kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Четырехугольники и книжные стили

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного урока  геометрии и русского языка в 8 классе по теме "Четырехугольники и книжные стили". Конспект урока сделан совместно с учителем математики.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках геометрии и русского языка.Методы, используемые на уроке: метод проблемного изучения, дифференцированного обучения и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Четырехугольники и книжные стили»

Методическая разработка интегрированного урока

геометрии и русского языка в 8 классе по теме

«Четырехугольники и книжные стили»


Хакимьянова Марина Константиновна, учитель математики

Шаяхметова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы.



Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся на уроках геометрии и русского языка.

Методы, используемые на уроке:
• метод проблемного обучения;
• использование опережающих заданий (подготовка к проектной работе);
• дифференцированное обучение (домашнее задание);
• задания творческого характера (составление родословной четырехугольника и кроссворда, написание творческих работ в разных стилях;

• умение работать со словарями и микрокалькулятором ;
• умение работать в программе MS Power Point и в ;
• использование ИКТ на уроке;
• тестирование;
• метод взаимо- и самоконтроля;
• самостоятельная работа (терминологический диктант).

Целеполагание:
1. Образовательные:
• обобщение и систематизация сведений о четырехугольниках, повторение свойств и признаков фигур;
• обобщение и расширение сведений о книжных стилях.
2. Воспитательные:
• воспитание любви к русскому языку и геометрии, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
• развивать логическое мышление;
• развивать умения аргументировать, доказывать:
• развивать умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
• развивать умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
• развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
• развивать абстрактное и наглядно-образное мышление;
• развивать коммуникативные навыки и умения учащихся.

Оборудование: компьютер, программа , оценочные листы, презентации и приложения к уроку, толковый словарь, микрокалькулятор.

Структура урока:
1. Организационный момент.( 2 мин)
2. Актуализация знаний. ( 10 мин)

а) Разминка.

б) Стили речи.

в) Родственные связи четырехугольника. Родословная.
3. Этап обобщения и систематизации знаний (27 мин)

а) Проверочная работа по русскому языку.

б) Сказка – вопрос.

в) Самостоятельная работа по геометрии.

Физкультминутка

г) Терминологический диктант.

д) Четырехугольники в задачах.

е) Видеоролик «Четырехугольники в архитектуре города Учалы».

ж) Геометрия и русский язык в зимних олимпийских играх.

з) Кроссворд
4. Домашнее задание (3 мин)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.(3 мин)



Ход урока.


1. Организационный момент (рапорт дежурного)

Учитель русского языка:

Здравствуйте, ребята! Вольно! Присаживайтесь!

Учитель математики:

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Проектная работа на интегрированном уроке по геометрии и русскому языку.

Учитель русского языка:

Цель нашего интегрированного урока – показать тесную связь предметов гуманитарного и математического цикла, а также развивать творческую активность учащихся.

Учитель математики:

Эпиграфами к нашему уроку мы взяли слова двух великих людей: математика и классика.

Софья Ковалевская утверждает: «Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе»

Учитель русского языка:

Лев Толстой продолжает мысль Софьи Ковалевской: «Есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным - это язык… и математика, я бы приохочивал ребенка только к этим двум наукам».

Учитель математики:

Тема урока: «Четырехугольники и книжные стили»

Сегодня мы должны повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Четырехугольники» и применять его при решении задач.

Учитель русского языка:

а также обобщить сведения о книжных стилях речи.

Ребята, какие задачи мы поставили перед собой на уроке?

- грамотно говорить и писать не только на уроке русского языка, но и на других уроках, в том числе и на геометрии;

- научиться пользоваться приобретенными знаниями при решении познавательных и практических задач;

- составлять творческие работы в разных стилях речи;

- находить сходства и различия геометрических фигур;

- находить в тексте стилевые особенности;

- при создании проектов самостоятельно приобретать знания.



Учитель математики:

Работа у нас сегодня будет индивидуальная и групповая. Первая группа - «Геометры», вторая группа – «Языковеды» и третья группа, так как урок интегрированный – « Ассорти»

Ребята, каждый из вас получит сегодня по две оценки. У вас на партах лежат оценочные листы. В графы вы выставляете оценки за индивидуальные или групповые работы. А затем найдете среднее арифметическое.

2. Актуализация знаний.


а) Разминка

Учитель математики:

А начнем мы урок с первого проекта «Разминка», цель которого проверить вашу сообразительность и рассказать немного о классе. (Приложение 1)


б) Стили речи.

Учитель русского языка:

Итак, тема нашего урока по русскому языку - «Книжные стили». Вернемся к слайду, где давали определение слову «кадеты». Я утверждаю, что этот текст составлен в научном стиле. Докажите, используя имеющиеся знания о научном стиле. (Ответы учащихся: дается точная информация, употребление терминов, обобщенность( речь идет не только о нас, а вообще о кадетах), однозначность, слова употребляются в прямом значении, нет изобразительно- выразительных средств, употребление предложений с причастными оборотами

Очень хорошо!

Ребята, в зависимости от обстоятельств и вида деятельности мы используем разные стили. Каждый стиль имеет свои стилевые особенности.

Группа языковедов приготовила презентацию – это их проектная работа, которая называется «Книжные стили». Пожалуйста! (Приложение 2)

Спасибо. Вы вспомнили, что уже знали.


в) Родственные связи четырехугольника. Родословная.
Учитель математики:

Тема урока по геометрии - «Четырехугольники». Это одна из важных тем. Сведения о четырёхугольниках широко применяются при изучении последующих разделов геометрии. Сейчас мы вспомним определения четырехугольников, их виды, а также выясним, в чём сходство и различие этих фигур. (Приложение 3)


  • Скажите, пожалуйста, какие из фигур являются четырехугольниками? Назовите их номера. (Приложение 3, слайд 2)

  • А какая фигура называется четырехугольником?

  • Давайте также вспомним: как называется каждая их фигура? Скажем определение. (Приложение 3, слайд 3)

  • Верно ли утверждение: любой прямоугольник является ромбом?

  • Что общего у прямоугольника и у ромба?

  • Продолжите предложения:

  • Квадрат – это ромб, у которого…

  • Квадрат – это параллелограмм, у которого

  • Верно ли утверждение: любой ромб является квадратом?


  • Чем отличается трапеция от параллелограмма?

  • Назовите виды трапеций. Дайте определения.

Молодцы!

Увидеть сходство и различия фигур поможет небольшая проектная работа «Родословная четырехугольника» (Приложение 3, слайд 4)


Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)

3. Этап обобщения и систематизации знаний

а) Проверочная работа по русскому языку

Учитель русского языка:

И мы продолжаем работу по русскому языку. Сейчас выполним проверочную работу по тем определениям, которые вы проговорили. Определения вы должны грамотно записывать.

Следующая проектная работа называется «Без слов и грамматики не учат математике». (Приложение 4)

Цель работы – проверить знания по орфографии, пунктуации и в тексте найти признаки научного стиля.

На карточках выполните задание по орфографии и пунктуации. Как выполните, поднимите руки.

Поменяйтесь листочками и сделайте взаимопроверку. (Приложение 4,слайд проверки).

Текст на слайде. Поставьте оценки в листы оценки. Оцениваем орфографию и пунктуацию.

Докажем, что данные определения даны в научном стиле. 3 ученика (стилевая принадлежность)

Назовите признаки научного стиля в этом тексте.(Ответы учащихся: употребление терминов (четырехугольники, отрезки, прямая, равнобедренный, трапеция); получили новую информацию, точность, обобщенность, ясность; логичность, все предложения расположены в строгой последовательности; слова употребляются в прямом значении; употребляется причастные обороты, краткие прилагательные; нет изобразительно – выразительных средств и неполных предложений; употребляются сложно- подчиненные предложения.

Ребята, в какой работе мы уже видели текст, написанный в научном стиле? (презентация «Разминка»)

Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)

б) Сказка – вопрос.

Учитель математики:


Учитель русского языка:

Каким стилем написан этот текст о свойствах четырехугольников? Назовите стилевые особенности.(Ответы учащихся: это текст написан в художественном стиле, так как жанр текста- сказка; употребление прямой речи в тексте; эмоционально окрашенные предложения; употребление изобразительно – выразительных средств (олицетворение, эпитеты); используются элементы научного стиля для создания художественных образов.)

Молодцы, спасибо. Оценки внесите в оценочные листы. (Приложение)


в) Самостоятельная работа по геометрии.

Учитель математики:

Мы вспомнили определения , свойства и ? четырехугольников , взглянули на них с точки зрения русского языка. А теперь проведем самостоятельную работу по свойствам некоторых четырёхугольников. (слайд 3)

Заполняем таблицу следующим образом: если свойство выполняется – ставим знак «+» , если не выполняется – «-». (слайд 4)


Свойства фигур

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

1

Противоположные стороны параллельны и равны





2

Диагональ делит четырехугольник на два равных треугольника





3

Все стороны равны





4

Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°





5

Все углы прямые





6

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам





7

Диагонали равны





8

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов






Самопроверка по готовой таблице (слайд 5)

Критерии оценивания:

  • выполнено верно – «5»,

  • 1 – 2 ошибки – «4»

  • 3 – 4 ошибки – «3»

  • больше 4 ошибок – «2» (слайд 6)

Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)


Физкультминутка, а проведет её командир класса.


г) Терминологический диктант.


Учитель русского языка:

Сегодня на уроке мы услышали и проговорили уже много терминов, продолжая работу по русскому языку ,я предлагаю вам проверить грамотность написания терминов. Термины, хочу напомнить, являются первым признаком научно стиля. Открываем словарики и записываем терминологический диктант. Один ученик приглашается к доске. Он пишет на скрытой доске, у всех самостоятельная работа.

  1. Четырехугольник

  2. Параллелограмм

  3. Противолежащая

  4. Биссектриса

  5. Диагональ

  6. Основание

  7. Пересекаются

  8. Равнобедренный

  9. Трапеция

  10. Прямоугольная

(Учитель проверяет на доске и ставит оценку ученику).

Ребята, проверьте правильность выполненной работы самостоятельно с доски и поставьте сами себе оценки в листы оценки. (Приложение)

Критерии оценивания:

  • выполнено верно – «5»,

  • 1 – 2 ошибки – «4»

  • 3 – 4 ошибки – «3»

  • больше 4 ошибок – «2»

д) Четырехугольники в задачах.

Учитель математики:

Применим наши знания на практике. Устно решим задачи. (Приложение5)

Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)

е) Видеоролик «Четырехугольники в архитектуре города Учалы».

Учитель русского языка:

В нашей жизни нас окружает множество фигур. Мы хотели бы узнать: какое место занимают четырехугольники. Так появился план еще одной проектной работы, которая называется «Четырехугольники в архитектуре города Учалы. Просмотр видеоролика (Приложение 6)

Сейчас назовем признаки публицистического стиля

1.Жанр публицистического стиля – репортаж

2. Репортаж дает наглядное представление о событии

3. Высказывается личное мнение о событии

4. Информация дается доступно

5. Употребляется нейтральная лексика (слова доступные для понимания)

6. Эмоциональность (восклицательные предложения)

7. Точное указание места

8 И цель этого стиля – убедить.

Надеюсь, что мы убедили вас в том, что четырехугольники – это фигуры, используемые в архитектуре нашего города.


ж) Геометрия и русский язык в зимних олимпийских играх.

Учитель математики:

Мы решили не останавливаться только на нашем городе. Скоро предстоят зимние олимпийские игры

Тема следующего проекта «Геометрия и русский язык в зимних олимпийских видах спорта». (Приложение 6)


з)Кроссворд

Учитель русского языка:

Следующий этап урока – Кроссворд. Цель: обобщение знаний по русскому языку и геометрии. Учащиеся составляют кроссворд, состоящий из трёх вопросов по геометрии и трёх вопросов по русскому языку. Учащиеся ставят оценку в оценочный лист. (Приложение)

4. Домашнее задание .


1.Составить информацию об официально-деловом стиле речи

2. Написать заявление (официально-деловой стиль)

3. Составить кроссворд по теме «Четырехугольники»




5. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.

-Что нового узнали на уроке.

-На какие вопросы по данной теме вы не знаете ответ…
















Оценочный лист

ФИО ученика: Абдуллина Гульназ Класс 8б

Виды работ

Оценка

Проектная работа


Родственные связи четырехугольника

(Определения и др. вопросы)


Самостоятельная работа (Определение свойств геометрических фигур)


Устное решение геометрических задач


Кроссворд



Оценка по геометрии за урок




Виды работ

Оценка

Проектная работа


«Без слов и грамматики не учат математике» (работа с карточками)


Терминологический диктант


Творческая работа в разных стилях


Кроссворд



Оценка по русскому языку за урок




Приложение 1
Разминка.

Цель моей работы: проверить вашу эрудицию и рассказать немного о нас.

Каждой группе я раздаю листы, на которых написано задание. Вам надо выбрать правильный ответ и угадать слово.

Посмотрим на экран, прочитаем задания :

  1. Какой знак надо поставить между цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, которое больше 2, но меньше 3?

  2. В каком числе столько же цифр сколько и букв?

  3. Что есть у каждого слова, растения и уравнения?

  4. Про какой многоугольник сложена русская поговорка: «Что вдоль, что поперёк?»

  5. В каком слове метр О?

  6. Какая цифра подрабатывает в русской грамматике глаголом повелительного наклонения единственного числа?

Приступаем к заданию.

Итак, проверяем полученное слово. Какое слово получилось у геометров? У ассорти? У языковедов? (Кадеты) Правильно.

А теперь небольшая информация о кадетах.

Кадет ( от франц. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

Первые кадетские корпуса появились в Пруссии в 1653 г. В начале XX века собственные кадетские корпуса имелись практически во всех развитых странах мира, а также и в России.

Кадетами были фельдмаршал Румянцев , Кутузов, Суворов, поэты Сумароков  и Лермонтов, дипломат и поэт Тютчев и многие другие.

В последние годы стали возрождаться традиции кадетского движения в России. Во многих городах, в том числе и в городах Башкортостана были открыты кадетские классы и корпуса.

В 2009 году в нашей школе появилось новое направление – военно – патриотическое. Был создан кадетский класс. Цель и задачи – воспитать из подрастающего поколения Патриотов и граждан своей Родины.


И уже в 2010 году создается второй кадетский класс на базе нашего класса классный руководитель Бикбаева С.В. Кураторы кадетского класса – Романов А.В. и Хисматуллин К.З.

Приложение 2 (Презентация «Стили речи»

Приложение3

Родословная четырёхугольника.



Цель моей работы: выяснить, в чём сходство и различие четырехугольников, а также составить родословную согласно их определениям.

Параллелограмм и трапеция произошли от четырёхугольника. Прямоугольник, ромб, квадрат – это параллелограммы. Квадрат также и прямоугольник, и ромб. Трапеция не является параллелограммом. Существуют равнобедренная и прямоугольная трапеции.

(Презентация)







Приложение 4

«Без слов и грамматики не учат математике»

Определение четырехугольника и трапеции

1.Четырехугольником называет..ся г..ометрическая фигура которая состоит из четырех точек и четырех п..следовательно с..ед..няющих их отрезков. При этом н..какие три из дан..ых точек (не) должны л..жать на одной пр..мой а с..ед..няющие их отрезки (не) должны п..р..с..кат..ся.

2.Трапеция называет..ся р..внобедре(нн/н)ой если ее б..ковые стороны р..вны.

Письменно

  1. Вставить пропущенные буквы

  2. Расставить знаки препинания

Устно

  1. Какие стилевые черты научного текста вы увидели. (Признаки научного стиля)

Приложение 5

Геометрия и русский язык в зимних олимпийских видах спорта.

Мы решили не останавливаться только на нашем городе. Скоро предстоят зимние олимпийские игры

Тема нашего проекта «Геометрия и русский язык в зимних олимпийских видах спорта».

Мы выбрали эту тему, потому что скоро, в 2014 году, в нашей стране, в Сочи, пройдут двадцать вторые зимние олимпийские игры.

Цель нашей работы – найти четырехугольники в зимних олимпийских видах спорта, узнать о происхождении этих видов и их названий. Увидеть признаки научного стиля.

К зимним олимпийским видам спорта относятся:

и другие виды спорта

Но четырехугольники мы увидели только в трёх видах спорта. И сегодня хотим рассказать о скелетоне, кёрлинге и хоккее.

Скелетон (от англ. skeleton — скелет, каркас) представляет собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, прямоугольной формы. Сконструированы в 80-х годах 19 в., в Швейцарии. Спортсмен, лежа лицом вниз, управляет скелетоном с помощью шипов на носках ботинок.

Следующий вид спорта:

Кёрлинг (пришло из английского языка)– командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжелые гранитные снаряды в сторону размеченной на льду мишени.

Известно, что кёрлинг возник в Шотландии в начале XVI века. Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов - это (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма – это (4,32 м).

Хоккей (англ. Hockey) – вид спорта, в котором две команды стараются поразить твёрдым, круглым мячом или шайбой цель – ворота противника, используя клюшки.

Игры с клюшками на льду существовали в Голландии еще в 16 веке, но, несмотря на это, родиной современного хоккея с шайбой считается всё-таки Канада.

Европейская хоккейная площадка прямоугольной формы должна иметь размер 61-60 м в длину и 30-29 м в ширину.

С точки зрения русского языка все тексты определений составлены в научном стиле. Признаки: точная информация, новая информация, ссылка на английский язык, употребление терминов.

(Презентация)

Фамилия, имя____________________

Лист проверки по русскому языку

«Книжные стили»



Стили речи

сообщить

воздействовать

эмоциональность

терминология

точность

Изобразительно -выразительные

средства

Неполные

предложения

Сложные предложения

Употребление иных стилей

Научный












Художественный










Публицистический










официально - деловой










Лист проверки по русскому языку

«Книжные стили»

Стили речи

сообщить

воздействовать

эмоциональность

терминология

точность

Изобразительно -выразительные

средства

Неполные

предложения

Сложные предложения

Употребление иных стилей

Научный



+



+

+



+


Художественный


+

+



+


+

+

Публицистический


+

+



+


+


официально - деловой

+



+

+



+







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Четырехугольники и книжные стили

Автор: Шаяхметова Ирина Александровна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства