Одним из приоритетов системы образования является формирование предметных компетентностей учащихся.Поэтому цель данного урока:
1. Применить свои знания при решении задач практической направленности, в результате чего учащимися усваиваются такие понятия, как штраф, бюджет, тариф, налог.
2. Способствовать умению применять свои знания в нестандартных ситуациях.
3. Стимулировать интерес к предмету.
4. Формировать предметные компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Процентные вычисления в жизненных ситуациях »
Урок по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях».
Цели урока:
Способствовать усвоению учащимися таких понятий как тарифы, штрафы, бюджет, налог.
Способствовать развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Стимулировать интерес к предмету.
Формировать предметные компетентности.
План урока.
Учитель: Сегодня мы с вами на уроке будем решать задачи на проценты, сюжеты которых взяты из реальной жизни. По радио и телевидению, а также и от взрослых вы слышите слова тариф, налог, инфляция, бюджет. А что они означают? Вот на этот вопрос ответят вам учащиеся, которые получили домашнее задание узнать, что означают эти слова.
Выступления учащихся:
Бюджет – перечень доходов и расходов, финансовый план, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы.
Дефицит – превышение расходов над доходами.
Инфляция – падение ценности или покупательной способности денег.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с граждан. Налоги - один из источников дохода государственного бюджета.
Пеня – вид неустойки. Исчисляется в процентах от суммы неисполненного или ненадлежащее исполненного обязательства и уплачивается за каждый день просрочки.
Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за услуги.
Штраф – денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении определенных правил.
Учитель: Все эти понятия часто взаимосвязаны со словом проценты. А сейчас мы услышим историческую справку о появлении процентов.
Выступления учащихся:
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Мы часто читаем или слышим, что в выборах приняли участие 52,5% избирателей, промышленное производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции составляет 8,5% в год.
Слово «процент» происходит от латинского pro centum? Что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определять сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е пользовались пропорцией.
Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам. В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять проценты. Во время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т.е. сложные проценты, как называют их в наше время.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге(Нидерланды).
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Учитель: Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого. Каждый год в январе мы узнаем о повышении цен на свет, газ и другие услуги ЖКС, это связано с инфляцией. В классе три группы получили необычное домашнее задание.
Первой группе нужно было узнать в школьной бухгалтерии, сколько нужно заплатить денег за электроэнергию школе за год?
Выступление первой группы.
Наша школа заключила договор на определенное количество кВт час. Платить по лимиту, что сверх нормы, то по другому тарифу. (По лимиту 1 кВт.Час=1р.43коп. НДС – налог на добавочную стоимость)
Дано:
Пл=107000кВт ч.
1кВт ч=1,43р.
Псл=15000кВт ч.
1кВт ч=1,77р.
НДС=18%
Найти:
а-?
Решение:
а=а1+а2
а1=в1(1+0,01)Пл=1,43*1,18*107000=
180551,8(р.)- заплатили по лимиту
а2=в2(1+0,01)Псл=1,77*1,18*15000=
31329(р.)- заплатили сверх лимита
а=180551,8+31329=211880,8(р.)- всего заплатила школа
Второй группе необходимо было узнать сколько денег нужно заплатить семье, состоящей из 4 человек за газ и свет, если в декабре потратили 150 кВт ч.
Выступление второй группы:
Дано:
1кВт ч=1,38р.
n1=150кВт ч
n2=4чел.
m1чел=64,17р.
Найти:
а-?
Решение:
а=а1+а2
а1=в1*n1=1,38*150=207(р.)- заплатили за свет
а2=m*n2=64,17*4=256,68(р) заплатили за газ
а=207+256,68=463,68(р.)- заплатили всего
Третья группа должна была посчитать сколько денег нужно заплатить семье, состоящей из 4 человек, в январе за газ и свет, если они потратили 150кВт ч, при условии, что тарифы на свет повысили на 14%, а за газ на 25%
Дано:
1кВт ч=1,38р.
Р1=14%
n1=150кВт ч
n2=4чел.
Р2=25%
m1чел=64,17р.
Найти:
а -?
Решение:
а=а1+а2
а1=в1*(1+0,01)n1=1,38(1+0,01*14%)*150=235,98(р.)- заплатили за свет
а2=m(1+0,01*25%)*4=320,85(р.)- заплатили за газ
а=235,98+320,85=55683(р.)- заплатили всего.
А теперь сравним, на сколько больше денег придется платить семье в январе по сравнению с декабрем
556,83-463,68=93,15(р.)
Работа с классом (устно)
В начале года тариф на электроэнергию составил 1,38р. За 1кВт ч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года еще на 50%. Как вы считаете, тариф увеличился на 100%, меньше чем на 100% или больше чем на 100%? Ответ: больше 100%
Вы являетесь директором мебельной фабрики и вам нужно принять на работу рабочего. Какой оклад вы ему предложите? (варианты ответов учащихся) Как вы думаете, полностью ваш работник получит данную сумму или нет? Ответ: Согласно статье 218 Налогового кодекса РФ при начислении налога с физических лиц нужно учитывать стандартный вычет 400 р.(данные на 2007-2008 г.) и тогда подоходный налог вычисляется так: (а-400)*0,13=х
а-х – заработная плата.
Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 р. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за месяц. Сколько надо заплатить родителям денег, если они просрочили оплату за неделю?
Дано:
m=250р.
Р=4%
n=7
Найти:
а-?
Решение:
а = m+а1
а1=m*0,01*р*n
а1=250*0,01*4*7=70(р.)- штраф
а=250+70=320(р.)- придется заплатить всего
Стоимость проезда в городском транспорте составляет 8 р. В связи с инфляцией она возросла на 150%. Во сколько раз возросла стоимость проезда? 8*(1+1,5)=20(р.)
20:8=2,5(раза)
Домашнее задание:
Составить задачи, используя жизненные ситуации
Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре на 10%. Какой стала стоимость в декабре?