Вывести правило сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Формировать умения и навыки по применению правил.
проблемного обучения и обучения в сотрудничестве.
положительных чисел, понятие модуля числа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация опорных знаний учащихся | 1. Здравствуйте, ребята! Совершим «мягкую посадку». Для этого каждой команде нужно ответить на ряд вопросов (вопросы задаются поочередно каждой команде) Какие числа называются целыми? Каким числом не может быть модуль числа? Рассказать правило сравнения положительных чисел с нулем. Чему равен модуль положительного числа? Рассказать правило сравнения отрицательных чисел с нулем. Чему равен модуль отрицательного числа? Почему модуль не может быть отрицательным числом? Правило сравнения положительных и отрицательных чисел. Правило сравнения двух отрицательных чисел. |
Команды по очереди отвечают на вопросы и рассаживаются по своим местам |
Проблемная ситуация с затруднением, с последующим определением темы урока | 2. А теперь воспользуемся координатной прямой, размещенной на доске и на партах, и найдем сумму: 1) 5 +( −8) = | 7) 11 + (−3) = | 2) −3 + (−4) = | 8) −11 + 20 = | 3) −7 + 9 = | 9) −1,7 + 3,1 = | 4) 11 + 12 = | 10) −2,3 + (-)= | 5) −2 + 8 = | 11) 300 + (-535) = | 6) −4 + (−1) = | 12) −124 + (−276) = |
(Первые 8 примеров не вызывают затруднений и разногласий; с 9 по 12 пример мнения расходятся).
Какова же тема сегодняшнего урока?
Давайте уточним, сложение каких чисел? Разложим карточки по группам.
−3 + (−4) =-7 | 5 +( −8) = -3 | 11 + 12 | −4 + (−1) = -5 | −7 + 9 =2 | | −2,3 + (-)=- | 11 + (−3) =8 | | −124 + (−276) = | −1,7 + 3,1 =1,4 | | | 300 + (-535) = | |
Какова же тема урока?
|
Команды работают самостоятельно, результаты фиксируются на доске
У: координатная прямая слишком короткая, не помогает; на координатной прямой нет делений для дробных чисел, давайте разделим; нужно продолжить координатную прямую; нужно придумать какие – нибудь правила.
У: правила сложения разных чисел
Ученики работают в группах и показывают результат на доске
У: в первом столбике складываются отрицательные числа, во втором отрицательные и положительные, в третьем положительные – мы это и так умеем. У: сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками. |
Работа в группах по моделированию правил сложения | Запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока. Найдите повторяющиеся закономерности в первом столбике.
Составьте полное предложение, объединяющее оба условия.
Давайте придумаем схему, по которой проще запомнить правило Возможный вариант (−) + (−) = − (+) Применим правило и схему для решения примеров из таблицы, вызвавших сомнения:
Проделайте аналогичную работу со вторым столбиком.
Применим правило и схему для оставшихся примеров второго столбика.
|
У: результат всегда с минусом; мы складывали модули этих чисел. Ученики составляют правило в группах и выдают получившееся предложение
−2,3 + (-)= -2,3 +(-0,5) = -2,8 −124 + (−276) = -400
У: результат то с минусом, то с плюсом; но мы все время вычитаем модули этих чисел. Ученики самостоятельно приходят ко второму правилу и соответствующей схеме Возможный вариант: (- )+ (+) =?( -) 300 + (-535) = -235. |
Работа в группах по решению примеров с проговариванием правил | А теперь, ребята, решим примеры по готовым карточкам в группах. Какую задачу поставите перед собой?
Найти значения выражений, проговаривая соответствующее правило сложения: | а) – 35 + (- 9) = | д) – 1,6 + ( - 4,7) = | б) 26 + (-6) = | е) - 5,6 + (- 2,4) = | в) – 17 + (- 8) = | ж) – 6,3 + 7,8 = | г) – 70 + 50 = | з) 9 + (- 10,2) = |
|
У: сперва понять, какое правило нужно применить и решить по нему пример. Ученики решают примеры поочередно, желательно начиная с сильных учеников; проговаривают правила и соблюдают грамотную запись.
|
Подведение итогов и рефлексия | Подведем итоги работы в группе: сравним результаты и оценим свою работу и работу группы в целом. Заполним оценочный лист группы.
И так, ребята, поднимем красные карточки, если новая тема вам понятна, зеленую карточку– частично понятна, синяя – не усвоена. Хорошо. Я и сами группы увидели, кому еще нужна помощь по данной теме. Будем оказывать ее при выполнении домашнего задания и на следующем уроке. Определим домашнее задание:
Спасибо всем за работу на уроке. До свидания. |
Ученики поднимают карточки.
До свидания.
|