kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перестановки, размещения и сочетания с повторениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится материал для самостоятельного изучения темы с побробным описанием и решением задач комбинаторики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перестановки, размещения и сочетания с повторениями.»

Практическое занятие №18.

Тема Размещения, сочетания и перестановки с повторениями

Цели рассмотреть примеры решения комбинаторных задач на размещения, сочетания и перестановки с повторениями, научиться распознавать комбинаторную конструкцию по смыслу задачи, применять формулы к решению задач.

Порядок выполнения работы

Задание №1. Внимательно изучите теоретическую справку. Запишите формулы размещений, сочетаний и перестановок с повторениями, рассмотрите примеры решения задач.

Размещения с повторениями из n элементов по k

Размещение с повторениями из n элементов по k – упорядоченная (n,k)-выборка с повторениями. Количество размещений с повторениями из n элементов по k определяется следующей формулой:

Пример №1. Сколько пятизначных чисел можно составить из множества цифр {5,7,2}?

Решение.

Ответ: 243.

Перестановки с повторениями

Перестановка с повторениями – упорядоченная (n,k)-выборка с повторениями, в которой элемент   повторяется   раз,   повторяется   раз так далее, до последнего элемента  , который повторяется   раз. При этом  + +…+ = . Общее количество перестановок с повторениями определяется формулой:

Пример №2. Сколько различных слов можно составить, переставляя буквы в слове КОЛОСОК? КАРИКАТУРА?

Решение.


Сочетания с повторениями из n элементов по k

Сочетание с повторениями из n элементов по k – неупорядоченная (n,k)-выборка с повторениями. Общее количество сочетаний с повторениями из n элементов по k определяется формулой:

Пример №3. Сколько наборов из 7 пирожных можно купить, если в продаже имеются пирожные 4 сортов?

Задание №2. Решите следующие задачи.

  1. Представьте себе, что мы находимся на конфетном заводе, – прямо возле конвейера, по которому движутся конфеты четырёх сортов. Мы запускаем руки в этот поток и вытаскиваем двадцать штук. Сколько всего различных "конфетных комбинаций" может оказаться в горсти?

Решение.

Если принять, что первому сорту соответствует число 1, второму сорту – число 2 и так далее, то исходное множество в нашей задаче таково: U={1,2,3,4}. Из этого множества мы выбираем 20 элементов (т.е., те самые 20 конфет с конвейера). Пригоршня конфет образует (4,20)-выборку. Естественно, повторения сортов будут. Вопрос в том, играет роль порядок расположения элементов в выборке или нет? Из условия задачи следует, что порядок расположения элементов роли не играет. Нам нет разницы, будут ли в горсти располагаться сначала 15 леденцов, а потом 5 шоколадных конфет, или сначала 5 шоколадных конфеты, а уж потом 15 леденцов. Итак, мы имеем дело с неупорядоченной (4,20) выборкой с повторениями. Чтобы найти общее количество этих выборок используем формулу:

Ответ: 1771.

  1. Слова составляются на основе алфавита U={a,b,d}. Сколько различных слов из семи символов может быть составлено, если в этих словах буква "a" должна повторяться 2 раза; буква "b" – 1 раз, а буква "d" – 4 раза?

Решение.

Вот примеры искомых слов: "aabdddd", "daddabd" и так далее. Буквы каждого слова образуют (3,7)-выборку с повторениями: (a,a,b,d,d,d,d), (d,a,d,d,a,b,d) и т.д. Каждая такая выборка состоит из двух элементов "a", одного элемента "b" и четырёх элементов "d". Иными словами, k1=2, k2=1, k3=4. Общее количество повторений всех символов, естественно, равно объёму выборки, т.е. k=k1+k2+k3=7. Подставляя эти данные в формулу, будем иметь:

Ответ: 105.

  1. Согласно государственному стандарту, автомобильный номерной знак состоит из 3 цифр и 3 букв. При этом недопустим номер с тремя нулями, а буквы выбираются из набора А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х  (используются только те буквы кириллицы, написание которых совпадает с латинскими буквами).Сколько различных номерных знаков можно составить для региона?

Решение:   способами можно составить цифровую комбинацию автомобильного номера, при этом одну из них (000) следует исключить:  .
 способами можно составить буквенную комбинацию автомобильного номера.
По правилу умножения комбинаций, всего можно составить: 
 автомобильных номера
(каждая цифровая комбинация сочетается с каждой буквенной комбинацией).
Ответ: 1726272

  1. Студенческая группа состоит из 23 человек, среди которых 10 юношей и 13 девушек. Сколькими способами можно выбрать команду из 5 человек, в которую должны входить две девушки?

Решение. По условию задачи нужно отобрать группу из 5 человек из имеющихся 23. Но в эту группу обязательно должны входить две девушки, а значит остальные три человека – юноши. Таким образом, нам необходимо вычислить, сколько существует способов отобрать двух девушек из 13 И трех юношей из 10. Так как порядок выбора парней и девушек не имеет значения, значит, это будут сочетания.

=78 – способов выбрать 2 девушки из 13

=120 – способов выбрать 3 юноши из 10

Ответ. 9360.



  1. В урне находится 4 белых, 6 черных и 5 красных шаров. Сколькими способами можно достать:

а) три шара; б) три шара одного цвета; в) три шара разного цвета;

г) три шара, из которых обязательно 2 красных;

д) три шара, из которых хотя бы один белый.

Решение.

а) в данном пункте не указывается цвет шаров, поэтому нам нужно извлечь три любых шара из общего количества. Всего в урне находится 4+6+5=15 шаров. Считаем количество сочетаний 3 из 15.

=455 – способов извлечь три шара из урны.

б) в данном пункте необходимо извлечь три шара одного цвета, то есть 3 белых ИЛИ 3 черных ИЛИ 3 красных. Считаем количество сочетаний 3 из 4, 3 из 6 и 3 из 5.

– способа извлечь три белых шара из имеющихся в урне 4 белых шаров

– способов извлечь три черных шара из имеющихся в урне 6 черных

– способов извлечь три красных шара из имеющихся в урне 5 красных



Так как в предложении стоит логическая связка ИЛИ, то полученные результаты складываем.

4 +20+10=34 способа извлечь три шара одного цвета.

в) в данном пункте необходимо извлечь три шара разного цвета, то есть 1 белый И 1 черный1 И 1 красный. Считаем количество сочетаний 3 из 4, 3 из 6 и 3 из 5.

из имеющихся в урне 4 белых шаров можно достать 4 способами, соответственно 1 черный – 6 способами, 1 красный – 5 способами. По правилу умножения получаем способов (так как в предложении стоит логическая связка И).

г) «три шара, из которых обязательно 2 красных» означает, что среди трех шаров окажется 2 красных, а один третий шар может быть либо черным, либо белым. Считаем количество сочетаний 2 из 5 (2 красных шара):

– способов извлечь 2 красных шара из имеющихся в урне 5 красных.

Теперь найдем количество способов, которыми можно извлечь 1 белый ИЛИ 1 черный шар. Так как в урне всего 4 белых и 6 черных шаров, то один из них можно извлечь 4+6=10 способами.

Так как нам необходима комбинация 2 красных И 1 любой другой(белый или черный), получаем:

способов.







Задание №3. Выполните самостоятельную работу по вариантам

  1. Сколько различных слов можно получить, переставляя буквы в слове ИНСТИТУТ?

  2. Сколько различных четырехзначных чисел можно составить из цифр 1 и 5?

  3. В студенческой столовой продают сосиски в тесте, ватрушки и пончики. Сколькими способами можно приобрести шесть пирожков?

Вариант 2

  1. Сколько различных слов можно получить, переставляя буквы в слове МОНОМАХ?

  2. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1 и 5?

  3. В буфете продают пирожки трех видов: с капустой, с яблоками и с картофелем. Сколькими способами можно приобрести семь пирожков?

Вариант 3

  1. Сколько различных слов можно получить, переставляя буквы в слове КОЛОКОЛ?

  2. Сколько пятизначных чисел можно составить из цифр 1,2,3?

  3. В магазине продаются ручки четырех цветов: синие, красные, черные и зеленые. Сколько существует способов купить 10 ручек?

Вариант 4

  1. Сколько различных слов можно получить, переставляя буквы в слове КОЛОБОК?

  2. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,2,5,6?

  3. В кармане лежат монеты разного достоинства: по 1,2,5 и 10 рублей (каждых не менее 6 штук). Сколько существует способов достать 6 монет?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Перестановки, размещения и сочетания с повторениями.

Автор: Уланская Наталья Сергеевна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая программа факультативного курса "Статистика и вероятность", 7 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-statistika-i-vieroiatnost-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "238420"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444565168"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Правило умножения для комбинаторных задач "
    ["seo_title"] => string(47) "pravilo-umnozhieniia-dlia-kombinatornykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221569"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435428324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1120 руб.
1870 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства