противоположно направленных векторов;
4) научить решать задачи по данной теме.
Развивающая: 1) развивать стремление к достижению поставленной цели; 2) совершенствовать пространственное воображение и мышление учащихся; развивать навыки диалоговой культуры.
Воспитывающая: 1) воспитать математическую культуру, грамотность; 2) формировать активность, внимательность, наблюдательность; 3) воспитание интереса к предмету и потребности в приобретении знаний.
Методы обучения: объяснительно – наглядный в форме беседы, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование урока: компьютер, экран, таблица “Векторы в пространстве”, презентация “Векторы в пространстве”, карточки, чертежи к задачам, плакаты.
Ход урока
1. Организационный момент
Геометрия - увлекательная наука, где есть важные и интересные темы. Мы с вами закончили изучение темы “Многогранники”. Сегодня мы начинаем изучать тему, о которой вы узнаете, если отгадаете кроссворд.
Итак, (слайд № 3) внимание на экран
(Формулируется тема и цель урока. (Слайд № 1 и № 2)
Итак, запишите в тетрадях тему урока «Понятие вектора. Равенство векторов»
Сегодня на уроке мы познакомимся
- с понятием вектора в пространстве, с равными векторами в пространстве
- узнаем, какую роль играют векторы в различных областях науки.
2. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя.
(Слайд № 7)
(Слайд № 8, № 9)
(Слайд № 10)
(Слайд № 11)
3. Изучение нового материала
На каждую парту раздаются листы с изображением таблицы. Учащиеся работают в парах (работа с текстом учебника и нахождение аналогии с планиметрией). Учащиеся, читая текст, заполняют таблицу.
Записать в таблицу все термины по теме “Векторы в пространстве”. (Слайд № 12)
Объяснение нового материала ведется в виде диалога. Учитель задает вопросы по теме, а ученики отвечают. Диалог сопровождается презентацией, каждый слайд которой содержит иллюстрации и определения по данной теме.
Слайд № 19.(Ответ. Слайд № 20)
Слайд № 21.(Ответ. Слайд № 22)
Слайд № 23. Доказательство теоремы.
4. Закрепление изученного материала
1) Решение задач по готовым чертежам
а)Учебник Л.С. Атанасян и др. “Геометрия 10-11 класс” № 322(Слайд №24). Ответ (Слайд № 25).
б) № 326(Слайд № 26). (Ответ. Слайд № 27).
Учащиеся решают самостоятельно, с последующей проверкой с помощью слайдов.
Ответ к задачам дается после обсуждения с классом или верного ответа кого-то из учащихся. Решения записываются в тетрадь.
2) Самостоятельная работа обучающего характера (Слайд № 28)
Учащиеся, выполнившие работу первыми, получают оценку. Работа проверяется с помощью слайда № 29.
5. Итог урок
Учащимся дается пять минут для разгадывания зашифрованного слова по изученному материалу. Карточки с заданиями раздаются каждому ученику. Проверка с помощью слайда№ 30.
Карточка(расшифруй слово)
Фамилия математика, в работе которого впервые появилось понятие вектора.
М - Г.Грассман, К - Архимед, В - О.Коши
2. Как называется отрезок, для которого указано начало и конец?
И - луч, О - вектор, А - отрезок
3. Название двух ненулевых векторов, лежащих на одной прямой или на двух параллельных прямых.
Л - коллинеарные, С - параллельные, Н - перпендикулярные
4. Математик, который ввел современное обозначение вектора.
У - У.Гамильтон, О - О.Коши, И - И.Ньютон.
5. Чему равна длина вектора АВ?
Д - длина отрезка АВ, К - длина прямой АВ, Б - длина луча АВ
6. Чем характеризуется в каждой точке пространства магнитное поле?
Р - напряженность, П - ускорение, Ц - индукция.
7. Как называются два вектора, если они сонаправлены и их длины равны?
Э - компланарными, Ы - равными, Я - коллинеарными.
М О Л О Д Ц Ы (слайд № 31)
6. Домашнее задание
Стр.84-85, № 320; 321 (а). (Слайд № 32)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Векторы в пространстве" »
Векторы в пространстве. Равенство векторов.
учитель математики
ГКВ(С)ОУ «ВСОШ № 9» г. Ивделя Свердловской области
Дугина Т. А.
Цели урока
Знать:определение вектора в пространстве и связанные с ним понятия; равенство векторов.
Уметь:находить равные, сонаправленные, противоположно направленные векторы; решать задачи по данной теме.
Кроссфорд
1. Как называется выпуклый многогранник, все грани которого равные правильные многоугольники и в каждой его вершине сходится одно и то же число рёбер?
2. Как называются стороны многоугольников, из которых состоит многогранник?
3. Как называют правильный многогранник, составленный из двенадцати правильных пятиугольников?
Кроссфорд
4. Поверхность, составленная из 4 – х треугольников.
5. Утверждение, принимаемое без доказательства.
6. Как называется многогранник, составленный из двух равных многоугольников, расположенных в параллельных плоскостях и n – параллелограммов?
Кроссфорд
1
2
3
4
5
6
Кроссфорд
п р а в и л ь н ы й
р е б р о
д о д е к а э д р
т е т р а э д р
а к с и о м а
п р и з м а
Физические величины
Скорость v
Ускорение а
Перемещениеs
СилаF
Электрическое полеЭлектрическое поле, создаваемоев пространстве зарядами,характеризуется в каждой точкепространства векторомнапряженности электрическогополя.На рис. изображенывекторы напряженностиэлектрического поляположительноготочечного заряда.
Магнитное поле
Электрический ток, т.е. направленное движение зарядов, создает в пространстве магнитное поле, которое характеризуется в каждой точке пространства вектором магнитной индукции.
На рис. изображены
векторы магнитной
индукции магнитного
поля прямого
проводника с током.
Понятие вектора появилось в 19 веке в работах математиковГ. ГрассманаУ. Гамильтона
Современная символика для обозначения вектораrбыла введена в1853 годуфранцузским математикомО. Коши.
Задание
Записать все термины по теме «Векторы в пространстве».
Вектор
Обозначение вектова
Нулевой вектор
Направление нулевого вектора
Длина вектора
Коллинеарные векторы
Сонаправленные векторы
Противоположно направленные векторы
Равенство векторов
Определение вектора в пространстве
Отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой- концом, называетсявектором.
В
В
Обозначение вектора
АВ, с
Обозначение вектора
АВ, с
с
с
А
А
Любаяточкапространства такжеможет рассматриваться каквектор.Такой вектор называется
нулевым.
Обозначение нулевого вектора
ТТ, 0
0
ТТ
Длина ненулевого вектора
Длиной вектораАВназывается длина отрезкаАВ.
Длина вектораАВ (вектораа) обозначаетсятак:
АВ , а
Длина нулевого векторасчитается равнойнулю:
= 0
0
Определение коллинеарности векторов
Два ненулевых вектора называютсяколлинеарными,если они лежатна однойпрямойилина параллельных прямых.
Коллинеарные векторы
Сонаправленные векторы
Противоположно направленные векторы
Равенство векторов
Векторы называютсяравными, если они
сонаправленыи ихдлины равны.
D
AN=DC, так как
NANDCи|AN|=|DC|
С
K
В
АВ=ЕС, так как
АВ ЕСиАВ = ЕС
Е
А
Какие векторы на рисунке сонаправленные?Какие векторы на рисунке противоположно направленные?Найти длины векторов АВ;ВС; СС1.
5 см
D1
C1
3 см
В1
A1
9 см
9 см
D
C
3 см
5 см
A
B
Какие векторы на рисунке сонаправленные?Какие векторы на рисунке противоположно направленные?Найти длины векторов АВ;ВС; СС1.
Сонаправленные векторы:
5 см
D1
C1
AA1BB1,A1DB1C
AB D1C1
3 см
В1
A1
Противоположно-направленные:
9 см
9 см
CD D1C1,CD AB,
DA BC
D
C
АВ = 5 см; ВС = 3 см; ВВ1 = 9 см.
3 см
B
5 см
A
Могут ли быть равными векторы на рисунке? Ответ обоснуйте.
Рисунок № 1 Рисунок № 2
О
А
В
Н
К
А
М
С
Могут ли быть равными векторы на рисунке? Ответ обоснуйте.
Рисунок № 1 Рисунок № 2
О
А
В
Н
К
А
М
С
АН=ОК, т. к АН ОК
АВ=СМ, т. к АВ = СМ
Э
Э
Доказать, что от любой точки пространства можно отложить вектор, равный данному, и притом только один
Дано: а, М.
Доказать: в = а, М в, единственный.
Доказательство:
К
Проведем через вектор а и точку
М плоскость.
М
В этой плоскости построим
МК = а.
а
Из теоремы о параллельности
прямых следует МК = а и М МК .
В
Решение задач
№322
Укажите на этом рисунке
все пары:
М
С1
В1
а) сонаправленных векторов
А1
Д1
К
б) противоположно направленных
векторов
С
в) равных векторов
А
Д
В
Решение задач
№322
Укажите на этом рисунке
все пары:
М
В1
С1
а) сонаправленных векторов
Д1
А1
К
ДК и СМ;CВиС1В1иД1А1;
б) противоположно направленных
векторов
СД и АВ; АД и СВ; АА1и СС1;АД и Д1А1;АД и С1В1;
С
в) равных векторов
CВ = С1В1; Д1А1= С1В1;ДК=СМ
А
Д
В
Решение задач
№326 (а,б,в)
Назовите вектор,который
получится,если отложить:
а) от точки С вектор,равныйDD1
М
С1
В1
К
А1
D1
б) от точкиDвектор,равный СМ
в) от точки А1вектор,равный АС
С
А
D
В
Решение задач
№326 (а,б,в)
Назовите вектор,который
получится,если отложить:
а) от точки С вектор,равныйDD1
М
С1
В1
К
D1
А1
CC1 =DD1
б) от точкиDвектор,равный СМ
DK = CM
в) от точки А1вектор,равный АС
С
А1С1 =АС
А
D
Самостоятельная работа
Дан тетраэдр МАВС,угол АСВ прямой. Точки К и Р середины сторон МВ и МС,АС = 9 см и ВА = 15 см. Найти КМ .
Решение:
М
М
К
9
А
15
В
Самостоятельная работа
Дан тетраэдр МАВС,угол АСВ прямой. Точки К и Р середины сторон МВ и МС,АС = 9 см и ВА = 15 см. Найти КМ .
Решение:
М
М
Треугольник АВС,угол АСВ- прямой.
По теореме Пифагора
К
С
9
КМ – средняя линия треугольника МВС,
КМ =½ВС = 6 см.
КМ = 6 см.
А
15
В
Расшифруй слово
Расшифруй слово
О
Ц
Д
Ы
Л
О
М
Домашнее задание
Стр. 84 – 85
№320,321(а).
Список литературы:
1. «Геометрия 10-11» Учебник для общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян, И. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 201 1 .
2. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс (сост. В. А. Яровенко) в помощь школьному учителю- М.: ВАКО, 20 13 .
3 . « Математика. Справочник школьника.» Сост. Г. Якушева.- Центр гуманитарных наук при МГУ им. М.В.Ломоносова, М.1995.