Данный урок разработам в соответстивии с ФГОС. Первичное изучение признаков равенства прямоугольных треугольников с последующим закреплением в виде теста/ eHJR CJGHJDJ;LFTNCZ GHTPTYNFWBTQ B NTCNJV.........................................................................................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Признаки равенства прямоугольных треугольников »
6
Признаки равенства прямоугольных треугольников
I Организация начала урока (Организационный этап. )
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте: маршрутный лист, треугольники, карточки с числами, а также свою готовность к уроку.1 мин
Проверка домашнего задания. Работа в парах
Поменялись тетрадями и сверились с эталоном. Поставили оценку. 2 мин
II Сообщение темы , цели и задач урока. (Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся)
На прошлых уроках мы с вами говорили о свойствах прямоугольного треугольника. Сегодня мы продолжим разговор о прямоугольных треугольниках. Чтобы определить тему урока, вам необходимо выполнить два задания.
Первое задание – ребус: СЛАЙД 1
2 мин
Второе задание: Решите задачи и найдите х. В соответствии с ключом составьте слово: СЛАЙД 2
Вы получили слово – признак. 3 мин
Кто готов назвать тему урока, в соответствии с изучаемой темой «Прямоугольные треугольники» и полученными словами «равенство» и «признак» ?
СЛАЙД 4
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Запишите тему урока.
III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.(Актуализация знаний.)
-Повторим основные понятия, связанные с прямоугольным треугольником?
СЛАЙД 5 оценивается
- Какой треугольник называется прямоугольным?
- Перечислите свойства прямоугольного треугольника?3 мин
1 мин
Назовите прямоугольные треугольники и заполните таблицу по слайду на экране.
СЛАЙД 6 оценивается
Если нам известно равенство
- одной стороны в треугольниках, какой признак можно применить? (1,2,3) Каких элементов не хватает для доказательства равенства треугольников?
сформулируйте:
- Первый признак равенства треугольников
- Второй признак равенства треугольников
- Третий признак равенства треугольников
- одного угла (1,2)
- двух сторон (1,3)
- двух углов (2)
- стороны и угла (1,2)
Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
- Они помогут нам при изучении новой темы.
Чем отличается прямоугольный треугольник от всех остальных?
Нам известна градусная мера одного угла - 900
Какие признаки равенства треугольников мы можем применить к прямоугольным треугольникам, если нам известно, что один угол у них прямой? (1 и 2) 3 мин
IV Усвоение новых знаний. (Первичное усвоение новых знаний.) Работа в группах. Одной из групп предлагается озвучить результат своей работы, остальные группы работают на дополнение и уточнение.
СЛАЙД 7,8,9,10,11
5
а)
б)
в)
.
ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
по _____________________
_____________________
по _____________________
_____________________
по _____________________
_____________________
г)
по _____________________
_____________________
д)
по _____________________
_____________________
1
2
2
3
4
П.5а) маршрутного листа:
- покажите, что треугольники прямоугольные
- отметьте элементы, чтобы треугольники были равны по первому признаку равенства треугольников (учитывая прямой угол).
- вспомните название сторон прямоугольных треугольников и сформулируйте признак.
- по двум катетам. Если два катета одного прямоугольного треугольника соответственно равны двум катетам другого треугольника, то такие треугольники равны. Сверяемся по эталону
П. 5б)
- покажите, что треугольники прямоугольные
- отметьте элементы, чтобы треугольники были равны по второму признаку равенства треугольников (учитывая прямой угол).
- сформулируйте признак.
- по катету и прилежащему острому углу. Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и прилежащему острому углы другого треугольника, то такие треугольники равны Сверяемся по эталону
Подумайте, обязательно ли это должен быть прилежащий угол? Отметьте в п. 5в) катет и противолежащий ему угол.
Продолжите фразу: если в треугольниках равны два угла, то …..
- равны и третьи углы равны.
Докажите, что треугольники равны. Сформулируйте признак.
- по катету и противолежащему острому углу.
Объедините п.5б) и 5в) и сформулируйте второй признак. Сверяемся по эталону
Итак, мы сформулировали 2 признака равенства прямоугольных треугольников. Какие элементы в них задействованы?
- катеты и острые углы
Какой элемент не задействован?
- гипотенуза
В п.5г) по аналогии с п.5в) сформулируйте признак - по гипотенузе и острому углу. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
Сверьтесь с формулировкой по учебнику. Сверяемся по эталону
Какой вариант мы не рассмотрели?
- гипотенуза и катет
Отметьте эти элементы на чертеже как на экране.
Можем ли мы что-нибудь сказать об острых углах этих треугольников?
- нет. Только, что сумма острых углов равна 900.
Чтобы доказать этот признак, нужно использовать определение равных треугольников.
- треугольники называются равными, если при наложении они совпадают.
Значит, что нужно сделать?
- наложить треугольники друг на друга.
Наложим один треугольник на другой, таким образом, чтобы совпали прямые углы, и равные катеты. Катеты совпадут, т.к. они равны.
Предположим, что треугольники не равны и вторые катеты не совпадают.
Сверьтесь с формулировкой по учебнику (Откройте ноутбуки ,файл 4 признак)
Чтобы доказать признак, необходимо воспользоваться свойством равнобедренного треугольника и теоремой о сумме углов треугольника.
Получается равнобедренный треугольник¸ у которого боковые стороны являются гипотенузами данных треугольников (гипотенузы равны по условию). Значит углы при основании равны. А этого быть не может, т.к. удин угол острый, а другой тупой. 15 мин
СЛАЙД 12
Физминутка для глаз.
-Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде по часовой стрелке и равный ему прямоугольный треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и продолжаем работу. 1 мин
V Первичная проверка понимания. Мы выяснили, что существует четыре признака равенства прямоугольных треугольников.
Определите признаки равенства прямоугольных треугольников2 мин
СЛАЙД 13,14
4.
см. приложение
Найди пары равных треугольников и запишите их номера в таблицу:
по двум катетам
по катету и острому углу
по гипотенузе и острому углу
по гипотенузе и катету
5
VI Первичное закрепление знаний. С последующей самопроверкой с доски (кто-то решает за доской) ПО ВАРИАНТАМ 10 мин
5.
а)
Задача:
Дано:
АВС – равнобедренный
АС - основание
BD - высота.
Доказать:
ABD = BCD
Доказательство:
Рассмотрим _____ и _____ - _______________, т.к. BD - ______________
_________________________________________
_________________________________________
______ и _____ равны по ___________________
б)
Дано:
АВС – равнобедренный
АС - основание
АD и CЕ - высоты.
Доказать:
ADC = CЕА
Доказательство:
Рассмотрим _____ и _____ - _______________, т.к. _____________________________
_________________________________________
_________________________________________
______ и _____ равны по __________________
3
5
9
Тест в ноутбуке ПАРАЛЛЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
IXИнформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению