Конспект урока на тему «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм»
Форма урока: Комбинированный (мини – проект)
Цель урока: Сформировать представление о статистике и обработке статистических данных.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжить изучение функций Excel;
обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций;
использовать логические функции для обработки данных;
строить различные виды диаграмм по расчетным данным.
Воспитательные:
Воспитать ценностное отношение к процессу учения, волевую саморегуляцию на всех этапах урока.
Развивающие:
Формировать познавательный интерес к статистической обработке данных в электронных таблицах.
План урока:
Организационный момент. (1мин).
Актуализация знаний (5 минут)
Целеполагание (5 минут)
Изучение нового материала (10 мин)
Практическая работа: (19 мин).
Рефлексия (3 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, присаживайтесь! Проверьте, все ли необходимое для урока у вас на столах.
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами поговорим о такой вещи, как статистика. Вы знакомы с таким словом? (Да, знакомы) Здорово, а для чего именно нужна статистика, как вы думаете? (анализ данных для внесения последующих корректировок). Статистика может служить разным целям, и имеет несколько характеристик. Многие не считают статистику наукой, я вам приведу несколько высказываний известных людей на эту тему: Уильям Ирвин говорил: «Статистика учит нас, что из тех, кто имеет привычку есть, очень мало кто выживает»; «Статистика - самая точная из всех лженаук» - Джин Ко; «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» - Марк Твен. Но несмотря на скептицизм, статистика служит человечеству уже давно, и во многих случаях действительно полезна. Можете ли вы привести примеры, когда статистика оказывалась полезной для человека? (компания, которая занимается производством холодильников, собирает информацию, какие именно функции востребованы у покупателей, и, исходя из этого, выбирает направление модернизации оборудования; футболист рассматривает свою статистику после матча, чтобы посмотреть, на какие аспекты игры ему следует обратить внимание). И вот вам ряд высказываний, которые «за статистику»: «В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией» - Бенджамин Дизраэли; «Надежнее фактов разве что цифры» - Джордж Каннинг; «Судя по статистическим данным, со статистикой у нас все в порядке» - Туровский.
Сегодня мы с вами выполним проект, непосредственно связанный со статистикой. У вас на столах лежат листы с вашими рабочими картами. В процессе сегодняшнего урока мы их будем заполнять. Сейчас впишите свою фамилию и инициалы в нее.
Целеполагание
Какое важное событие происходит у нас в стране? (Зимние олимпийские игры)
Где они проходят? (Сочи)
Какие зимние олимпийские виды спорта вы знаете?
Итак, давайте обсудим выполняемый вами проект. Заниматься статистикой мы с вами будем с данными о спортсменах в зимнем виде спорта «скелетон».
Кто знает, что это за вид спорта?
Для чего может быть полезна статистика спортсменов?
Естественно, в первую очередь, для организаторов, чтобы они знали, какие виды спорта востребованы, откуда приезжают спортсмены, и так далее. На основании этих данных формируется политика: какие виды спорта включить в олимпийские игры, как разместить спортсменов, как организовать досуг спортсменов.
Для статистики всегда необходимы исходные данные, которые и служат для обработки. В нашем с Вами случае, данные уже подготовлены. В наши с вами задачи сбор информации не входит. Мы лишь обработаем ее. Данные представлены в виде таблицы следующего вида:
Давайте впишем в карту проекта объект исследования.
Как вы думаете, что им будет? (данные о спортсменах).
Следующий пункт нашей карты – цель исследования.
Так зачем же нам знать статистику спортсменов?
Сегодня мы разберем следующие пункты:
Определим состав команды по странам;
Исследуем возраст спортсменов;
Определим средний рост, вес и возраст спортсменов;
Определим популярность вида спорта среди мужчин и женщин.
Выполнив эту работу мы научимся. А чему мы научимся узнаем, решив кроссворды.
Каждый кроссворд состоит из 12 слов. Буквам, заключенным в окружность, сопоставляется код в виде числа (оно оформлено жирным начертанием). Этими числами в отдельной табличке зашифрована некоторая фраза, которую нужно получить.
Изучение нового материала
На листочках с практической работой Задание 1. Чтобы его выполнить, вам надо вспомнить функцию СЧЁТЕСЛИ.
( 1 учащийся показывает на примере)
Для этого воспользуйтесь справкой. А в рабочую карту запишите, что делает эта функция. В результате, у вас получится следующая таблица и диаграмма:
Страна | количество спортсменов |
Россия | 6 |
США | 5 |
Великобритания | 4 |
Канада | 4 |
Германия | 5 |
Австралия | 3 |
Новая Зеландия | 2 |
Латвия | 3 |
Румыния | 2 |
Швейцария | 1 |
Ирландия | 1 |
Австрия | 3 |
Греция | 1 |
Япония | 3 |
Корея | 2 |
Италия | 1 |
Испания | 1 |
Для выполнения следующего задания вам понадобится еще ряд функций: ЦЕЛОЕ, СЕГОДНЯ и СЧЁТ. Обратите внимание, в Excel буквы Е и Ё – это разные буквы. С данными функциями вы также можете ознакомиться в справке. Полученные сведения внесите в таблицу в рабочей карте. Результат должен быть такой:
Возрастные группы | Количество спортменов |
До 25 | 10 |
от 25 до 30 | 25 |
старше 30 | 12 |
Определим популярность вида спорта среди мужчин и женщин
ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь)
Демонстрация в ЭТ правила формирования логической функции
По окончанию выполнения заданий сделайте выводы по полученным диаграммам. Проанализируйте, кого больше девушек или юношей, и спортсменов какой возрастной группы больше всего.
Физкультминутка
(На рабочем столе запустите файл Eye Corrector) 1-2 упр
Практическая работа. (см приложение)
Далее ученикам предлагается выполнить практическую работу за компьютерами в заготовленном файле с исходными данными, следуя инструкциям в распечатке, а также заполнить рабочую карту.
Если осталось время: Доп.задание.
Рефлексия:
Добились ли мы поставленной цели?
Какие были трудности в понимании нового материала
Как вы оцениваете практическую значимость новых знаний и навыков, полученных на уроке.
1 | На уроке я работал | Активно\пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | Доволен\недоволен |
3 | Урок показался мне | Коротким\длинным |
4 | За урок | Не устал\устал |
5 | Мое настроение | Улучшилось\ухудшилась |
6 | Материал урока был мне | Понятным\непонятным; Полезным\неполезным; Интересным\скучным; Легким\тяжелым |
7 | Домашнее задание кажется мне | Интересным\неинтересным |
Пока заполняют таблицу проверить практические работы.
Оцени урок (файл с презентацией рефлексия) – выбери медаль:
«золото» – отличный урок
«серебр»о – хороший урок
«бронза» – урок не понравился
Домашнее задание
На сайте школы скачать файл Статистика.xls.
Выполнить предложенные задания:
1.В ячейке F3 просуммируйте результаты девушек по 4 заездам. Скопируйте формулу в нижестоящие ячейки. |
2. Используя сортировку столбца Результат по убыванию, определите первые 3 места среди девушек. Распределите медали. |
3. Аналогично просчитайте для юношей. |
Переслать учителю по электронной почте (popova_lyubov@mail.ru) или принести на флеш-носителях.