Применение электронных тестов при обучении математике для устного счета
Применение электронных тестов при обучении математике для устного счета
Использование компьютера становится неотъемлемой частью математики. Применение компьютерных технологий позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью компьютерных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем. Интерактивные тесты дают уникальную возможность для самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся, что способствует осознанию учащимися процесса обучения, достижению наивысшего результата в общем развитии учеников разных уровней, развитию познавательной активности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение электронных тестов при обучении математике для устного счета»
Применение электронных тестов при обучении математике для устного счета
Использование компьютера становится неотъемлемой частью математики. Применение компьютерных технологий позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью компьютерных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем. Интерактивные тесты дают уникальную возможность для самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся, что способствует осознанию учащимися процесса обучения, достижению наивысшего результата в общем развитии учеников разных уровней, развитию познавательной активности детей.
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это, в свою очередь, ведёт к отставанию в учёбе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. Для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшие трудности и устранить их. Поэтому для учителя важно найти наиболее эффективные пути своевременной ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Эффективным средством контроля знаний учащихся является компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся, во-вторых, более объективно оценить знания учащихся.
Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или самостоятельной работе учащихся, что, безусловно, стимулирует их творческую активность.
Среди средств, позволяющих провести рефлексию знаний, можно выделить такое дидактическое средство, как программа тестирования учащихся «My Test».Автором программы является - Башлаков А.С. Программа распространяется бесплатно.
Это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Мне посчастливилось во время прохождения курсов в 2012 году поработать в творческой группе учителей республики и выпустить CD-диск «Устный счет. Алгебра. 7-9 класс» с помощью программы МуТеst, который включает объем материала, изучаемого в 7-9 классах школьной программы и обеспечивает эффективную тренировку учеников в устном счете и решении типовых задач и примеров. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и эффективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост, так как автоматически проверяет ответы, подсчитывает количество верных ответов и выдает результат, который позволяет сделать контроль более эффективным, не зависящим от преподавателя.
Программа «My Test » работает с девятью типами заданий:
Одиночный выбор: тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных.
Множественный выбор: тестируемому предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных.
Установление порядка следования: тестируемому предлагается упорядочить список. Для этого нужно для каждого элемента (вариантаответа) выбрать из выпадающего списка его порядковый номер.
Установление соответствия: задание на сопоставление предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных. Иными словами, для каждого понятия из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго. Вопрос с сопоставлением удобно применять в случаях, когда требуется упорядочить элементы или сгруппировать какие-либо элементы по определенным признакам.
Указание истинности или ложности утверждений: задание предполагает выбор утверждения «да», « нет», пусто (не знаю).
Ручной ввод числа (чисел): задание на ручной ввод текста предполагает введение текстовой строки в качестве ответа. При создании теста можно задать не один, а несколько вариантов ответа. Ответ считается верным, если совпадает хоть с одним из вариантов.
Выбор места на изображении: для ответа на вопрос типа «указать место на изображении» необходимо указать точку на изображении. Если она попадает в указанную область, ответ верен. В качестве верного ответа можно использовать несколько областей.
Перестановка букв: ответом к этому типу заданий является слово (или текст). Буквы нужного слова выводятся в отдельных областях и в случайном порядке. Тестируемый может, щёлкая мышью, переставить буквы местами. Хорошо подходит для детей младшего возраста.
Программа состоит из трёх модулей:
тестирования (My Test Student). тестов (My Test Editor)
Журнал тестирования (My Test Server).
С помощью редактора (My Test Editor) можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. В этой программе можно легко составить свои тесты и использовать их на уроках. Количество вариантов ответов для выбора - от двух до шести, и можно добавить ещё вариант ответа. Ведётся учёт времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчёта.
Модуль тестирования (My Test Student) позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование.
Журнал тестирования ( My Test Server) в виде таблицы результатов позволяет учителю централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети. Кроме того, журнал тестирования даёт возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками. Преподаватель может оценить или проанализировать работу в любое удобное время.
Программа состоит из двух разделов: для учащегося и для учителя.
Программа ученика: работает в режиме диалога с учащимися: в начале работы ученик должен выбрать тест, затем нажать «Начать тест», ввести свою фамилию, класс, ОК, после чего программа выдаст вопросы теста, предлагая выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Ученик указывает правильный, по его мнению, ответ и нажимает на стрелку « Дальше». По окончании теста выводятся результаты с указанием ошибок (если есть) и выставляется отметка.
Программа учителя: результаты тестирования сохраняются в базе данных программы в разделе «Для учителя» и могут быть использованы учителем позже для проведения анализа учебной деятельности (степень усвоения материала, выявление трудных тем и.т.д). Результаты могут быть представлены в виде отчёта, либо в виде диаграмм, иллюстрирующих степень усвоения учениками той или иной темы.
На тестирование отводится 10-25 минут урока (в зависимости от уровня класса).
Изучая данную программу на протяжении последних лет работы, пришла к выводу, что тестирование - это метод, который позволяет измерять и контролировать результаты обучения с большой долей объективности. Использование тестов на уроках помогает выявлять проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понимать происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю на основании мониторинга динамики уровня знаний и умений каждого учащегося класса совершенствовать формы и методы управления учебным процессом.
На мой взгляд, программа My Test обладает следующими преимуществами:
- способствует самореализации личности ребенка;
- повышает качество знаний по предмету;
- формирует навыки самостоятельной работы;
- использует мультимедийные возможности компьютерного оборудования;
- уменьшается объём бумажной работы и ускоряется подсчёт результатов;
- способствует хорошей накопляемости оценок.
Однако есть и недостатки:
- возможность угадывания;
- в тестировании присутствует элемент случайности.
Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе. Поэтому:
- чаще всего невозможно проследить логику ученика;
- тесты не могут служить основной формой контроля над качеством успеваемости учащихся.
При составлении тестов необходимо учитывать следующие требования к тестовым заданиям:
тестовые задания должны легко читаться;
задания не должны повторять формулировки, данные в учебнике;
определенность - при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить;
формулировка задания не должна содержать двусмысленности;
тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.
Учитывая все параметры данной программы, мною разработаны контрольные, обучающие, диагностирующие тесты по математике для 7 класса по темам «Действия со степенью» и «Действия с многочленами».
Компьютерные тесты можно использовать на любом уроке, на любом этапе урока: для проведения различных видов контроля, самостоятельных, проверочных, зачетных работ. Тестовые задания на уроках математики можно применять при подготовке к контрольной проверке знаний. Подобные задания способствуют развитию у учащихся вычислительных навыков, логического мышления, быстроты математической реакции, умения решать задачи по схемам или алгоритмам.
Данный тест является полезным также при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Компьютерные тесты в своей практике также применяю во внеурочной деятельности: при составлении кроссвордов, ребусов, заполнении таблиц и логических цепочек.
Анализируя использование компьютерных тестов, пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности. Компьютерные тесты способствуют развитию у обучающихся: умение наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и развитию логического мышления. В целом, систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения.
В заключение следует отметить, что программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают её.
Данная работа поможет учителям математики использовать интерактивные тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, позволяет сэкономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.
Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица; когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает радость. Умение увлечь учеников работой, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь. Учитель для того и учитель, чтобы создавать стройную систему знаний и умений, научить применять их на практике. Начинать это нужно с первых школьных дней ребенка, когда они все так пытливы и любознательны. И здесь важно только направить развитие детей в нужное русло, выстроить систему.
В своей практике я начинаю эту работу уже с 5-го класса, продолжаю ее до самого выпускного экзамена. Особенно интересно это получается с учениками подросткового возраста. Ведь для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют.
На своих уроках я стараюсь создать ситуацию «комфорта» для всех и для каждого учащегося, решая изо дня в день, из урока в урок одни и те же задачи: обучение, развитие и воспитание. Вместе с детьми учусь и сама: у учителей-наставников – мастерству, у коллег – доброжелательности, у учащихся – постоянному стремлению вперед. Много читаю педагогическую литературу, уделяю большое внимание методической подготовке уроков, вопросам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности и практических навыков учащихся, установлению межпредметных связей.
Адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие успешной сдачи ими единого государственного экзамена в 11 классе, ОГЭ в 9 классе и других экзаменов в тестовой форме. Анализируя итоги, которых добились мои ученики, убедилась в том, что многие из них имеют стойкий интерес к процессу обучения, добились определенного уровня знаний по математике, подтвердив свои знания на выпускных и вступительных экзаменах. Например, за последние 5 лет результаты по ЕГЭ и ОГЭ были не ниже республиканских.
Можно создавать любые технологии обучения, но надо помнить, что во главе любого начинания стоит Учитель, который особым образом выстраивает взаимоотношения с учениками и родителями, основанное на толерантности и творчестве. Это учитель вовремя старается прийти на помощь ученику, не оставляет его наедине с проблемами, учитель помогает поверить ребёнку в свои силы.