Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 2 класс для обучающихся с ЗПР»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2Б КЛАССА
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программу составила: Энгельман Ирина Федоровна, учитель начальных классов
Ханты-Мансийский автономный округ, 2024 год
МАТЕМАТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г.
№1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») установленными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1598), адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования КОУ «Излучинская школа-интернат» (приказ ОО от 30.08.2024г. № 359 «Об утверждении решения Педагогического совета № 1 от 30.08.2024г.»).
Цель учебного предмета:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Задачи учебного предмета:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Место учебного предмета: рабочая программа составлена на 170 часов (из обязательной части учебного плана отводится 4 часа в неделю,
из части, формируемой участниками образовательных отношений -1 час в неделю при 34 учебных неделях).
УМК учебного предмета для педагога: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.
УМК учебного предмета для обучающихся: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
ПознавательныеУУД
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково-символические действия:
- моделирование—преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками—определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Предметные результаты:
- использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмами, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
К концу обучения во2классе обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- названия и обозначение действий умножения и деления.
К концу обучения во 2классе обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок- 1ч.
Знакомство с учебником. Введение.
Числа от 1 до 100.Нумерация - 21 ч.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание (устные и письменные вычисления) - 96 ч.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел от 1 до 100. Табличное умножение и деление - 47 ч.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Содержание
Количество часов
Воспитательный компонент уроков
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Вводный урок
1ч.
развитие ценностного отношения к Родине и символам государства (гербу, гимну, флагу РФ) как одно из главных условий формирования патриотизма и воспитания настоящего гражданина России, усвоению им нравственных норм и правил;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http//school-collection.edu.ru
Видеоуроки школьной программы
https://interneturok.ru/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия
www.km.ru
Числа от 1 до 100. Нумерация.
21 ч.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (устные вычисления)
59 ч.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления)
32 ч.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление.
31 ч.
Табличное умножение и деление.
25 ч.
Итоговое повторение
1 ч.
Всего
170 ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
План
Факт
Вводный урок- 1ч.
1
Знакомство с учебником. Введение.
1
Числа от 1 до 100. Нумерация - 21 ч.
2
Числа от 1 до 20.
1
3
Числа от 1 до 20.
1
4
Десяток. Счёт десятками до 100.
1
5
Десяток. Счёт десятками до 100.
1
6
Числа от 11 до 100. Образование чисел.
1
7
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.
1
8
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.
1
9
Однозначные и двузначные числа.
1
10
Однозначные и двузначные числа.
1
11
Единицы измерения длины – миллиметр.
1
12
Миллиметр. Закрепление.
1
13
Наименьшее трёхзначное число. Сотня.
1
14
Входная контрольная работа.
1
15
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
16
Метр. Таблица единиц длины.
1
17
Сложение и вычитание вида 30+5; 35-30; 35-5.
1
18
Сложение и вычитание вида 30+5; 35-30; 35-5.
1
19
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
1
20
Единицы стоимости. Рубль, копейка.
1
21
Что узнали. Чему научились.
1
22
Проверочная работа по теме «Числа от1до 100.
1
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (устные вычисления) - 59 ч.
23
Обратные задачи.
1
24
Обратные задачи.
1
25
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
1
26
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
1
27
Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
1
28
Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
1
29
Решение задач. Закрепление изученного.
1
30
Решение задач. Закрепление изученного.
1
31
Закрепление изученного.
1
32
Контрольная работа.
1
33
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
34
Час. Минута. Определение времени по часам.
1
35
Час. Минута. Определение времени по часам.
1
36
Длина ломаной.
1
37
Длина ломаной.
1
38
Закрепление изученного.
1
39
Странички для любознательных.
1
40
Порядок выполнения действий. Скобки.
1
41
Порядок выполнения действий. Скобки.
1
42
Числовые выражения.
1
43
Сравнение числовых выражений.
1
44
Периметр многоугольника.
1
45
Свойства сложения.
1
46
Свойства сложения. Закрепление.
1
47
Закрепление изученного.
1
48
Наши проекты. «Узоры и орнаменты на посуде».
1
49
Столбчатые диаграммы.
1
50
Что узнали. Чему научились.
1
51
Что узнали. Чему научились.
1
52
Подготовка к изучению устных приемов вычислений.
1
53
Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20.
1
54
Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20.
1
55
Закрепление изученного.
1
56
Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4.
1
57
Приёмы вычислений для случаев 30 – 7.
1
58
Приёмы вычислений для случаев вида 60 – 24
1
59
Закрепление изученного.
1
60
Закрепление изученного. Решение задач.
1
61
Закрепление изученного. Решение задач.
1
62
Закрепление изученного. Решение задач.
1
63
Приём сложения вида 26 + 7.
1
64
Приёмы вычитания вида 35 – 7.
1
65
Закрепление изученного.
1
66
Закрепление изученного.
1
67
Контрольная работа по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100».
1
68
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного.
1
69
Что узнали. Чему научились.
1
70
Что узнали. Чему научились.
1
71
Буквенные выражения.
1
72
Буквенные выражения.
1
73
Буквенные выражения. Закрепление изученного.
1
74
Уравнение.
1
75
Уравнение. Решение уравнений методом подбора.
1
76
Уравнение. Закрепление изученного.
1
77
Проверка сложения.
1
78
Проверка вычитания.
1
79
Закрепление изученного.
1
80
Что узнали. Чему научились.
81
Что узнали. Чему научились.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание(письменные вычисления) - 32 ч.
82
Письменный приём сложения вида 45 + 23.
1
83
Письменный приём сложения вида 45 + 23. Закрепление.
1
84
Письменный приём вычитания вида 57 – 26.
1
85
Письменный приём вычитания вида 57 – 26. Закрепление.
1
86
Проверка сложения и вычитания
1
87
Закрепление изученного.
1
88
Угол. Виды углов.
1
89
Закрепление изученного.
1
90
Письменный приём сложения вида 37 + 48.
1
91
Письменный приём сложения вида 37 + 48. Закрепление.
1
92
Письменный приём сложения вида 37 + 53.
1
93
Письменный приём сложения вида 37 + 53. Закрепление.
1
94
Прямоугольник.
1
95
Прямоугольник. Закрепление изученного
1
96
Письменный приём сложения вида 87 + 13.
1
97
Письменный приём сложения вида 87 + 13. Закрепление.
1
98
Письменный приём вычисления вида 32 + 8; 40 – 8.
1
99
Письменный приём вычитания вида 50 – 24.
1
100
Вычитания вида 52 – 24.
1
101
Вычитания вида 52 – 24.
1
102
Закрепление изученного.
1
103
Закрепление изученного.
1
104
Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания»
1
105
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного.
1
106
Свойство противоположных сторон прямоугольника.
1
107
Свойство противоположных сторон прямоугольника.
1
108
Симметричные фигуры
1
109
Наши проекты. Проект «Оригами».
1
110
Странички для любознательных.
1
111
Квадрат.
1
112
Что узнали. Чему научились.
1
113
Что узнали. Чему научились.
1
Числа от 1 до 100.Умножение и деление - 31 ч.
114
Конкретный смысл действия умножения.
1
115
Конкретный смысл действия умножения. Закрепление.
1
116
Вычисление результата умножения с помощью сложения.
1
117
Задачи на умножение.
1
118
Периметр прямоугольника.
1
119
Умножение нуля и единицы.
1
120
Название чисел при умножении
1
121
Название чисел при умножении
1
122
Переместительное свойство умножения.
1
123
Переместительное свойство умножения. Закрепление.
1
124
Контрольная работа.
1
125
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного.
1
126
Конкретный смысл деления.
1
127
Конкретный смысл деления.
1
128
Конкретный смысл деления.
1
129
Закрепление изученного.
1
130
Название чисел при делении.
1
131
Что узнали. Чему научились.
1
132
Закрепление изученного. Решение задач.
1
133
Закрепление изученного. Решение задач.
1
134
Умножение и деление. Закрепление.
1
135
Странички для любознательных.
1
136
Связь между компонентами и результатом умножения.
1
137
Связь между компонентами и результатом умножения.
1
138
Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.
1
139
Приёмы умножения и деления на 10.
1
140
Приёмы умножения и деления на 10.
1
141
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
1
142
Закрепление изученного. Решение задач.
1
143
Табличное умножение и деление.
1
144
Умножение числа 2 и на 2.
1
Табличное умножение и деление - 25 ч.
145
Умножение числа 2 и на 2.
1
146
Деление на 2.
1
147
Деление на 2.
1
148
Закрепление изученного. Решение задач.
1
149
Четные и нечетные числа.
1
150
Что узнали. Чему научились.
1
151
Что узнали. Чему научились.
1
152
Умножение числа 3 и на 3.
1
153
Умножение числа 3 и на 3.
1
154
Деление на 3.
1
155
Деление на 3.
1
156
Закрепление изученного.
1
157
Порядок выполнения действий.
1
158
Порядок выполнения действий.
1
159
Умножение и деление с числом 4.
1
160
Умножение и деление с числом 4.
1
161
Годовая промежуточная аттестация
1
162
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление пройденного.