ознакомление с существенными признаками квадрата, как одним из видов многоугольников;
способствовать развитию логического мышления: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;
воспитывать и активизировать интерес к предмету, творческому поиску на уроке математики.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: путешествие
Формы работы:
фронтальная,
групповая,
работа в парах,
индивидуальная
Методы и приемы:
словесные (беседа, объяснение)
практические (выполнение заданий в тетради, измерение прямоугольников и квадратов, строительство вагонов и геометрических фигур, самостоятельная работа)
проблемный (наблюдение)
наглядный (демонстрация)
ТСО (звуковые)
методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, игры)
Основные понятия: квадрат, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, угол, вершина, сторона
Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте совершим путешествие на планету Многоугольников. Там мы познакомимся с новой геометрической фигурой, повторим свойства известных геометрических фигур, будем решать примеры и задачу. В этом нам будет помогать Знайка.
(Учитель показывает Знайку)
Команды по 4 человека.
Формирование положительной эмоционально – познавательной направленности на занятие.
Преодоление учебной тревожности.
3. Устный счет.
3.1.Выбор транспорта.
Чтобы отправиться в путешествие нужно выбрать транспорт. Решим пример и узнаем вид транспорта.
На доске: (4 + 5) – (8 - 6) =7
1 самолет (Рисунки перевернуты)
7 поезд
8 велосипед
4 корабль
- Какой ответ? Поднимите руку, кто согласен.
- Миша, переверни рисунок рядом с цифрой 7.
3.2. Строительство вагонов.
-Мы едем на поезде, но у нас нет вагонов.
- Построим их. (У каждого на столе лежат геометрические фигуры, необходимые для создания вагона.)
Ваша задача не просто построить вагон, сосчитать пример на каждой детали, а результаты вычислений сложить. Таким образом, вы узнаете № своего вагона.
12
13
14
15
16
17
2+6=8
32-30
46-46
10-9
6+9
9-8
25-25
53-50
7+1
8-4
17-17
22-20
86-86
71-70
8+3
10-7
6+6
10-8
43-43
32-30
7+3
76-76
10-6
53-50
- Узнаем № вагонов. Расположите их за локомотивом в порядке возрастания.
Поднимите руку, кто согласен с выполненным заданием.
-Готовы? Отправляемся в путь.
(Учитель включает песню «Голубой вагон»)
7
Ученик открывает рисунок поезда.
Учащиеся решают примеры и склеивают вагон.
По одному ученику от команды выходят к доске и определяют порядок вагонов.
Поднимают руки.
-Да.
Издают длительный звук (у) и поднимают руки вверх, изображая колеса поезда.
Формирование познавательной
мотивации.
Актуализация функций воображения: создание образов.
Развитие мелкой моторики кисти рук.
Развитие мыслительных операций: синтеза, последовательность
действий. Формирование контрольно-оценочных действий.
Формирование устойчивости и концентрации внимания.
Развитие саморегуляции.
Развитие общей моторики и артикуляционной моторики.
Мотивационный настрой на дальнейшую деятельность
4.Повторение ранее изученного материала.
4.1. Знакомство со страной Многоугольников
На доске:
Планета Многоугольников
-Вот мы и прибыли на планету Многоугольников. Здесь существуют страны со своими названиями. А жители этих стран геометрические фигуры, имеющие углы.
Узнаем их.
- Я показываю фигуру, а вы называете страну и ее жителей.
(Учитель прикрепляет названия стран)
- Из всех стран размером, масштабностью отличается страна Четырехугольников.
- Почему?
4.2.Стрительство городов
- Жители страны Четырехугольников просят Вас построить города для своей страны.
- Знайка приготовил задание.
На доске:
- Что это?
- Назовите их виды.
-Покажите вершины, стороны углов 2,4.
- Используя данные виды углов, постройте города в стране Четырехугольников.
(Учитель вызывает по 1 ученику от команды)
На доске:
Планета Многоугольников
- Какой город получился самый большой?
- Что такоеПрямоугольник?
4.3. Решение задачи.
- Давайте сосчитаем жителей в этих городах.
Читаем задачу.
Задача. В городеПрямоугольник 30 жителей, а в городе Ромб на 4 меньше. Сколько жителей в двух городах?
- О чем говориться в задаче?
- Сколько городов?
- Сколько начертим отрезков?
На доске:
- Что мы знаем о количестве жителей в городе Прямоугольник?
- Что нам известно о жителях города Ромб?
- Какой вопрос в задаче?
- Сколько действий в задаче?
- Ребята, которые знают ход решения, могут приступить к решению. Первым трем поставим отметки.
- Продолжаем анализ задачи.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Можем ли мы узнать количество жителей в городе Ромб?
- Каким действием? На доске: 1) -
2) +
- Как узнать, сколько жителей в двух городах?
- Какимдействием?
- Приступаем к решению.
- Поднимите руки, кто не понял, как решать задачу?
- Какой ответ?
(Учитель переворачивает закрытую доску.)
На доске:
30 – 4 =26 (ж.) – в городе Ромб.
30 + 26 = 56 (ж.)
Ответ: 56 жителей в двух городах.
(Учитель вручает оценку – медаль за ответ у доски.)
- Поднимите руку у кого такое решение.
- Молодцы!
- Страна Треугольников; Жители –треугольники и др..
(Соотносят размеры стран.)
- В этой стране проживает больше жителей, чем в остальных.
Обдумывают задание.
- Углы.
- Прямые, острые, тупые.
(Показывают вершины, стороны углов 2,4.)
Строят геом. фигуры.
- Город Прямоугольник.
- Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Читают и запоминают текст задачи.
Поднимают руки.
- О городах. Два города: Прямоугольник и Ромб.
- Мы начертим 2 отрезка.
-Жителей 30.
- Жителей города Ромб на 4 меньше, чем в городе Прямоугольник.
- Сколько жителей в двух городах?
-В задаче два действия.
(Приступают к решению.)
- Нет.
- Нам не известно количество жителей в городе Ромб
- Да.
- Вычитанием.
- Сложением.
1) 30 – 4 =26 (ж.) – в городе Ромб.
30 + 26 = 56 (ж.)
Ответ: 56 жителей в двух городах.
Поднимают руки.
Формирование позитивной познавательной направленности на задание.
Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать (операция сравнения)
Развитие аналитико-синтетической деятельности:
1. долговременной памяти,
мыслительной операции – классификация.
3.операция обобщения.
Развитие умения планировать свою деятельность.
Формирование эмоциональной направленности на задание, операция сравнения.
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие долговременной памяти (произвольное запоминание)
Развитие концентрации внимания.
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез. Регуляция произвольной деятельности.
Формирование контрольно-оценочных действий.
Формирование положительных эмоций на выполненную работу.
5. Физкультминутка
На болоте две лягушки,
Две зеленые квакушки.
Рано утром посыпались,
Полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялись
И на место возвращались.
Выполняют движения за учителем.
Развитие общей моторики и артикуляционной моторики.
Снижение статистического напряжения.
6. Ознакомление с новым материалом.
6.1.Измерение фигур.
Чтобы отправится в другой населенный пункт, Знайка предлагает выполнить задание.
- У каждого на столе лежат геометрические фигуры.
- Найдите «лишнюю» фигуру.
- Почему?
- Как называется оставшаяся группа геометрических фигур?
- Почему?
- Измерьте и подпишите длины сторон данных
прямоугольников.
- Посоветуйтесь и ответьте на вопрос Знайки:
Что можно сказать о длинах сторон прямоугольников?
На доске:
- Как называется фигура, у которой все стороны равны.
-Квадрат – это особый прямоугольник, у которой все стороны равны.
- Повторим.
- А на карте планеты Многоугольников квадрат лишь маленький городок среди прямоугольников.
На доске:
Планета Многоугольников
6.2. Приклеивание фигур.
- Приклейте фигуры в тетрадь, распределяя их по группам. Подпишите размеры сторон геометрических фигур.
Рассматривают геометрические фигуры.
- «Лишняя» фигура – треугольник.
У треугольника 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.
-Прямоугольники-это оставшаяся группа геометри-ческих фигур.
-У них все углы прямые.
(Измеряют длины сторон прямоугольников.)
- У синего и красного прямоугольников - противоположные стороны равны. А у желтого и зеленого- все стороны одинаковые (одной длины).
-Это квадрат.
- Квадрат – это особый прямоугольник, у которой все стороны равны.
Рассматривают карту планеты Многоугольников
На группу квадратов и группу прямоугольников.
Приклеивают в тетрадь фигуры.
Формирование положительных эмоций на выполненную работу.
Развитие долговременной памяти, мыслительной операции- обобщения.
Развитие восприятия формы, длины, цвета.
Развитие всех видов памяти: зрительной, эмоциональной, долговременной.
Развитие мыслительной
операции – обобщение.
7. Первичное закрепление.
7.1. Игра «Отгадай фигуру»
Жители планеты Многоугольников хотят поверить, как Вы запомнили имена жителей по их признакам.
Я загадала фигуру: 1.«Это четырехугольник, у которого все углы прямые»
2. «Это четырехугольник, у которого все стороны равны»
Дома Вам нужно составить описание любого многоугольника.
7.2.Тест № 27 (с. 55 в тестовой тетради.)
На закрытой доске 2 ученика.
- Проверяем. Меняемся тетрадями, ставим отметки.
На доске: «5» - 0 ош.
«4» - 1-2 ош.
«3» - 3-4 ош.
«2» - 5 и более ош.
(Учитель зачитывает верные ответы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
1
2
2
1
3
1
1
2
1
Поднимите руку у кого «5».
Поднимите руку у кого «4».
Поднимите руку у кого «3».
Оценки – медали за ответ у доски.
Молодцы!
- Прямоугольник, квадрат.
- Квадрат.
Запоминают Д/З.
Выполняют тестовые задания.
Проверяют, выставляют оценки.
Поднимают руки.
Формирование долговременной памяти, произвольного запоминания,
мыслительной операции- обобщение.
Формирование контрольно-оценочных действий.
Закрепление положительных эмоций на выполненную работу.
8. Домашнее задание.
Тест №25с.51, составить задания к игре «Отгадай фигуру» (описание любого многоугольника для одноклассников.)
Записывают Д/З.
9.Подведение итогов.
Чтобы вернуться домой, нужно рассказать все о геометрических фигурах, имеющих углы, пользуясь картой планеты Многоугольников.
- Молодцы!
- Отправляемся в школу.
(Учитель включает песню «Голубой вагон»)
10.Рефлексия.
Работаем с человечками.
Подберите цвет к каждому этапу работы.
Как ты себя чувствовал, когда думал, решал?
Как ты себя чувствовал, когда смотрел на доску?
Как ты себя чувствовал, когда слушал?
Как ты себя чувствовал, когда отвечал?
Как ты себя чувствовал, когда что-то делал своими руками?
Урок окончен.
Все геометрические фигуры, у которых есть углы называются многоугольниками. Среди них есть 4,5, 6, 7, 8 –угольники.
Среди 4 – угольников есть прямоугольники, у которых все углы прямые. А также есть квадрат - особый прямоугольник, у которой все стороны равны.
Раскрашивают человечков.
Издают длительный звук (у) и поднимают руки вверх, изображая колеса поезда.
Развитие умения рефлексировать свою выполненную работу.
Развитие мыслительной деятельности: обобщение, сравнение.
Формирование итоговых контрольно-оценочных действий.
Развитие умения рефлексировать свою выполненную работу.
Развитие общей моторики и артикуляционной моторики.
Анализ урока
Урок проведен во 2 «б» классе по теме «Прямоугольник. Квадрат». Данный урок составлен в соответствии с тематическим планированием. Занятие представлено в разделе знакомство с геометрическим материалом по теме «Прямоугольник и квадрат».
Для проведения урока была выбрана игровая форма работы - путешествие, что способствовало эмоционально-познавательной активности обучающихся.
Тип урока - комбинированный. На уроке решались следующие задачи (см. выше)
Для организации деятельности детей были использованы различные формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная. Групповая форма была направлена на формирование учебного сотрудничества (решение примеров, сборка вагона и сравнение длин сторон геометрических фигур). Работа в парах (оценивание тестовых заданий) способствовала формированию контрольно-оценочных действий, развитию саморегуляции. Индивидуальная форма работы способствовала развитию мыслительной деятельности (анализа, синтеза, классификации, обобщения), умению работать самостоятельно. Представленные формы работы органично сочетаются друг с другом, позволяют ребенку быть активным в течение всего занятия.
Разнообразными методами и приемами (игровые ситуации, поощрения, практическая работа, творческие задания в группах, беседа.) поддерживался интерес к деятельности, каждый ученик был субъектом обучения (находился в активной позиции). Применение проблемного метода (наблюдение) позволило органично ввести новые сведения о квадрате, как особом виде прямоугольнике. Опираясь на знания детей, шло закрепление материала по темам «Решение задач», «Сложение и вычитание в пределах 20», «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд», «Угол» и другой геометрический материал. Подобранные задания направлены на развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, умения устанавливать причинно-следственные связи, а также на развитие всех видов памяти: зрительной, эмоциональной, долговременной. После каждого задания подводились итоги, что способствовало развитию саморегуляции. Эти методы целесообразны на данном уроке, поскольку помогли реализовать основную цель и задачи урока.
Музыкальное сопровождение урока, физ. минутка необходимы для преодоления учебной тревожности, снятия статистического напряжения, а также эти приемы были переходными моментами от одного вида деятельности к другому, от одного этапа урока к другому.
На этапе рефлексии обучающимся была предложена «Цветовая методика» А. Лутошкина. Выбор цвета зависит от эмоционального отношения ребенка к соответствующему заданию. Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у детей по каждому фрагменту урока, то получится характеристика эмоционального состояния класса в течение урока. Таким образом мы видим, что у обучающихся спокойное, ровное, восторженное отношение ко всем видам деятельности. (Ученики чаще использовали желтый, зеленый, красный или оранжевый цвет, реже фиолетовый, синий или черный.)
Считаю, что этапы урока логично связаны между собой. Этому способствовала игровая форма проведения урока. Положительная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась созданием ситуации успеха каждого обучающегося. Высокая работоспособность школьников обеспечивалась разными видами деятельности.
Считаю, что урок был развивающим за счет использования развивающих заданий.
А. Лутошкин «Интеграция цветов»
Выбор цвета зависит от эмоционального отношения ребенка к соответствующему заданию. Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у детей по каждому фрагменту урока, то получится характеристика эмоционального состояния класса в течение урока.