1.Орг. момент | Создадим хорошее настроение. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | Улыбнитесь друг другу, садитесь! – Руки? – На месте. – Ноги? – Локти? – У края. – Спина? – Прямая. |
3. Сообщение темы и целей урока. | - Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин. - На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки) - Кто знает, что это такое? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - Ребята, словосочетание “равные части” иногда заменяют словом “доли”. - В математике такие равные части от целого называются доли. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли? - Значит тема нашего урока … - Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. - Как распилили бревно бобры? - Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.) | А | В | - Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.) - Молодцы! -Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? Какую долю бревна взял бобер? - Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос? - Значит, какая цель стоит перед нами? | Презентация «Мы делили апельсин» Вернуться в начало презентации 1. (дольки) «Доли» - (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске). Варианты записи фиксируются на доске: 1:5; … рядом с записью появляется знак ? -научиться записывать доли и читать их (записать на доске). |
4.«Открытие» нового знания. Из истории дробей. | - Давайте разберёмся с этим вопросом. А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть. - А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей. - Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми? - Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.) Яблоко разрезаю на 2 равные части. - Что сделали с яблоком? - Как разрезала? (Пополам.) - Как сказать по другому? (На две равные части.) - Как по-другому назвать равные части? (Доли.) - На сколько равных частей (долей) разделили яблоко? - Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.) Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.) - Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.) - Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.) На доске дети видят следующую запись: - Что эта запись обозначает? (Мнения детей.) - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . 1 1 2 4 - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.) - А число над чертой? (Мнения детей.) - Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. Вывод: - Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли | -Красным мелом выделяется одна вторая от целого. делили показать на запись с актуализации новый вид чисел. ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем - папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний) |
6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом. | - Сейчас мы вместе выполним такую работу. А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.) - Какие это части? (равные) - Получили … (½). - Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей? - А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну) - А как записать? (¼) - Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.) - Как прочитать эту запись? (Одна четвертая). - Сколько четвертых долей в половине? - Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.) - Как это записать? (½ ¼) Б) - У вас на партах лежат полоски бумаги. - Согните её на три части, а потом пополам. -Разверните. - На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? - Закрасьте одну такую долю полоски. - Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили? - Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓). - Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием. | Алгоритм обозначения долей. Сравнение долей. Вывод: ½ ¼ |
7.Закрепление пройденного. Работа с учебником. | - На сколько долей вы разделили свою полоску? - Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски. - Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4. Аналогично с другой полоской. Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть. - Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.) - А как записать? - Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) - Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n? - Как эта запись читается? - Так, что же такое “доли”? - Приведите свои примеры долей Закрепим полученные выводы. стр. 67, № 1,2. обвести долю | 4записали, (один человек у доски) целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели) - убираем знак ?
|
8.Работа в группе с демонстрационным материалом | Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза. - Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха? - Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? - Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать? - Какая доля торта досталась каждому? | Презентация «Доли» Показывается на слайде, затем выдаётся модель торта. |
9.Самостоятельная работа. Самооценка | Стр. 69 № 3в\. На доске верное решение. - У кого такие же результаты? - У кого 1-2 ошибки? В чём и почему? - Кто не справился с заданием? Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку. | На доске верное решение молодцы я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками. Таких нет Самоконтроль и самооценка |
10.Итог урока. Рефлексия. | -- Какую часть конфитюра взяли обезьянки? - Что обозначает цифра 1, 3 в записи числа? - Какую цель мы перед собой ставили? - Что такое доли? – У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите - Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно? - У кого ещё есть затруднения? В чём? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Достиг ли наш урок цели? - Спасибо за урок. Вы молодцы. | Презентация – пирог-конфитюр, кольцо, сыр Научиться записывать доли и читать их. - показывают мордашки |