Рабочая программа факультативного курса "Статистика и вероятность", 7 класс
Рабочая программа факультативного курса "Статистика и вероятность", 7 класс
Данный курс построен на основе учебного пособия «Основы статистики и вероятность» Е.А. Бунимовича и В.А. Булычева. Он отличается от учебного пособия тем, что более подробно рассматриваются такие вопросы, как размещения без повторений и с повторениями, сочетания с повторениями, перестановки с повторениями и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Статистика и вероятность", 7 класс »
МОУ Ундоровский лицей
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей математики, информатики и физики
Протокол заседания №___
от « » 2013 г Руководитель МО .
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-методической работе
_________/
« » 2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
приказ № ________
« » 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«CТАТИСТИКА И ВЕРОЯТНОСТЬ»
Наименование учебного предмета: математика
Класс: 7
Уровень общего образования: основное общее
Учитель: Кононова Т.В.
Срок реализации программы, учебный год: 2013-2014 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 часов в год, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: учебного пособия «Основы статистики и вероятность» Е.А. Бунимович, В.А. Булычев, М.: Дрофа, 2008.
Рабочую программу составила __________
Пояснительная записка
Программа рассчитана для учащихся 7 классов, т.к. её содержание соответствует уровню знаний и интересов детей именно этой возрастной категории.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей постепенно возвращаются в школьную программу и становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. Именно при проведении уроков по этим курсам, учитель имеет возможность формировать устойчивый интерес к изучению математики, развивать интеллект воспитанников, способность ориентироваться в окружающей действительности, строить прогнозы. Однако на практике количество учебных часов, как правило, не позволяет включить данный курс в учебный процесс без ущерба для изучения других тем. Одним из выходов в данной ситуации является изучение элементов логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей в виде факультативных курсов.
Данный курс построен на основе учебного пособия «Основы статистики и вероятность» Е.А. Бунимовича и В.А. Булычева. Он отличается от учебного пособия тем, что более подробно рассматриваются такие вопросы, как размещения без повторений и с повторениями, сочетания с повторениями, перестановки с повторениями и т. д.
Цели курса:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
интереса к изучению математики;
системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
творческих способностей;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Количество учебных часов:
Планирование рассчитано на 1час в неделю, всего 35 часов.
Содержание программы
Простейшие комбинаторные задачи (4 часа). Правило умножения и правило сложения. Комбинаторная задача. Графический способ решения комбинаторных задач (дерево вариантов). Правило суммы (сложения). Правило умножения. Решение задач на правило суммы, правило умножения, на оба правила вместе. Факториал.
Соединения в комбинаторике (7 часов). Перестановки без повторения, перестановки с повторением. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями. Размещения без повторений. Размещения с повторениями. Решения задач на перестановки, сочетания, размещения.
Элементы статики (5 часов). Статистика. Статистические данные. Статистическая совокупность. Генеральная и выборочная совокупности. Сводка и группировка данных. Наглядное представление информации (гистограммы, диаграммы, графики).
Случайные события и вероятность (5 часа). Понятие событий. Вероятность событий. Частота события.
Математическое описание случайных явлений (4 часа). Представление о событиях и их вероятностях. Случайный опыт и элементарное событие.
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (7 часов). Вычисление вероятностей.Противоположные события. Несовместные события. Объединение и пересечение. Формулы сложения и умножения вероятностей.
Итоговое занятие курса (2 час).
Тематическое планирование
№ темы
Содержание материала
Кол-во часов
Дата проведения
Простейшие комбинаторные задачи
4
1
Понятие о комбинаторике и комбинаторной задаче.
1
2
Способы решения комбинаторных задач. Графический способ. Дерево вариантов.
1
3
Правило суммы.
1
4
Правило умножения.
1
Соединения в комбинаторике.
7
5
Размещения.
1
6
Перестановки.
1
7
Сочетания.
1
8
Решения задач по комбинаторике.
2
9
Практические занятия.
2
Элементы статистики.
5
10
Основные понятия статистики.
1
11
Сбор и группировка статистических данных.
1
12
Наглядное представление статистической информации.
1
13
Практические занятия .
2
Случайные события и вероятность
5
14
Понятие событий.
1
15
Вероятность события.
1
16
Частота события.
1
17
Практические занятия.
2
Математическое описание случайных явлений
4
18
Представление о событиях и их вероятностях.
1
19
Случайный опыт.
1
20
Элементарное событие.
1
21
Практическое занятие
1
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей
7
22
Вычисление вероятностей.
1
23
Противоположные события.
1
24
Несовместные события.
1
25
Объединение и пересечение событий.
1
26
Формулы сложения и умножения вероятностей.
1
27
Практические занятия
2
Итоговое занятие курса
2
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе обучающиеся должны: уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Ожидаемый результат
Систематическое и целенаправленное изучение математической индукции, элементов комбинаторики и основ теории вероятностей способствует осознанному умению применять полученные знания на практике, повышает интерес к изучению математики, развивает различные формы мыслительной деятельности учащихся.
Список литературы для учителя
Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. «Основы статистики и вероятность» М.: Дрофа, 2008.
Ткачёва М. В., Фёдорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.
Виленкин Н.Я. Комбинаторика. – М.: издательство «Наука», 1969.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003.
Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 кл./ Автор-составитель Студенецкая В.Н. – Волгоград: Учитель, 2005.
http://math.ru На сайте можно найти видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков. В разделе «библиотека» можно найти интересные книги (по всем разделам математики), которые давно были изданы и более не переиздавались. В том числе и книги по комбинаторике и теории вероятностей.
http://shcol-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/ckas.htmСказка о Федоте и его математическом походе. Увлекательное путешествие для детей в мир комбинаторики. Также здесь можно пройти тестирование по комбинаторике и не только.
http://www.math-on-line.com/olimpiada-edu/katalog-math-combinat-kolich.htmlСписок занимательных комбинаторных задач для учеников 5-8 классов.
http://festival 1 September.ruИтенсивный курс к разделу «Элементы теории вероятностей и статистики» для подготовки к ЕГЭ. 9 класс.
http://festival1September.ruЭлективный курс на тему «Комбинаторика для школьников любого возраста».
Список литературы для ученика
Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. «Основы статистики и вероятность» М.: Дрофа, 2008.
Ткачёва М. В., Фёдорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2003.
http://math.ru На сайте можно найти видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков. В разделе «библиотека» можно найти интересные книги (по всем разделам математики), которые давно были изданы и более не переиздавались. В том числе и книги по комбинаторике и теории вероятностей.
http://shcol-sector.relarn.ru/dckt/projects/ctrana/ckas.htmСказка о Федоте и его математическом походе. Увлекательное путешествие для детей в мир комбинаторики. Также здесь можно пройти тестирование по комбинаторике и не только.
http://www.math-on-line.com/olimpiada-edu/katalog-math-combinat-kolich.htmlСписок занимательных комбинаторных задач для учеников 5-8 классов.
http://festival 1 September.ruИтенсивный курс к разделу «Элементы теории вероятностей и статистики» для подготовки к ЕГЭ. 9 класс.