Урок математики в 4 классе
Тема: Путешествие по солнечной системе
Цель урока: обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы времени», составление таблицы единиц времени; развитие самостоятельности, математической речи, интереса к математике и окружающему миру, расширить знания учащихся о Солнечной системе; воспитание культуры речи, аккуратности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
«Математика» 4 класс М.И. Башмаков, М. Г. Нефедова , 2 часть, рабочая тетрадь №2.
Используемое оборудование:
Компьютер, презентация Power point, слайды Солнечной системы.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Дети входят в класс со звонком. Открывается слайд с записью стихотворения
(читает учитель)
Мы знаем время растяжимо СЛАЙД № 2 «Стих»
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята о чем я прочитала стихотворение? (О времени)
- О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, сутки)
- Что он хотел рассказать о них? (Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит).
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
- Как много можно сделать за одну минут. Некоторые ребята нашего класса за
минуту успевают прочитать 130 слов. И мы сейчас с вами, не теряя ни минуты, начнем урок.
УЧИТЕЛЬ:
- Кто из вас мечтает побывать в космосе?
- Сегодня на уроке ваша мечта сбудется.
СЛАЙД № 3 «Солнечная система»
- Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей Солнечной системе, а так как полет совершится во время математики, мы с вами обобщим наши знания по теме «Единицы времени», а так же вспомним, что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.
- Но прежде чем отправиться куда-нибудь мы должны проверить всё ли у нас остаётся в порядке и готовы ли мы к путешествию.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. СЛАЙД № 4
2 ч = … мин
60 с = … мин
65 мин = … ч …мин
70 мин = …ч …мин
90 мин = …ч … мин
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Устный счет.
Мультипликационно – математическая минутка.
(Задачки приготовили сказочные герои)
СЛАЙД № 5 «Незнайка»
Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут я занимался этой трудной работой? (197 мин)
СЛАЙД № 6 «Кот Леопольд»
Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счёту день моё терпение лопнуло? (30+14+3=47)
СЛАЙД № 7 Герои из сказки «Волшебник изумрудного города».
Мы летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени мы затратили на полёт? (24+15=39)
Учитель.
Молодцы! С заданиями вы справились, отправляемся в полёт. А на каком транспорте мы можем полететь в космос? Конечно же, для полета нам нужна ракета.
СЛАЙД № 8 «Ракета № 366»
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
- Номер нашей ракеты вы узнаете, если назовете, сколько дней у нас в високосном году? (366).
- С помощью этих цифр образуйте все возможные трехзначные числа.
- Какая комбинация цифр у вас получилась? (366, 663, 636)
- Запишите цифры в тетрадь целую строчку.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
- Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь. Вы все согласны?
СЛАЙД № 9 «Солнце»
Ученики: Нет. На Солнце лететь нельзя.
Температура – 6000˙ жары, а у нас летом бывает 30˙ и то, мы не выдерживаем.
Да и далековато. Расстояние от Земли до Солнца 150000000 км. СЛАЙД
- Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет. А сколько это веков? (5 в)
- Если ехать на автобусе понадобится в 5 раз меньше времени. Сколько это лет? (100 лет).
- Ну, а если на самолете, то в 10 раз меньше. Сколько лет понадобится лететь на самолете? (10 лет.) Как узнали? (100: 10 = 10 лет)
- 10 лет – это сколько месяцев? (120 месяцев 12 ∙10= 120)
- А наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если учесть, что он совпадает с номером нашей ракеты? (366)
- А солнечный лучик преодолевает это расстояние за 8 минут.
- А вообще, что такое Солнце?
Алена С. Солнце – это не планета, а газовая раскаленная звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы. Солнце играет исключительную роль для человечества как первоисточник большинства видов энергии. Жизнь была бы невозможна, если бы Солнце светило немного ярче или немного слабее.
- чтобы узнать, куда же мы отправимся с вами, мы должны вспомнить все единицы времени, которые нам известны, и заполнить таблицу.
СЛАЙД № 10 «Таблица единиц времени»
Составление и запись таблицы
1 в. = 100 г.
1 г. = 12 мес.
1 сут. = 24 ч
1 ч = 60 мин
1 мин = 60 с
- Запишите таблицу в тетрадь. 1 вариант – начиная с маленькой единицы.
2 вариант – с большей.
СЛАЙД № 11 «Марс»
- Что мы с вами знаем о Марсе?
Информация ученика (Коковина С.)
Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы; Ученые считают, что условия на Марсе близки к земным.
- Чтобы нам не терять время в пути, вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени?
(Можем преобразовывать именованные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи, сравнивать).
- Тогда за дело.
Работа по учебнику.
а) Стр. 75 Задача № 3.
- Во сколько Миша пришел на автовокзал? (без десяти минут четыре)
- Что значит без десяти минут четыре? (15:50)
- Во сколько отправляется автобус? (17:55)
- Что нужно узнать? (сколько придется Мише ждать отправления автобуса?)
- Как узнать? (17ч 55мин-15ч 55 мин=2ч 5мин)
Запись решения на доске.
- Внимание! Наша космическая ракета попала под метеоритный дождь.
Необходима информация что это за дождь?
СЛАЙД № 12 «Метеоритный дождь»
Информацию дает ученик
Метеоритный дождь (также его называют железным, каменным или огненным дождем)- это дождь из множества метеоритов, летящих на Землю, вследствие разрыва крупного. Раньше метеоритные потоки и метеоритный дождь называли одинаково: огненный дождь. А значит и отличий между ними не находили никаких. Метеоритные дожди часто истолковывались как «божественные знамения».
- Чтобы преодолеть это препятствие, надо поработать в рабочей тетради№2.
б) Стр. 46 № 3 (а) – у доски
-Давайте разберем образец.
Запись решения у доски
в) №3 (б) - самостоятельно
- Метеоритный дождь не прекращается. Решаем еще задачу.
г) Задача. СЛАЙД № 13 «Задача»
Самый тяжелый из найденных метеоритов. Метеорит Гоба, его масса 66 т. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу метеоритов.
Вопросы к задаче:
- что известно о массе метеорита Гоба?
- Известна ли масса Ангито?
- Что надо узнать?
(Самостоятельно записали решение задачи)
66:2=33(т)
66+33=99(т.)
- Устали? Отдыхаем!
ФИЗМИНУТКА.
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
- Держим курс на Луну. СЛАЙД № 14 «Луна»
- А что нам известно о Луне?
Информацию дает ученик
Луна – единственный спутник солнечной системы, который притягивается Солнцем. Луна – самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды.
УЧИТЕЛЬ. Луноход – вездеход
Нам с Луны приветы шлет
Говорит, дела в порядке –
Если тест решат ребятки.
- У каждого на парте тест.
- Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами.
3. Выполнение тестовых заданий.
1. Заполни схему и допиши недостающие единицы измерения.
1 век ….. 1 месяц …. 1 час …… 1 сек.
2. В какой строке слова расположены по порядку?
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;
Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;
В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
3) Сколько минут в 3-х часах?
А) 300;
Б) 150;
В) 180;
4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?
А) 1 век 207 лет;
Б) 2 мин.50сек.
В) 2 ч. 100 мин.
5) Солнце взошло в5 ч. 10 мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.
А) 24 ч.
Б) 13 ч. 00 мин.
6.) Занятия начинаются в 9ч. 30 мин утра – 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В)14 ч.30 мин.
7) Найди значения выражения: 7 сут. 15ч. + 9 сут. 20 час.
А) 16 сут.35 ч.
Б) 1635 ч.
В) 163 сут.5 ч.
Г) 17 сут. 9 ч.
СЛАЙД № 15 «Тест с правильными ответами»
Дети проверяют свои работы.
У кого нет ошибок отправляются на Землю с оценкой «5»,
2 ошибки – с оценкой «4», 3 ошибки – с оценкой «3».
УЧИТЕЛЬ: Завершаем наш полет.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
СЛАЙД № 16 «Земля»
(Информацию о Земле читает ученик)
Земля — третья планета от Солнца, самая большая по величине и плотности и массе среди землеподобных планет Солнечной системы. Наша планета является единственной известной планетой во Вселенной, населённой живыми существами.
ИТОГ УРОКА.
· Вспомните, какие трудности вам пришлось преодолевать?
· Что интересного узнали?
· Что повторили?
· Что больше всего понравилось решать?
- Ребята, кто знает какой приближается праздник? (день космонавтики)
-Правильно, 12 апреля – это день Космонавтики.
-Что вы знаете об этом празднике?
Информацию дает ученик
12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза.
- Все, верно. 2 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.
- Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
- Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке.
Д.З. р.т. с 46 №4,5 и с.47