Свойства фигур
Параллелограмм
Прямоугольник
Ромб
Квадрат
1
Противоположные стороны параллельны и равны
2
Диагональ делит четырехугольник на два равных треугольника
3
Все стороны равны
4
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°
5
Все углы прямые
6
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
7
Диагонали равны
8
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов
Самопроверка по готовой таблице (слайд 5)
Критерии оценивания:
выполнено верно – «5»,
1 – 2 ошибки – «4»
3 – 4 ошибки – «3»
больше 4 ошибок – «2» (слайд 6)
Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)
Физкультминутка, а проведет её командир класса.
г) Терминологический диктант.
Учитель русского языка:
Сегодня на уроке мы услышали и проговорили уже много терминов, продолжая работу по русскому языку ,я предлагаю вам проверить грамотность написания терминов. Термины, хочу напомнить, являются первым признаком научно стиля. Открываем словарики и записываем терминологический диктант. Один ученик приглашается к доске. Он пишет на скрытой доске, у всех самостоятельная работа.
Четырехугольник
Параллелограмм
Противолежащая
Биссектриса
Диагональ
Основание
Пересекаются
Равнобедренный
Трапеция
Прямоугольная
(Учитель проверяет на доске и ставит оценку ученику).
Ребята, проверьте правильность выполненной работы самостоятельно с доски и поставьте сами себе оценки в листы оценки. (Приложение)
Критерии оценивания:
выполнено верно – «5»,
1 – 2 ошибки – «4»
3 – 4 ошибки – «3»
больше 4 ошибок – «2»
д) Четырехугольники в задачах.
Учитель математики:
Применим наши знания на практике. Устно решим задачи. (Приложение5)
Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)
е) Видеоролик «Четырехугольники в архитектуре города Учалы».
Учитель русского языка:
В нашей жизни нас окружает множество фигур. Мы хотели бы узнать: какое место занимают четырехугольники. Так появился план еще одной проектной работы, которая называется «Четырехугольники в архитектуре города Учалы. Просмотр видеоролика (Приложение 6)
Сейчас назовем признаки публицистического стиля
1.Жанр публицистического стиля – репортаж
2. Репортаж дает наглядное представление о событии
3. Высказывается личное мнение о событии
4. Информация дается доступно
5. Употребляется нейтральная лексика (слова доступные для понимания)
6. Эмоциональность (восклицательные предложения)
7. Точное указание места
8 И цель этого стиля – убедить.
Надеюсь, что мы убедили вас в том, что четырехугольники – это фигуры, используемые в архитектуре нашего города.
ж) Геометрия и русский язык в зимних олимпийских играх.
Учитель математики:
Мы решили не останавливаться только на нашем городе. Скоро предстоят зимние олимпийские игры
Тема следующего проекта «Геометрия и русский язык в зимних олимпийских видах спорта». (Приложение 6)
з)Кроссворд
Учитель русского языка:
Следующий этап урока – Кроссворд. Цель: обобщение знаний по русскому языку и геометрии. Учащиеся составляют кроссворд, состоящий из трёх вопросов по геометрии и трёх вопросов по русскому языку. Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)
4. Домашнее задание .
1.Составить информацию об официально-деловом стиле речи
2. Написать заявление (официально-деловой стиль)
3. Составить кроссворд по теме «Четырехугольники»
5. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.
-Что нового узнали на уроке.
-На какие вопросы по данной теме вы не знаете ответ…
Оценочный лист
ФИО ученика: Абдуллина ГульназКласс 8б
№
Виды работ
Оценка
Проектная работа
Родственные связи четырехугольника
(Определения и др. вопросы)
Самостоятельная работа (Определение свойств геометрических фигур)
Устное решение геометрических задач
Кроссворд
Оценка по геометрии за урок
№
Виды работ
Оценка
Проектная работа
«Без слов и грамматики не учат математике» (работа с карточками)
Терминологический диктант
Творческая работа в разных стилях
Кроссворд
Оценка по русскому языку за урок
Приложение 1 Разминка.
Цель моей работы: проверить вашу эрудицию и рассказать немного о нас.
Каждой группе я раздаю листы, на которых написано задание. Вам надо выбрать правильный ответ и угадать слово.
Посмотрим на экран, прочитаем задания :
Какой знак надо поставить между цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, которое больше 2, но меньше 3?
В каком числе столько же цифр сколько и букв?
Что есть у каждого слова, растения и уравнения?
Про какой многоугольник сложена русская поговорка: «Что вдоль, что поперёк?»
В каком слове метр О?
Какая цифра подрабатывает в русской грамматике глаголом повелительного наклонения единственного числа?
Приступаем к заданию.
Итак, проверяем полученное слово. Какое слово получилось у геометров? У ассорти? У языковедов? (Кадеты) Правильно.
А теперь небольшая информация о кадетах.
Кадет ( от франц. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.
Первые кадетские корпуса появились в Пруссии в 1653 г. В начале XX века собственные кадетские корпуса имелись практически во всех развитых странах мира, а также и в России.
Кадетами были фельдмаршал Румянцев , Кутузов, Суворов, поэты Сумароков и Лермонтов, дипломат и поэт Тютчев и многие другие.
В последние годы стали возрождаться традиции кадетского движения в России. Во многих городах, в том числе и в городах Башкортостана были открыты кадетские классы и корпуса.
В 2009 году в нашей школе появилось новое направление – военно – патриотическое. Был создан кадетский класс. Цель и задачи – воспитать из подрастающего поколения Патриотов и граждан своей Родины.
И уже в 2010 году создается второй кадетский класс на базе нашего класса классный руководитель Бикбаева С.В. Кураторы кадетского класса – Романов А.В. и Хисматуллин К.З.
Приложение 2 (Презентация «Стили речи»
Приложение3
Родословная четырёхугольника.
Цель моей работы: выяснить, в чём сходство и различие четырехугольников, а также составить родословную согласно их определениям.
Параллелограмм и трапеция произошли от четырёхугольника. Прямоугольник, ромб, квадрат – это параллелограммы. Квадрат также и прямоугольник, и ромб. Трапеция не является параллелограммом. Существуют равнобедренная и прямоугольная трапеции.
(Презентация)
Приложение 4
«Без слов и грамматики не учат математике»
Определение четырехугольника и трапеции
1.Четырехугольником называет..ся г..ометрическая фигура которая состоит из четырех точек и четырех п..следовательно с..ед..няющих их отрезков. При этом н..какие три из дан..ых точек (не) должны л..жать на одной пр..мой а с..ед..няющие их отрезки (не) должны п..р..с..кат..ся.
2.Трапеция называет..ся р..внобедре(нн/н)ой если ее б..ковые стороны р..вны.
Письменно
Вставить пропущенные буквы
Расставить знаки препинания
Устно
Какие стилевые черты научного текста вы увидели. (Признаки научного стиля)
Приложение 5
Геометрия и русский язык в зимних олимпийских видах спорта.
Мы решили не останавливаться только на нашем городе. Скоро предстоят зимние олимпийские игры
Тема нашего проекта «Геометрия и русский язык в зимних олимпийских видах спорта».
Мы выбрали эту тему, потому что скоро, в 2014 году, в нашей стране, в Сочи, пройдут двадцать вторые зимние олимпийские игры.
Цель нашей работы – найти четырехугольники в зимних олимпийских видах спорта, узнать о происхождении этих видов и их названий. Увидеть признаки научного стиля.
К зимним олимпийским видам спорта относятся:
и другие виды спорта
Но четырехугольники мы увидели только в трёх видах спорта. И сегодня хотим рассказать о скелетоне, кёрлинге и хоккее.
Скелетон (от англ. skeleton — скелет, каркас) представляет собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, прямоугольной формы.Сконструированы в 80-х годах 19 в., в Швейцарии. Спортсмен, лежа лицом вниз, управляет скелетоном с помощью шипов на носках ботинок.
Следующий вид спорта:
Кёрлинг (пришло из английского языка)– командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжелые гранитные снаряды в сторону размеченной на льду мишени.
Известно, что кёрлинг возник в Шотландии в начале XVI века. Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов - это (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма – это (4,32 м).
Хоккей (англ. Hockey) – вид спорта, в котором две команды стараются поразить твёрдым, круглым мячом или шайбой цель – ворота противника, используя клюшки.
Игры с клюшками на льду существовали в Голландии еще в 16 веке, но, несмотря на это, родиной современного хоккея с шайбой считается всё-таки Канада.
Европейская хоккейная площадка прямоугольной формы должна иметь размер 61-60 м в длину и 30-29 м в ширину.
С точки зрения русского языка все тексты определений составлены в научном стиле. Признаки: точная информация, новая информация, ссылка на английский язык, употребление терминов.