kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Прямая. Луч.Отрезок."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать умение распознавать луч, прямую и отрезок на основе использования их существенных признаков, умение обозначать и называть прямую, луч, отрезок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Прямая. Луч.Отрезок."»

Тема: «Прямая. Луч. Отрезок».

Основные цели:

1) Сформировать умение распознавать луч, прямую и отрезок на основе использования их существенных признаков, умение обозначать и называть прямую, луч, отрезок.

2) Тренировать умения считать тройками, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) изображение гномика:



2) эталоны обозначения прямой,

отрезка, луча:



3) карточка с названием темы: ПРЯМАЯ. ЛУЧ. ОТРЕЗОК;

4) две катушки ниток (клубков), незаметно соединённых

концами;

5) маленькая настоящая корзинка;

6) изображение маленького солнышка: .

Раздаточный материал:

1) карточка для этапа актуализации:








2) карточка с заданием для пробного действия:







3) карточка для работы групп:








Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения героя урока, не имеющего некоторых знаний по математике;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: работа с прямыми.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Открыть на доске «Здравствуйте, ребята!». Запись сделана по неровной линии, некрасиво, с разной высотой букв.

– Посмотрите на доску. Кто-то написал на ней приветствие для вас. Кто же это?.. А…, он, наверное, спрятался. Как вы думаете, почему? (…Вероятно, он застеснялся того, что запись у него получилась кривой, неровной…)

– Я тоже так думаю. Почему же у нашего гостя получилась такая неровная запись, ведь он так старался для вас? Что ему надо было сделать, прежде чем писать? (Сначала надо было начертить строчку по линейке.)

– А чем является строчка с точки зрения математики? (Прямой.)

– Как же помочь нашему таинственному гостю? (Надо начертить ему строчку-прямую, …)

Открыть на доске изображение гномика.

– Ах, вот и он! Это же гномик. Не волнуйся, мы тебе поможем! Начертите прямую в тетради.

1 ребёнок чертит на доске, остальные в тетради.

– Итак, вы начертили прямую. Чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Прямым.)

– Вы правы, а ещё вы узнаете что-то новое о прямых линиях, а знание о прямой вам в этом поможет. А как вы будете узнавать новое? (Сначала повторим необходимые знания, потом выполним задание для пробного действия. Скорее всего, не получится. Тогда постараемся понять причину затруднения, поставим цель, …)

– Итак, начинаем с … (Повторения необходимого.)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель:

1) актуализировать представления о прямой и отрезке, тренировать умения обозначать и называть прямую и отрезок с помощью букв латинского алфавита;

2) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию;

3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представлений о прямой и отрезке.

– Для начала надо убедиться, что вы действительно начертили прямую. Для этого вспомните всё, что вы о ней знаете. (Прямая – это прямая линия, не имеющая ни начала, ни конца. Её можно продолжать в любую сторону до бесконечности.)

Открыть на доске изображение отрезка.

– Посмотрите на эту фигуру. Знакома она вам? (Да, это отрезок.)

Что вы знаете об отрезке? (Отрезок – это прямая линия, ограниченная с двух сторон. Отрезок нельзя продолжить.)

Раздать листы с заданием для этапа актуализации.

Открыть это же задание на доске.

– Вы хорошо разбираетесь в линиях, поэтому выполните следующее задание самостоятельно. Посмотрите на листы, которые я вам раздала. На какие группы надо разделить все изображённые линии? (На прямые, отрезки и другие линии.)

– Выполните это задание, записав номера линий в кружок под карточкой с соответствующим названием.

– Проверим. Под какими номерами вы видите прямые? (Под номерами 2 и 4.)

– Докажите. (Это прямые, так как их можно продолжить в любую сторону до бесконечности.)

Вспомните, а как можно обозначить прямые? (Одной маленькой латинской буквой или двумя большими латинскими буквами.)

Открыть на доске эталон обозначения прямой:

– Обозначьте обе прямые по-разному и назовите их.

Учитель обозначает прямые на доске со слов детей, учащиеся – на листах.

– Молодцы! Что вам необходимо было знать, чтобы найти прямые? (Надо было знать, что это за линии, их признаки…)

– Под какими номерами вы видите отрезки? (Под номером 1.)

– Докажите. (Отрезок – это прямая линия, у которой два конца.)

Как обозначают отрезки? (Двумя заглавными латинскими буквами.)

Открыть на доске эталон обозначения отрезка:

– Обозначьте отрезок на ваших карточках и назовите его.

Учитель обозначает отрезок на доске со слов детей, учащиеся – на листах.

– Что вам необходимо было знать, чтобы найти отрезок? (Надо было знать, что это за линия, её признаки…)

2) Введение термина «луч». Обобщение.

– В геометрии есть ещё линии, которые называют «луч». Именно с этим видом линий будет связано задание для пробного действия. А пока обобщите, что мной было выбрано для повторения. (Что такое прямая и отрезок, как они обозначаются.)

– Какой ещё вид линий есть в геометрии? (Лучи.)

– Этап повторения закончен. Что дальше? (Задание для пробного действия.)

В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть что-то для нас новое.)

3) Задание для пробного действия.

Раздать листы с заданием для пробного действия:


– Рассмотрите лист с заданием для пробного действия. Я предлагаю вам распределить все изображённые линии на две группы: лучи и другие линии и записать номера линий в кружок под карточкой с соответствующим названием. Что в этом задании для вас ново? (Нам не приходилось определять, какие линии можно назвать лучами.)

– Что вы будете делать? (Мы попробуем выполнить задание.)

– Пробуйте.

– Проверим. Как вы считаете, под какими номерами изображены лучи? (Под номерами 3, 4, 6; …)

Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

– Что видите? (Выполнили задание по-разному.)

– Поднимите руку, кто уверен, что его ответ верен.

– Вы не подняли рук, значит, у вас есть трудность. В чём? (Мы не уверены, что правильно определили среди линий лучи.)

– Вы зафиксировали трудность. Что думаете делать дальше? (Надо понять причину возникшей трудности.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;

2) организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения: неизвестны существенные признаки луча.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Давайте думать. Какое задание надо было выполнить? (Надо было определить, какие из линий являются лучами, и записать номер в кружок под соответствующей карточкой.)

– На какие знания вы опирались, когда среди линий находили прямые и отрезки? (На знания существенных признаков этих линий.)

– А как вы рассуждали, определяя, какие из линий являются лучами? (…)

– В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестны существенные признаки луча.)

– Вы поняли причину своего затруднения. Что сделаете дальше? (Поставим перед собой цель.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися средств для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Сформулируйте цель своих дальнейших действий. (Выявить существенные признаки луча.)

– От себя добавлю, что ещё вам предстоит узнать, как обозначают и называют лучи.

– Как бы вы назвали урок? (Луч.)

– Учитывая, что вам помогут знания об отрезке и прямой, назовём урок «Прямая. Луч. Отрезок».

Открыть название темы на доске.

– Итак, в качестве средств, знания о каких линиях вам будут необходимы? (Знания о прямой и отрезке.)

Учитель берёт в руки корзинку, в которой лежат два незаметно соединённых между собой клубка.

– Гномик сказал мне только что, что он шёл через одну из областей математики – геометрию, и ему передали для вас какие-то странные предметы, которые, как ему сказали, помогут вам узнать новое. Давайте посмотрим, что в корзинке.

Достать из корзинки два клубка.

– Клубки! Предположите, чем же они вам могут помочь? (…)

– Вы всё как следует обдумали, теперь начинаем действовать.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать построение нового знания, используя предметные действия с клубками;

2) организовать фиксацию нового знания в речи и в виде эталона;

3) организовать применение нового знания для выполнения задания, вызвавшего затруднение;

4) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Вызвать к доске двух учеников.

– Ребята, попробуйте размотать клубки, натягивая нитку. На что похожа натянутая нитка? (На прямую, так как её можно продолжать, разматывая клубки.)

– Какая разница между клубками и прямой? (Нитка в клубках закончится, а прямая – нет.)

– Действительно: Без конца без края линия прямая,

Хоть сто лет по ней иди, не найдёшь конца пути.

– Теперь я разрежу прямую ножницами.

Учитель разрезает и прикрепляет к месту разреза солнышко.

– На что похожа линия? (На солнечный луч.)

– Именно луч вы сейчас видите перед собой. Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет.)

– А в другую сторону? (А в другую сторону можно.)

– Какие же существенные признаки луча вы только что выяснили? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны.)

– Сравните луч и прямую. (Прямую можно продолжить в любую сторону, а луч только в одну. Луч имеет начало.)

– Можно ли изобразить луч на доске и в тетради? Начертите.

1 у доски, остальные в тетради.

– Давайте вернёмся к заданию для пробного действия. Под какими номерами изображены лучи? Докажите. (3; 4 и 6, так как это прямые линии, которые можно продолжить только в одну сторону.)

Молодцы! Осталось определить, как люди договорились обозначать и называть лучи. Этот вывод вы сделаете в группах, используя карточки, которые я для вас подготовила. Спланируйте свою работу по этим карточкам. (Мы посмотрим, как обозначены все лучи, найдём общее и сделаем вывод.)

Раздать карточки для работы групп:


Как же в математике принято обозначать лучи? (Двумя заглавными буквами. Первой называют ту букву, которая обозначает начало луча.)

Открыть на доске эталон обозначения луча:

– Вы достигли цели? Докажите. (Да, мы узнали существенные признаки луча и выяснили, как обозначают и называют лучи.)

– Какую следующую цель перед собой поставите? (Надо потренироваться в нахождении лучей среди других линий, в их обозначении и назывании.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного знания с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) – Вы начертили в тетради и на доске луч. Обозначьте и назовите его. (Например, луч SK.)

1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

2) – Скажите, а если ли я у луча отрежу ту часть, которую можно продолжать до бесконечности, какую фигуру получим? (Отрезок.)

При необходимости учитель может проделать эти действия у доски.

– Сравните луч и отрезок. (Луч имеет начало и не имеет конца, у отрезка есть начало и конец, его нельзя продолжить ни в какую сторону.)

– Предлагаю вам отработать каждое из понятий: прямая, луч, отрезок, выполнив 3 (а) на стр. 7.








По 1 с места с объяснением.

– Объясните, почему именно с этой карточкой соединили прямую АВ? (Эту линию можно продолжить в оба конца до бесконечности.)

– Как по-другому можно назвать прямую? (ВА.) и т.д.

3) – Теперь выполните 2 на стр. 7. Прочитайте задание.

– Докажите, что на рисунке изображены лучи. (Это прямые линии, ограниченные с одной стороны.)







– С какой целью вы будете выполнять это задание? (Потренироваться в обозначении и назывании лучей.)

– Выполняйте.

По 1 с места с объяснением.

4) – И чтобы окончательно закрепить ваши представления о луче, выполните 4 на стр. 7. Прочитайте задание.






По 1 с места с доказательством.

– Как вы можете узнать, научились вы различать прямые, отрезки и лучи или нет? (Надо поработать самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Выполните самостоятельно 6 на стр. 8.

Проверьте.

Открыть на доске эталон:







– Какие были затруднения? В чём их причина?

– Что осталось непонятным?

– У кого всё верно? Поставьте «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

повторить счёт тройками, решение текстовых задач.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) Счёт тройками.

– Давайте немного отдохнём от линий и поработаем с числами. Вспомните счёт тройками. Считаем хором.

– Теперь запишите счёт тройками в тетрадь за 30 секунд.

– Проверим, ещё раз посчитав хором.

– Молодцы!

2) Решение текстовых задач.

– Сейчас вы будете работать с задачами. Какая из линий, которую вы изучали сегодня на уроке, вам понадобится? (Отрезок, чтобы начертить схему.)

– Из каких двух частей состоит любая задача? (Из условия и вопроса.)

Прочитайте условие задачи из 7 на стр. 8.

– Можно решать задачу? (Нет, не хватает во-

проса.)

– Выберите из данных вопросов те, которые

можно поставить к задаче. (2 и 4.)

По 1 с места с обоснованием.

– Выберите схему ко второму вопросу. Обос-

нуйте.

– Решите задачу устно.

С места с доказательством.

– Какая схема соответствует четвёртому вопросу? (Последняя, так как …)

– Запишите решение и ответ этой задачи.

1 у доски выполняет анализ и записывает решение, остальные – в тетради.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

2) создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания, изученного на уроке: что такое прямая, луч, отрезок;

3) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

4) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– С какими линиями вы работали сегодня на уроке? (С прямой, лучом и отрезком.)

– Что было для вас новым? (Что такое луч, как его обозначают и называют.)

– Достигли вы поставленной цели? Докажите.

– Что вы узнали о луче?

– Что вы знаете о прямой, об отрезке?

– Какое средство, принесённое гномиком, помогло вам понять отличие между этими линиями? (Клубок, нить.)

– Оцените свою работу как работу ученика.

– Наш гость тоже кое-чему научился. Он сначала провёл прямую и по ней ровно и красиво написал… Прочитайте хором.

Открыть на доске: Спасибо за помощь!




7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Прямая. Луч.Отрезок."

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 11.02.2019

Номер свидетельства: 499356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства