Мастер-класс по теме
«Проектная задача на уроках математики в начальной школе»
Подготовили учителя начальной школы
Бабкина Галина Витальевна
Коротаева Надежда Павловна
Проектная задача «Ремонт класса»
Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи | «Ремонт класса» |
Предмет | Математика |
Класс | 4 |
Вид задачи | Проектная монопредметная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Демонстрация комплексного использования освоенных математических умений в нестандартных условиях квазиреальной (смоделированной) ситуации. 2 Проверка умения пользоваться таблицами для поиска оптимального решения задачи. 3. Отработка навыков сотрудничества учащихся в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | 1.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (таблицы, словесное описание) 2. Владение навыками сложения и вычитания многозначных чисел. 3. Владение навыками умножения многозначных чисел на однозначное 4. Владение умением находить площадь и периметр прямоугольника 5. Умение работать с величинами. 6.Работа в группе: организация работы, распределение обязанностей между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: - навыков безошибочного выполнения арифметических действий; - умение применять предметные навыки в нестандартных условиях; - умения, работая в группе, создать конечный «продукт» - подготовить оптимальную смету расходов на проведение ремонта; обосновать привлекательность своего выбора. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Правильность выполнения предметных заданий. Составлена оптимальная смета расходов на ремонт класса. Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта. |
2.Замысел проектной задачи
Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении курса математики 4 класса в течение учебного года, а также общеучебные умения. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 40 мин.
3. Описание проектной задачи
1 этап:постановка задачи
Задание 1. Дизайнеры
На уроках ИЗО мы разработали эскиз классной комнаты.
Сейчас нам нужно выполнить ремонт. Ваша задача – помочь составить смету. Смета – это документ, в котором вычисляется сумма затрат, расписанная по статьям расходов.
- Какие могут быть у нас расходы? (покупка краски, отделка потолка, пола) − Значит, цель урока? (помочь составить смету)
− Какие задачи? (надо выяснить, в какую сумму обойдется ремонт кабинета)
− Для решения этой задачи вам будут предложены несколько заданий разной сложности. Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы.
2 этап: Решение проектной задачи.
1) знакомство с материалом, планирование работы в группе
2) распределение заданий внутри группы
3) индивидуальное выполнение задания
4) подводится итог – коллективно проверяется выполнение задания, заполняется таблица – смета (Приложение 1).
Задание 2. Иженеры
При осуществлении ремонтных работ первыми приступают к работе инженеры.
Инженер – это……
Рассчитайте площадь классной комнаты: стен, потолка, пола. Запишите формулу, которой вы пользовались при решении задачи.
Таблица расчётов
1 группа Пол Потолок | 18 м |
2 группа Стены под №1 и №3 | «№ м |
3 группа Стена под №2 | |
Все вычисления запишем на доске
Задание 3.Сметчик — это специалист, который занимается определением стоимости строительства и помогает строителям минимизировать затраты на работу и материалы. Сметчик – это специалист, который занимается расчетами стоимости разных работ.
Рассчитайте, сколько потребуется краски и плитки для проведения ремонтных работ.
1 группа Площадь стен под №1 (№3) равна 18 м2, а стены под № 2 – 27 м2. На 7 м2 площади расходуется 1 кг краски. Рассчитайте, сколько потребуется краски, чтобы покрасить обе стены. Узнайте, сколько потребуется банок краски, если в одной банке 3 кг. | |
2 группа Площадь потолка равна 54 м2. На 1 м2 площади расходуется 180 г краски. Рассчитайте, сколько потребуется водоэмульсионной краски, чтобы покрасить потолок. Узнайте, сколько потребуется банок краски, если в одной банке 3 кг. | |
3 группа Площадь пола 54 м2. На пол укладывают плитку, длиной 2 дм, а шириной 3 дм. Сколько плиток потребуется для укладки пола в классе? | |
Все вычисления записываем на доске.
Задание 4. Экономисты
Определите общую стоимость строительного материала. Результаты ваших расчетов внесем в таблицу «Смета затрат». Каждая группа рассчитает стоимость каждого товара, затем выберем наименьшую стоимость и вычислим итоговую сумму.
Магазин «СтройБери»
Наименование товара | Количество | Цена | Стоимость |
Краска для стен | 3 банки | 450 руб | |
Водоэмульсия | 4 банки | 380 руб | |
Напольная плитка | 900 шт | 440 руб за упаковку 10 шт | |
Магазин «СтройРемо»
Наименование товара | Количество | Цена | Стоимость |
Краска для стен | 3 банки | 380 руб | |
Водоэмульсия | 4 банки | 295 руб | |
Напольная плитка | 900 шт | 420 руб за упаковку 10 шт | |
Магазин «СтройРегионСнаб»
Наименование товара | Количество | Цена | Стоимость |
Краска для стен | 3 банки | 460 руб | |
Водоэмульсия | 4 банки | 330 руб | |
Напольная плитка | 900 шт | 460 руб за упаковку 10 шт | |
«Смета затрат»
Наименование товара | Количество | Цена | Стоимость |
Краска для стен | 3 банки | | |
Водоэмульсия | 4 банки | | |
Напольная плитка | 900 шт | | |
| | | ИТОГ |
3 этап:Презентация работы (защита проекта)
На этом этапе группами проводится предъявление результатов выполненной работы (выступление докладчиков), которая оценивается написанием отзывов на работу, выполненную другой группой.
4 этап: самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи Оценивание работ каждого участника группы.
Заполнение листа самооценки:
1. Поставь отметки на оценочных шкалах:
1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 этап: подведение итогов
• Была ли достигнута цель? Что способствовало этому?
• Какие умения помогли в решении проектной задачи, а каких знаний и умений было недостаточно?
• Что нового узнали о роли математики в вашей жизни?