Данная разработка показывает два различных способа решения большинства задач на растворы и сплавы. Это одна из самых сложных тем не только в курсе математики. но и химии. Она важна не только для уроков. но и для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ по математике и химии. Любителям математики будет ближе математическое решение. но оно поможет понять и химию. Любителям же химии-наоборот. В любом случае ребёнок овладеет этой темой на должном уровне.
Тема: «Различные способы решения задач на проценты»
Цель: показать возможность подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ на примере решения задач на сплавы и растворы различными способами через интегрированные уроки.
Данная тема очень важна в реальной жизни. Ведь часто мы сталкиваемся с необходимостью приготовления раствора нужной концентрации, рассчитать массу вещества в продукте, чистого металла, содержание вредных веществ в воздухе и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Различные способы решения задач на проценты»
Тема: «Различные способы решения задач на проценты»
Цель: показать возможность подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ на примере решения задач на сплавы и растворы различными способами через интегрированные уроки.
При решении задач на получение нового раствора из исходных или нового сплава из металлов или сплавов (если дополнительные условия не оговорены в условии задачи) необходимо использовать закон сохранения массы, открытый М. В. Ломоносовым (1748), в общем виде сформулирован А. Лавуазье (1789):
общая масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна общей массе продуктов реакции,
или масса сплава равна сумме масс составляющих его частей и общая масса каждого вещества в сплаве равна сумме масс этого вещества во всех составляющих частях, аналогично и для растворов.
Типы задач на проценты:
Расчеты по уравнению реакций.
Задачи на смеси.
Задачи на определение состава продукта реакции.
Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе.
Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению.
Схема решения задачи по химии
Условие задачи
Запись уравнения химической реакции
Расчеты по химическим уравнениям реакции
Запись и интерпретация ответа
Химическая часть задачи:
Чтение текста
Запись условия задачи
Определение типа задачи
Анализ задачи – составление плана решения
Математическая часть задачи:
Выбор способа решения
Решение
Запись ответа
Анализ решения
Задача 1 (математическое решение)
Первый сплав содержит 5% меди, второй – 13 % меди. Масса второго сплава на 9 кг больше массы первого. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 11% меди. Найдите массу третьего сплава.
Решение:
Пусть х кг масса 1 сплава.
% меди
Масса сплава
Масса меди
1 сплав
5
х
0,05х
2 сплав
13
х+9
0,13(х+9)
3 сплав
11
х+х+9
0,11(х+х+9)
Составим и решим уравнение.
0,05х+0,13(х+9)= 0,11(х+х+9),
0,18х+1,17=0,22х+0,99,
0,04х=0,18,
х=4,5.
4,5+4,5+9=18(кг)- масса третьего сплава.
Ответ: масса третьего сплава 18 килограмм.
Задача 2
В сосуд, содержащий 10 литров 24%-го водного раствора некоторого вещества, добавили 5 литров воды. Сколько процентов составит концентрация получившегося раствора?
Решение:
Химия
Vр-ра=10 л Vв-ва= φVр-ра
φ=24%=0,24 Vв-ва=0,24·10=2,4л
V(H2O)=5л V2р-ра=V1р-ра+V(H2O)
V2р-ра=10+5=15л
φ2в-ва=2,4/15=0,16=16%
Математика
0,24·10=2,4(л)-объём вещества.
10+5=15(л)-объём второго раствора.
2,4:15·100=16%-концентрация нового раствора.
Ответ: 16%.
Задача 3 (химическое решение)
Смешали 300 мл 20%-ного раствора CuCl2 и 400 мл 30%-ного раствора Na OH. Определите массу полученного раствора.
m р-ра= 300 г CuCl2 + 2 NaOH → Cu(OH)2 ↓ + 2 NaCl
ω(CuCl2) = 20%= 0,2
m р-ра= 400 г m в-ва = ω· m р-ра
ω(NaOH) = 30%= 0,3 m (CuCl2) = 300·0,2 = 60 (г)
m (NaOH) = 400·0,3=120 (г)
m(Cu(OH)2) - ? n (CuCl2) =
n (CuCl2) =
n (NaOH)=
Задачу решаем по недостатку CuCl2.
n (CuCl2) = n (Cu(OH)2) = 0,45 моль.
m(Cu(OH)2) =0,45 моль · 98 г/моль =44,1 (г)
Ответ: m(Cu(OH)2 ) =44,1 г.
В разработке показано применение «Конверта Пирсона» для решения задач по химии.
Данная тема очень важна в реальной жизни. Ведь часто мы сталкиваемся с необходимостью приготовления раствора нужной концентрации, рассчитать массу вещества в продукте, чистого металла, содержание вредных веществ в воздухе и т.д.
Групповая работа на уроке при закреплении материала усиливает интерес со стороны обучающихся к данной теме.