Урок математики в 5 классе.  
 Тема: Прямая. Луч. Отрезок.
 Цели: сформировать понятие прямой, параллельных прямых, луче, отрезке, равных отрезках; ввести буквенное обозначение перечисленных фигур; научить строить и распознавать данные фигуры.
 Развивать логическое и образное мышление, память, внимание, познавательную активность.
 Воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки творческого усвоения и применения знаний
 Тип урока: изучение нового материала
  Ход урока:
   Организационный момент (проверить готовность к уроку)
  Устная работа
 
   За один день Маша прочитала 17 страниц книги, а за другой в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала Маша за два дня?
  В коробке 3 кг лимонов и апельсинов. Лимоны вынули и взвесили отдельно. Их масса оказалась равной 1 кг 700г. Каких цитрусовых больше и на сколько?
   В саду росло 23 дерева. Из них 18 яблони. Сколько других фруктовых деревьев росло в саду?
  Вычислите:
 
       |   700 + 350   |    А   |    1300 + 800   |    М   |  
  |   900+420   |    Р   |    2000-300   |    П   |  
  |   1200-700   |    К   |    1500-600   |    О   |  
  |   2200-800   |    Я   |    7500+410   |    Я   |  
 
  Заполните таблицу на доске, узнаем, какая линия является самой важной на уроке.
         |   1700   |    1320   |    1160   |    2100   |    1050   |    1400   |  
  |        |         |         |         |         |         |  
 
  Эта линия – прямая.
   Сообщение темы и цели урока
  Изучение нового материала.
 
   Понятие плоскости.
 
  Поверхность стола, оконное стекло, поверхность пруда в безветренную погоды могут служить примером части плоскости. Всю плоскость изобразить невозможно, потому что она бесконечна и её можно только представить себе.
   Понятие прямой  и  точки.
 
  Касаясь поверхности бумаги кончиком карандаша, вы отмечаете точку. Если дальше ведете карандашом по поверхности, то рисуете линию. Слово «линия» происходит от латинского слова linea, означающее « лен, льняная нить, шнур, веревка». Все точки одинаковы, то есть одна от другой ничем не отличается.  
  - точки обозначают заглавными (большими) латинскими буквами (например А,В,С)
  - прямая не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна;
  Все, что в жизни нашей свято,
  Мы не вправе отрицать.
  У прямой же нет ребята,
  Ни начала, ни конца.
  - прямую обозначают одной строчной латинской буквой  
  ( например a,b,c,d, h…), если отметить на прямой две различные точки C и D , тогда эту прямую называют «прямая CD» или «прямая DC»;
   Практическая работа.
 
   Постройте прямую k. Отметьте на прямой k точки А,В,D. Отметьте точки Р и С, не лежащие на прямой k. Сколько существует точек, лежащих на прямой k? Не принадлежащих прямой k? Сделайте вывод.
 
 
 
   Отметьте точку О. Проведите через точку О прямую a. Проведите через точку О прямую b. Сколько прямых можно провести через точку О?
  Отметите точки А и В. Проведите через них прямую. Сколько прямых можно провести через две данные точки? Сделайте вывод.
 
  - через любые две точки можно провести только одну прямую; – две различные прямые на плоскости могут пересекаться только в одной точке или не пересекаться – быть параллельными.
  
 
 
     |        |            Параллельные прямые-  Славный, вежливый народ:  Ни одна из них другие  Никогда не зачеркнет.   |  
 
  
 
 
   Понятие луча.
 
  На прямой отметим точку А, она разделит эту прямую на две части. Каждую из этих частей называют лучом с началом в точке А. Обозначают двумя заглавными буквами.
  Лучу не свойственна печаль,
  И без раздумий, без отсрочки  
  Он мчится в бесконечность, вдаль
  Не помня об исходной точке.
  Но так бывает иногда,  
  Вот характерная беспечность,
  Уже погасла та звезда
  А луч все мчится в бесконечность.
   Понятие отрезка.
 
  - определение отрезка;
  -обозначение отрезка;
  -определение равных отрезков.
  V. Физкультминутка
 Если утверждение верно, то учащиеся садятся за парту, если неверно, то встают.
 Ответьте, верно ли утверждение:
  
 
 
     |        |     Прямые a и b пересекаются в точке С;   Прямые a и b пересекаются в точке D ;   Точка С лежит на прямой a ;   Точка М лежит на прямой a ;     Точка С принадлежит отрезку KD;   Точка С принадлежит лучу KD ;     |  
     Прямая b проходит через точки С и М;   Прямая a проходит через точку А;   Отрезок KD лежит на прямой b ;   Отрезок DM лежит на прямой b .     |  
 
  VI Осмысление изученного материала.
  Работа по учебнику ( работа в парах, при проверке выступает один из пары по договоренности).
  №346; №348; № 349; № 350
  VII Итог урока
  VIII Домашнее задание № 343, 345,352,354.  
  Рефлексия:
  - Сегодня на уроке я научился …
  - Мне было интересно…
  - Мне было трудно…
  - Я понял, что…
  - Больше всего понравилось…
  - Своей работой на уроке я доволен ( не совсем, не доволен), потому что…