1. Организационный момент, включающий: Учитель: создать благоприятные эмоциональный настрой на работу и важность темы. Учащиеся: организация максимальной готовности к уроку. Задачи: Создать эмоциональный настрой и мотивацию к учебной деятельности. Методы: словесный - рассказ, проблемно – поисковый, мотивация: ролевая игра. | -Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим уже имеющиеся у вас знания, будем развивать умения применять эти знания в практической деятельности, а вот о каких я говорю знаниях и умениях, вы мне скажите позже, если внимательно будете меня слушать. - Я предлагаю сегодня вам разделиться на две группы, одна группа – это социологи, а другая - помощники социологов (каждому вешается на грудь табличка) - И первое задание, для того чтобы выполнять работу социологов, мы должны знать кто они такие и чем занимаются. Повернитесь к своим компьютерам, минутка, на то, чтобы ответить, « Кто такие социологи и чем они занимаются». (Специалист, изучающий жизнь общества, по средствам социологических опросов, затем обрабатывает эти данные и делает выводы). - Молодцы, вы справились с заданием. И теперь знаете, что сегодня у вас очень не простая и ответственная роль. Будьте внимательны и активны. |
2. Подготовка к усвоению нового материала. Учитель: систематизация знаний о видах диаграмм (столбчатые, круговые), установление логических и причинно-следственных связей через создание проблемной ситуации Учащиеся: повторение и систематизация имеющихся знаний необходимых для усвоения нового материала. Задачи: обсудить затруднение и сформулировать тему и цель урока. Методы: словесный – беседа, наглядный – ТСО, элементы проблемного обучения. | - Говорят, что оно дороже денег и его не купишь за деньги. А еще говорят, курить….ему вредить…. Что чистота его залог. Вы догадались, о чем речь? - Верно, все это о здоровье. - Наше здоровье зависит во многом от нас, многие ребята нашей школы курят или пробовали. А вы знаете что содержится в сигарете и в табачном дыме. Вот некоторые данные. К настоящему времени выявлено, что табачные изделия содержат около 4000 химических соединений, а табачный дым – около 5000 химических соединений. В сигарете содержится: никотин – 1800 мкг, ацетальдегид – 770 мкг, оксид углерода – 13400 мкг, ацетон – 578 мкг, синильная кислота – 240 мкг, бензин – 67 мкг, фенол – 86 мкг, а так же химические элементы: ртуть, мышьяк, железо, никель, медь, свинец, цинк, натрий, никотин, марганец, алюминий – 80 мкг. Ребята, я вам сообщила информацию, вам легко было слушать и понять, что и сколько содержится в сигарете? Слайд 2. Я вам немного помогу, посмотрите, я этот текст, который говорила, написала на слайде. Теперь вы все поняли? И легко можете рассказать о полученной информации? Слайд 3. Тогда я вам могу предложить эту же информацию вот в таком виде. Эта же информация представлена в виде таблицы. Вещество | Кол - во | Никотин | 1800 мкг | Ацетальдегид | 770 мкг | Оксид углерода | 13400 мкг | Ацетон | 578 мкг | Синильная кислота | 240 мкг | Бензин | 67 мкг | Фенол | 86 мкг | Другие: ртуть, мышьяк, железо, никель, медь, свинец, цинк, натрий, никотин, марганец, алюминий | 80 мкг | Слайд 4. - А можно, эту же информацию представить в виде рисунка (показ диаграммы круговой). Кто помнит, как называется этот рисунок? - Когда вам было легче понять, то, что я говорю, в каком случае? -Я думаю, теперь вы можете сделать вывод. Что же мы сегодня на уроке будем повторять и учиться делать? Слайд 5: - Итак, тема сегодняшнего урока «Построение различных видов диаграмм» и сегодня на уроке мы вспомним, что такое диаграмма, какие виды диаграмм вы знаете, и научимся их строить при помощи компьютерной программы и получать информацию из построенных диаграмм. Слайд 6: - Ребята, так что такое диаграмма? (это наглядное графическое представление числовых данных). Слайд 7,8 - Какие диаграммы мы с вами изучили? (столбчатые и круговые). Почему они так называются? - Да, верно, и мы их учились строить с помощью карандаша и линейки в тетради. Как мы это делали? А много мы с вами тратили на это время? Посмотрите, вот такие диаграммы, мы с вами строили. (Показ диаграмм на слайде). - Какие данные мы с вами наносили на оси? (значения и категории) - Да, это очень долгая и трудоемкая работа, если строить диаграммы с помощью карандаша и линейки. |
3. Изучение нового учебного материала. Учитель: постановка конкретной цели перед учащимися, знакомство с основными приемами построения диаграмм в электронных таблицах, формирование навыка построения диаграмм в Excel. Учащиеся:. знакомятся с новым способом построения диаграмм. анализируют, сравнивают, обобщают и делают выводы. Задачи: формировать умение построения диаграмм. Методы: словесный: объяснение, наглядно-практические: работа с ПК, работа в парах, контроль, наглядный (ТСО). | - Сегодня мы будем учиться строить диаграммы с помощью специальной компьютерной программы Word . Вы в течение двух недель проводили пресс-опрос среди учащихся нашей школы «Занятость в свободное время учащихся 5-9 классов». Занятость | Количество детей | Чтение | 35 уч. | Телевизор | 108 уч. | Спорт | 25 уч. | Прогулка | 74 уч. | Кружки | 56 уч. | Наша задача построить диаграмму «Занятость в свободное время учащихся 5-9 классов». с помощью Мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Внимательно меня слушайте, постарайтесь выполнять действия четко и у вас все получиться. В строке меню найдите команду ВСТАВКА и щелкните по этому слову левой кнопкой мыши. Откроется меню. В меню выберите команду ДИАГРАММА и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Откроется диалоговое окно МАСТЕР ДИАГРАММ. В списке типа диаграмм выберите слово КРУГОВАЯ. Справа в окне откроются различные виды диаграмм. Выберите 1 вариант. И нажмите кнопку ДАЛЕЕ внизу диалогового окна. На следующем шаге снова нажмите кнопку ДАЛЕЕ. На третьем шаге снова нажмите ДАЛЕЕ. На четвертом шаге нажмите кнопку ГОТОВО. - Получилось? Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. - Оцените время, которое вы потратили на построение диаграммы на ПК. Сравните затраченное вами время на выполнение этой работы вручную и на ПК. Какой можно сделать вывод? - Сделаем теперь вывод о содержании диаграммы. - Чем больше всего любят заниматься ребята в свободное время? - А много ли учащихся любят проводить время за чтением? - А заниматься спортом? - Верно, очень не многие любят заниматься спортом, что очень огорчает и нас и ваших родителей. И надо задуматься тем ребятам, которые не вошли в число любителей спорта. |
9. Закрепление и проверка восприятия нового. Работа в парах. Учитель: Выявить степень усвоения новой темы с целью дальнейшей коррекции полученных результатов. Учащиеся: зафиксировать умение, построения диаграмм. Задачи: закрепить умение строить диаграммы в электронных таблицах. Методы: практические: работа на ПК, работа в парах, дифференцированный подход (задания разной сложности). Взаимоконтроль и взаимооценка, наглядный (ТСО).
| - Итак, чтобы выполнить следующее задание, давайте вспомним алгоритм построения диаграмм. Слайд 9: 1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel. 2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого: 2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм». 2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма. 2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы. 2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе. 3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников. В пресс – опросе был два пункта: «Как обстоят дела с курением в нашей школе среди учащихся 5-9 классов». Вот полученные данные Не курят -88учащихся Курят – 21 учащийся « Какие из тем по математике для вас затруднительны». Обыкновенные дроби –65 уч. Десятичные дроби – 36 уч. Решение задач – 72 уч. Уравнения – 44 уч. Деление в столбик – 83 уч. - И сейчас для того чтобы закрепить полученные умения, вы будете работать в парах и должны построить круговую (первые две пары) и столбчатую (две другие пары) диаграмму по тому алгоритму, который получился только что. |
13. Итог урока. Рефлексия. Учитель: обобщить и повторить полученные знания, формировать умение учащихся оценивать результаты своей учебной деятельности. Учащиеся: оценить результаты своей деятельности и степень усвоения нового материала Задачи: обобщить и повторить полученные знания, оценить результаты учебной деятельности учащихся. Методы: словесные - беседа, самооценка результатов деятельности, наглядный (ТСО). | Слайд 10: Вопросы для самоконтроля Что такое диаграмма? Назовите основные объекты диаграмм? Назовите основные типы диаграмм? Перечислите преимущества и недостатки диаграмм разных типов? Прочитайте диаграмму на слайде Какие шаги выполняет Мастер для построения диаграммы? Слайд 11: - Попробуйте оценить свою работу Я научился… Было интересно… Было трудно… Больше всего мне понравилось… Мне показалось важным… Для меня было открытием то, что… Могу похвалить себя за то, что… Могу похвалить одноклассников за то, что… - Подведем итоги сегодняшнего занятия: Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: научились строить диаграммы и получили такие оценки: - Так же на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы. - Я благодарю вас за урок. Спасибо. |