9 класс. Геометрия.
Тема урока: Понятие вектора, равенство векторов.
Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний по теме "Понятие вектора, равенство векторов"
Задачи урока:
· организовать работу учащихся по выработке умения строить и находить равные векторы, сонаправленные, противоположно направленные; обеспечить закрепление указанного умения;
· организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений;
· создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету;
· развивать интеллектуальную, коммуникативную, рефлексивную культуру;
· воспитывать культуру умственного труда, культуру общения;
· воспитывать умение работать в парах;
Оборудование урока: экран, проектор, презентация, чертежные инструменты, раздаточный материал.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление полученных знаний.
IV. Итог урока. Задание на дом.
V. Рефлексия.
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Материал излагается в форме лекции с использованием слайдов № 1-14 предлагаемой презентации.
При показе 10-го и 13-го слайдов можно привлечь учащихся к обсуждению материала (определить длину вектора, определить какие из векторов равны (не равны), коллинеарны, соноправлены или противоположно направлены и объяснить почему).
III. Закрепление полученных знаний
Индивидуальная работа. Выполнить тест (Слайд № 16-17). Взаимлпроверка.
Работа в группе. На флипчарте каждая группа изображает любой 4хугольник, обозначая на нем вектора в разных направлениях. Затем обмениваются по часовой стрелке с другой группой. Группа получившая новый флипчарт выполняет задание: выписывает коллинеарные, соноправленные, противоположно направленные, равные вектора. После выполнения работы флипчарт возвращают обратно, и выполняется проверка.
Видеоролик.
Работа в паре. Учащимся дается пять минут для разгадывания кроссворда по изученному материалу. Карточки с кроссвордами раздаются на парту. Проверка с помощью слайда № 18.
Кроссворд
1) Фамилия математика, в работе которого впервые появилось понятие вектора.
2) Как называется отрезок, для которого указано начало и конец?
3) Название двух ненулевых векторов, лежащих на одной прямой или на двух параллельных прямых.
4) Математик, который ввел современное обозначение вектора.
5) Чему равна длина вектора АВ?
6) Чем характеризуется в каждой точке пространства магнитное поле?
7) Как называются два вектора, если они сонаправлены и их длины равны?
IV. Итог урока. Задание на дом
V. Рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Понятие вектора. Равенство векторов.»
9 класс. Геометрия.
Тема урока: Понятие вектора, равенство векторов.
Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний по теме "Понятие вектора, равенство векторов"
Задачи урока:
организовать работу учащихся по выработке умения строить и находить равные векторы, сонаправленные, противоположно направленные; обеспечить закрепление указанного умения;
организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений;
создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету;
развивать интеллектуальную, коммуникативную, рефлексивную культуру;
воспитывать культуру умственного труда, культуру общения;
воспитывать умение работать в парах;
Оборудование урока: экран, проектор, презентация, чертежные инструменты, раздаточный материал.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление полученных знаний.
IV. Итог урока. Задание на дом.
V. Рефлексия.
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Материал излагается в форме лекции с использованием слайдов № 1-14 предлагаемой презентации.
При показе 10-го и 13-го слайдов можно привлечь учащихся к обсуждению материала (определить длину вектора, определить какие из векторов равны (не равны), коллинеарны, соноправлены или противоположно направлены и объяснить почему).
III. Закрепление полученных знаний
Индивидуальная работа. Выполнить тест (Слайд № 16-17). Взаимлпроверка.
Работа в группе. На флипчарте каждая группа изображает любой 4хугольник, обозначая на нем вектора в разных направлениях. Затем обмениваются по часовой стрелке с другой группой. Группа получившая новый флипчарт выполняет задание: выписывает коллинеарные, соноправленные, противоположно направленные, равные вектора. После выполнения работы флипчарт возвращают обратно, и выполняется проверка.
Видеоролик.
Работа в паре. Учащимся дается пять минут для разгадывания кроссворда по изученному материалу. Карточки с кроссвордами раздаются на парту. Проверка с помощью слайда № 18.
Кроссворд
Фамилия математика, в работе которого впервые появилось понятие вектора.
2) Как называется отрезок, для которого указано начало и конец?
3) Название двух ненулевых векторов, лежащих на одной прямой или на двух параллельных прямых.
4) Математик, который ввел современное обозначение вектора.
5) Чему равна длина вектора АВ?
6) Чем характеризуется в каждой точке пространства магнитное поле?
7) Как называются два вектора, если они сонаправлены и их длины равны?
IV. Итог урока. Задание на дом
V. Рефлексия.
Просмотр содержимого презентации
«pril»
Мой первый слог – почтенный срок,
Коль прожит он недаром.
Модель второго –
на столе,
Румяна, с пылу, с жару.
Меня вы встретите везде –
Такой я вездесущий.
А имя громкое мое –
Латинское «несущий».
t
v
m
P F
Историческая справка
Термин вектор (от лат. Vector – “ несущий “) впервые появился в 1845 г. у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805 – 1865) в работах по построению числовых систем.
Современная символика для обозначения вектора r была введена в 1853 году французским математиком О. Коши
Понятие вектора возникает там, где приходится иметь дело с объектами, которые характеризуются величиной и направлением : например, скорость, сила, давление. Такие величины называются векторными величинами или векторами .
- вектор
- равные векторы
- длина вектора
- откладывание вектора от данной точки
- коллинеарные векторы
Отрезок, для которого указано, какая из его точек считается началом, а какая - концом, называется направленным отрезком или вектором
К
В
М
А
( В екторы можно изображать двумя
заглавными латинскими буквами или одной строчной со стрелочкой
т
К
b
М
В
А
S
Р
ММ
АА
Начало нулевого вектора совпадает с его концом
(Можно обозначать 0 или ММ )
Длиной или модулем ненулевого вектора АВ называется длина отрезка АВ Длина нулевого вектора равна нулю | 0 | = 0
- Если два ненулевых вектора коллинеарны и направлены одинаково, то эти векторы называются сонаправленными.
- Если два ненулевых вектора коллинеарны и направлены противоположно, то эти векторы называются противоположно направленными .
- Нулевой вектор сонаправлен с любым вектором.
Ненулевые векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых
ВЕКТОРЫ НАЗЫВАЮТСЯ РАВНЫМИ , ЕСЛИ ОНИ СОНАПРАВЛЕНЫ И ИХ ДЛИНЫ РАВНЫ.
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ:
а = с, так как а с и | а | = | с |
H
Назовите
- коллинеарные векторы
- сонаправленные векторы
- противоположно направленные векторы
g
С
Z
S
R
В
T
m
a
b
А
D
От любой точки М
можно отложить вектор, равный данному
и притом только один
М
а = с, так как а с и | а | = | с
Р
К
F
Кроссворд
Г А М И Л Ь Т О Н
1
В Е К Т О Р
2
3
К О Л Л И Н Е А Р Н Ы Е
К О Ш И
4
5
Д Л И Н А
6
И Н Д У К Ц И И
Р А В Н Ы М И
7
Выучить определения:
- Вектор
- Коллинеарные векторы
- Сонаправленные и противоположно направленные
векторы
Творческое задание ( по желанию ) : составить кроссворд по теме